Положение о работе со слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися МАОУ-СОШ № 6

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ, НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МАОУ – СОШ 6
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
ГО Среднеуральск
Утверждено и введено в действие
приказом № 01-12-121
от «26» мая 2023 г.
1. Общие положения
Настоящее Положение о работе со слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися
(далее – Положение) разработано в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Цели:

обеспечение выполнения «Закона об образовании в РФ», Устава муниципального
автономного общеобразовательного учреждения – средней школы № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов (далее – МАОУ – СОШ № 6);

повышение уровня и качества обучения отдельных учеников МАОУ – СОШ № 6 и
Учреждения в целом.
Задачи:

формировать ответственное отношении обучающихся к учебному труду;

повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с «Законом об
образовании в Российской Федерации».
Основные направления и виды деятельности:

выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний обучающихся;

принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости обучающихся и
качества знаний обучающихся.
Основное понятие настоящего Положения – слабоуспевающие обучающиеся,
неуспевающие обучающиеся.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время
обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными
учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в
связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти
средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место
на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит
временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс
накапливания невыполнении требований.
2.
Организация деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими
обучающимся и его родителями
2.1. Учитель должен провести педагогическую диагностику (входной контроль) в начале
учебного года с целью выявления уровня обученности обучающегося.
2.2. Учитель должен использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный,
индивидуальный и др.) для объективности результата.

1

2.3. Учитель-предметник, работающий в 9 или 11 классе, должен в течение 1-ой четверти
выявить обучающихся «группы риска» и поставить в известность классного руководителя и
администрацию Учреждения.
2.4. Учитель должен регулярно и систематически опрашивать обучающихся, выставляя
оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не
имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5 –
7 обучающихся).
2.5. Учитель должен комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки,
чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем) в корректной форме.
2.6. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных
работ, после чего провести повторный контроль знаний.
2.7. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий,
неуспевающий обучающийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
2.8. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или
непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости обучающегося, если наблюдается
скопление неудовлетворительных оценок (3 и более «2»)
2.9. Учитель не должен снижать оценку обучающемуся за плохое поведение на уроке, в этом
случае он должен использовать другие методы воздействия.
2.10. Учитель-предметник ведет следующую документацию:
карта индивидуальной работы со слабоуспевающими, неуспевающими на учебный год
(Приложение № 1);
задания по ликвидации пробелов в знаниях;
индивидуальные тетради для дополнительных занятий;
отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими, неуспевающими
учащимися, неуспевающими обучающимися (сдается администрации 1 раз в четверть при
сдаче отчёта) по форме:
Причины
ИспользоваФормы
Сроки
Информаци Информац Результ
Ф.И.О.
неуспеваемо
ные виды
ликвида
сдачи
я классному
ия
ат
ученика
сти (учитель
указывает
самостоятель
но
выявленные
причины)

опроса

ции
пробело
в

материало
в

руководите
лю (дата)

родителям
(дата)

работы

3. Организация деятельности классного руководителя
3.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости обучающегося через
индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к педагогу - психологу (методы
работы: анкетирование обучающихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным
причинам можно отнести:

пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине);

недостаточная домашняя подготовка;

низкие способности;

нежелание учиться;

недостаточная работа на уроке;

необъективность выставления оценки на уроке;

большой объем домашнего задания;

высокий уровень сложности материала;

другие причины.
3.2. В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный
руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).
Уважительными причинами считаются:
2


болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х
дней;

мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом Учреждения,
проводящего данное мероприятие;

освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением
учителя-предметника или классного руководителя;

по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора Учреждения).
Неуважительными причинами считаются:

пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих
уважительную причину отсутствия учащегося.
3.3. Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске
уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если
пропуски неоднократные), через совет по профилактике правонарушений (если прогулы
систематические)
3.4. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или
недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую
работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к педагогу - психологу в случае
уклонения родителей от своих обязанностей.
3.5. В случае указания обучающимся или родителями на завышение объема домашнего
задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем - предметником или
обратиться к директору Учреждения, заместителю директора, чтобы проверить соответствие
объема домашнего задания соответствующим нормам.
3.6. Классный руководитель ведет следующую документацию:


Журнал посещения семьи слабоуспевающего, неуспевающего обучающегося по форме:
Дата посещения
Цель посещения
Решение
Роспись
родителей


Журнал регистрации бесед со слабоуспевающим, неуспевающим обучающимся по
форме:
Дата проведения
Цель беседы
Решение
Роспись
учащегося


Работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих, неуспевающих
обучающихся по форме:
Дата
Ф.И.О. учителя
Проблема
Принятые меры








