ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОНННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В МАОУ – СОШ № 6 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов ГО Среднеуральск Утверждено и введено в действие приказом № 01-12-121 от «26» мая 2023 г. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МАОУ – СОШ № 6 1. Общие положения 1.1. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее – Положение) в образовательной организации (далее – Организация) устанавливает цели, порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, условия использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности, регулирует отношения участников образовательной деятельности. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Уставом и другими локальными актами Организации. 1.3. Применение настоящего Положения обязательно для всех структурных подразделений Организации, реализующих образовательную деятельность по основным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 1.4. Основные термины, определения, сокращения, используемые в настоящем Положении: 1.4.1. Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников», фактически организация образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента (технологий доставки материала: размещение на сайтах; электронная почта; использование контента; уже размещенного кем-то в сети Интернет и т.п.; организация взаимодействия между участниками учебной деятельности: e-mail, skype, icg, социальные сети, форумы и т.п.). 1.4.2. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей 1 при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4.3. Дистанционное обучение – взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие деятельности компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфическими средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. 1.4.4. Система дистанционного обучения (далее – СДО) – это используемое лицензионное программное обеспечение, доступное через интернет, позволяющее осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. 1.4.5. Контент или электронный контент – (от англ. content – содержание) – это абсолютно любое информационно значимое содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика. Учебный контент – это контент, ориентированный на решение образовательных задач. 1.4.6. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебно-методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых знаний по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям соответствующих учебных планов. 1.4.7. Электронный курс дистанционного обучения (ЭКДО) – это размещенный в СДО систематизированный (и по возможности, интерактивный) учебный контент, предусматривающий взаимодействие между всеми участниками учебной деятельности, ориентированное на достижение диагностических целей обучения. 1.4.8. Электронная информационно - образовательная среда (далее – ЭИОС) – совокупность информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ. 2. Цели и задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности 2.1. Основной целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности Организации является предоставление возможности повышения качества образования современных технических средств независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации образовательной деятельности. 2.2. Задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности Организации: повышение конкурентоспособности образовательных программ за счет совершенствования содержания, обеспечения его вариативности и создания возможности построения индивидуальных траекторий обучения; расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения; повышение эффективности учебной деятельности обучающихся, повышение эффективности организации образовательной деятельности; стимулирование развития потребности у обучающихся в получении дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному самоопределению и самореализации; развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения; 2 разработка учебных образовательных программ с учетом интеллектуальных особенностей контингента обучающихся; оказание информационно-методической поддержки педагогам, принимающим участие в подготовке одаренных детей к этапам Всероссийской олимпиады школьников, в подготовке обучающихся старшего звена школы к ЕГЭ. 3. Требования к применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 3.1. Условия применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3.1.1. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются посредством создания электронной информационно - образовательной среды при условии наличия соответствующего учебно-методического, кадрового и технического обеспечения образовательной деятельности. 3.1.2. Составными элементами ЭИОС Организации являются: Электронные информационные ресурсы Организации: официальный сайт: https://6sdu.uralschool.ru; АИС образование. Электронные образовательные ресурсы: система дистанционного обучения (www.elearn.irro.ru); портал «Российская цифровая школа» (https://resh.edu.ru); интеактивная образовательная он-лайн платформа (https://uchi.ru/); ЦОС ФГИС Моя школа; ресурсы библиотечно-информационного центра (БИЦ) Организации; электронные учебно-методические комплексы (УМК); программные и учебно-методические материалы в электронном и (или) на бумажных носителях; электронные учебники; вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле-лекций, слайд-лекций и аудио-лекций педагогов; обучающие компьютерные программы; базы для тестовых, проверочных, контрольных работ; базы вопросов, заданий для промежуточной аттестации; методические рекомендации для выполнения практических, лабораторных работ и т.п.; методические материалы для самостоятельной работы обучающихся; справочники, словари и.т.д.; тексты по спискам основной и дополнительной учебной литературы, информационно-справочные материалы. 3.2. Учебно-методическая помощь при реализации электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. 3.2.1. Для родителей (законных представителей) обучающихся проводятся индивидуальные консультации, размещаются информационные материалы на сайте https://6sdu.uralschool.ru; в системе АИС образование 3.2.2. Для обучающихся, которые не имеют возможности работать с электронным контентом (отсутствие технических возможностей, отсутствие Интернета, другие объектвные обстоятельста) организована работа кабинета информатики, согласно графику, утвержденного приказом директора (кроме периодов введения особого режима функционирования Организации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). 