3


Отчет классного руководителя по работе со слабоуспевающими, неуспевающими
обучающимися (сдает ежемесячно администрации школы) по форме:
Количество
Количест
Вид работы
Результативобучающихся во слабосо слабоуспевающими
ность работы
всего в классе успевающ
обучающимися
их
Дата
Ф.И. с/у
Вид работы
обучающ
обучающегося
ихся

Карту контроля классного руководителя за слабоуспевающими, неуспевающими
обучающимися.
3.7. В случае выполнения п. 3.1. – 3.5. и отсутствии положительного результата классный
руководитель сообщает о данном обучающемся администрации Учреждения с ходатайством о
проведении Совета профилактики, малого педсовета.
4. Организация деятельности ученика
4.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на
проверку письменные задания.
4.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на
уроке.
4.3. Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины)
обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может
обратиться к учителю за консультацией.
5. Программа деятельности педагога-психолога
5.1. В случае обращения классного руководителя по выявлению причин низкой успеваемости
обучающегося педагог-психолог разрабатывает систему методик, определяющих причины
низкой успеваемости ученика.
5.2. Педагог-психолог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью
выявления социальных проблем.
5.3. При необходимости, совместно с классным руководителем посетить ученика на дому,
составить акт обследования.
5.4. В случае обращения классного руководителя или родителей (законных представителей)
по выявлению причин низкой успеваемости учащегося педагог-психолог разрабатывает
систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика.
5.5. Педагог-психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка.
5.6. О результатах диагностик педагог-психолог докладывает классному руководителю и
заместителю директора по УВР в виде аналитической справки.
5.7. Педагог-психолог ведет следующую документацию:





план работы с неуспевающими учащимися;
журнал регистрации бесед с неуспевающими учащимися;
индивидуальные занятия;
диагностика.

5.8. Отчет о работе с неуспевающими учащимися педагог-психолог предоставляет 1 раз в
четверть заместителю директора по УВР.
6. Организация деятельности родителей
6.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
6.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его
посещение Учреждения.

4

6.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала
путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае
отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.
6.4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, педагогупсихологу, администрации ОУ.
6.5. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на
ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с
целью принятия административных мер наказания к родителям.
7. Организация деятельности администрации школы
7.1. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со
слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися.
7.2. Администрация школы ведет следующую документацию:
общешкольный план работы со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и
учащимися «группы риска» (Приложение № 3);
общий список неуспевающих обучающихся и учащихся «группы риска»;
разрабатывает систему мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по
предупреждению неуспеваемости обучающихся (Приложение № 2)
7.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе
педагогического коллектива со слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися.
7.4. В случае неэффективности принятых мер, администрация школы организует работу
малого педсовета, Совета профилактики, на который приглашается обучающийся и его
родители для решения дальнейшего вопроса об обучении.
7.5. Решение об оставлении слабоуспевающего, неуспевающего обучающегося на повторный
курс обучения принимает педагогический совет.
8. О контроле за соблюдением данного Положения
8.1. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель
директора школы по УВР.

ПРИНЯТО
с учетом мнения коллегиального органа управления:
Педагогический совет
Протокол № 4 от 25.05.2023 г.

5

Приложение № 1
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ, НЕУСПЕВАЮЩИМ ОБУЧАЮЩИМСЯ
Ф.И.О. обучающегося _______________________________________Класс_______
Ф.И.О. учителя _____________________________ Предмет ____________
Дополнительные занятия
№

Дата

Время

Тема занятия

Итоги, результативность занятия

1
2
3
4
5
Информирование родителей
№
Дата

Тема

Форма
информирования

Результат

1
2
3
4

6

Приложение № 2
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по
предупреждению неуспеваемости
Профилактика неуспеваемости на уроке:
1.
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся
наибольшее затруднение.
2.
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки.
3.
По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.
4.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов
излагаемого материала.
5.
Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного
материала.
6.
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал
7.
Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и
трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных
в определенной системе, достичь большего эффекта, включать в содержание самостоятельной
работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
8.
Инструктировать о порядке выполнения работы.
9.
Умело оказывать помощь учащимся в работе, развивать их самостоятельность.
10. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.
11. Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание
на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения.
12. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко
инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.
13. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.
Помощь неуспевающему на уроке:
1.
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса,
разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления.
2.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
3.
Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими
степень понимания ими учебного материала
4.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов, раздаче наглядного материала и т.д.
5.
Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и
обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
6.
Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
7. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений. Более
подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о
возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим
планом действий

7

Приложение № 3

Карта контроля классного руководителя за слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися
Ф.И.О. классного руководителя _________________________________________________ Класс
№

Ф.И.
неуспевающего
учащегося

Проведение
профилактических
бесед
дата
подпись
уч-ся

дата

Беседы с учителями-предметниками

Информирование родителей

предмет

дата

Ф.И.О.
учителя

проблема

принятые
меры

Форма
информи
рования

Результат
работы

Тема,
проблема

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».