3.2.3. Дистанционное обучение предполагает наличие ЭКДО, обеспечивающего системное обучение, а также полную или частичную автоматизацию обучения и контроля его 3 качества. В случае использования элементов дистанционных образовательных технологий необходимо наличие соответствующего контента для его осуществления. 3.3. Виды и формы реализации программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3.3.1. Организация реализует обучение или его часть с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации. 3.3.2. Педагог самостоятельно определяет объём аудиторной нагрузки и соотношение объёма занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимся, и учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий. 3.3.3. Учебно-методическое обеспечение. 3.3.4. Основу учебно-методического обеспечения учебной деятельности с применением ДОТ составляет ЭКДО, размещенные в СДО, разработанные в соответствии с соответствующими учебными планами образовательных программ. 3.3.5. Требования, порядок разработки ЭКДО регламентируется локальным актом. 3.3.6. ЭОР, используемые в ЭКДО, описание ЭКДО, необходимые методические материалы хранятся в бумажном и электронном виде. 3.3.7. Все ЭКДО обновляются по мере необходимости. 3.4. Кадровое обеспечение. 3.4.1. Для реализации дистанционного обучения привлекаются педагоги, которые регулярно (не реже 1 раз в 3 года) повышают квалификацию в области технологий дистанционного обучения или информационно-коммуникационных технологий. 3.4.2. Инженер – программист, техник – программист поддерживает работу компьютерной техники, средств связи и других технических средств обучения. 3.4.3. Учебно-вспомогательный персонал обеспечивает организационно-методическую поддержку учебной деятельности с применением ДОТ. 3.5. Техническое обеспечение: компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами или ноутбуками с учётом количества слушателей; лицензионное клиентское программное обеспечение для работы с программными продуктами и в СДО и доступа к локальным и удалённым серверам с учебной информацией и рабочими материалами; телекоммуникационный канал с пропускной способностью, достаточной для организации образовательной деятельности и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам (обязателен при использовании при использовании ДОТ); проектор, экран. web – камера (при необходимости), колонки или наушники (при необходимости); рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером (ноутбуком), колонками и микрофоном (наушниками), web – камерой, соответствующим программным обеспечением для осуществления обучения; рабочее место обучающегося, оснащенное персональным компьютером (ноутбуком, мобильным устройство), колонками и микрофоном (наушниками), web – камерой, соответствующим программным обеспечением для осуществления обучения. 4. Порядок организации образовательной деятельности при реализации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий 4.1. Учебная деятельность на основе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации наряду с документами, указанными в п.1.2. настоящего Положения, регламентируются локальными нормативными актами, 4 инструкциями и иными документами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и Уставу Организации. 4.2. Особенности учебной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. 4.2.1. Внедрение ДОТ предусматривает применение ЭОР для проведения лекций, практических занятий и других видов занятий путём опосредованного (удаленного) контакта преподавателя и слушателей, а также проверки самостоятельных и контрольных работ, проектов, проведение консультаций и зачётов и т.д. 4.2.2. Применение ДОТ предполагает сохранение объёмов аудиторной работы с частичной или полной заменой непосредственного контакта с преподавателем или с лабораторной ресурсной базой на опосредованное взаимодействие через сеть Интернет. Применение ДОТ может сочетаться с проведение аудиторных занятий в реальных аудиториях. 4.3. Виды и формы учебной деятельности с использованием электронного обучения и ДОТ: самостоятельная работа, включающая работу с содержанием ЭКДО, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками и практикумами. Выполнение индивидуальных домашних заданий, проектов; лекция, вебинар, в том числе лекция в сетевом классе в режиме потокового видео; практическое и лабораторное занятие, в том числе компьютерный или виртуальный лабораторный практикум; консультация индивидуальная и групповая; контроль знаний (тестирование) и т.д. 4.4. Предоставление результатов самостоятельной работы (выполнение лабораторных, практических работ, проверка контрольных работ, руководство проектированием, индивидуальное и групповое консультирование, различные виды текущей аттестации) осуществляются посредством СДО, с помощью средств телекоммуникаций, либо в очном режиме. Формат предоставления и критерии оценки этих результатов определяется преподавателем с учётом специфики курса и доводиться до сведения обучающихся перед началом изучения. 4.5. Информирование обучающихся о результатах текущего контроля, промежуточной аттестации может осуществляется следующими способами: через АИС образование; на очных, групповых и индивидуальных консультациях/занятиях. 4.6. Контроль качества освоения образовательных программ реализуемых при помощи электронного обучения или ДОТ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию, проводимых в соответствии с учебно-тематическим планом. 4.7. Сопровождение образовательной деятельности на основе дистанционных образовательных технологий осуществляет классный руководитель. 4.7.1. Технологическое сопровождение: администрирование серверной части включает в себя настройку, обеспечение работы, корректировку серверной части. 4.7.2. Организационно-техническое сопровождение включает в себя регистрацию, удаление, восстановление логина и пароля пользователей, редактирование учётной записи. 4.7.3. Техническое сопровождение ЭКДО включает в себя создание курса или копии: распределение ролей. Подключение к курсу обучающихся и педагогов, консультации по возникающим вопросам у пользователей. 5. Заключительные положения 5.1. Изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, утверждаются приказом руководителя Организации. 5.2. Во всех случаях, не предусмотренных настоящим Положением. Следует руководствоваться действующим Законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами. 5