Рабочая программа курса внеурочной деятельности Разговоры о важном (базовый) 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
МО Среднеуральск
624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 5 от 27 мая 2025 года

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказом директора МАОУ – СОШ № 6
с углубленным изучением отдельных
предметов
от 29.05.2025 г. № 01-12-182

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 10-11
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО

Среднеуральск 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся
и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной
деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных правовых норм;
 в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" является частью содержания
внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки
содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения
нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному
осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает
формального следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно
учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с
родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача
педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к занятию
учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями
к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть –
мотивационная, вторая часть – основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра

видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть
занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
Содержание занятий курса.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир,
направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни определённость и
наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и независимая Россия. Будущее
страны зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование – фундамент будущего. Знания
– это возможность найти своё место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия –
страна возможностей, где каждый может реализовать свои способности и внести вклад в
будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно
меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и
функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век
информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки.
Российские железные дороги вносят огромный вклад в развитие экономики страны.
Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически
важно для будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны и
востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности
нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению
всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты. Сельское хозяйство – это отрасль, которая объединила в себе
традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными
системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость
и
востребованность
сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность
отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние
на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник
познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя,
своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с

духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая
самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему
важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные ценности и традиции
(любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о
предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные
традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей
и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой
которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной
источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание
России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека,
способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Добрые дела граждан
России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об
окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское лицо, образ
«Родины-матери». Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери:
примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской
Федерации. Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита
материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления
волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека,
ценою собственной жизни и здоровья, спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов
от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От инициативы людей
до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные
примеры). Участие молодёжи в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника.

Информационные источники формируют общественное мнение. Профессиональная этика
журналиста. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих
профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции.
История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и
самореализации. Перспективы получения высшего образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном
мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику,
обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно
развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской
культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от структуры
хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Цифровая экономика – это деятельность, в основе которой лежит
работа с цифровыми технологиями. Какое значение имеет использование цифровой
экономики для развития страны? Механизмы цифровой экономики. Технологическое
предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость технологического
предпринимательства для будущего страны и её технологического суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный
интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая
эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ
помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и
критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития
страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база России.
Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития
Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и
здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития
массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История
и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это
уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами.

Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым
культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников,
признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране
творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными,
экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться
природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о
процветании своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в
космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического
пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов
и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиковиспытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков.
Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую
роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и
профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не
бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления.
Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата,
память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о
подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу
историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк.
Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей,
вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в
общественном движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России,
объединяющие всех граждан страны.
В заключительной части подводятся итоги занятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к обучению и личностному
развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания,
духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания,
экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: владеть
навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
проявлять готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать
средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности; определять назначение и функции различных социальных
институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского литературного
языка и развитие умения применять знания о них в речевой практике; владение навыками
самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания
произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка; формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё
отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран
изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный язык как средство для
получения информации из иноязычных источников в образовательных и
самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире; формирование базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного
развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и
человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе; формирование умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов; формирование представлений об основных тенденциях
и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной
информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её
участии в решении важнейших проблем человечества; владение географическим
мышлением для определения географических аспектов природных, социальноэкономических и экологических процессов и проблем; формирование системы
комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных
особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение

умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями
географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению её условий; формирование представлений и знаний об основных
проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой; владение основными методами научного познания;
формирование собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Коли
№
Наименование
чест
Основное
п/
разделов и тем
во
содержание
п
программы
часо
в

1

Образ будущего.
Ко Дню знаний

1

2

Век информации.
120 лет.
Информационном
у агентству
России ТАСС

1

Иметь образ
будущего –
значит иметь
ориентир,
направление
движения,
позитивный образ
будущего задаёт
жизни
определённость и
наполняет её
смыслами. Образ
будущего страны
– сильная и
независимая
Россия. Будущее
страны зависит от
каждого из нас
уже сейчас.
Образование –
фундамент
будущего. Знания
– это возможность
найти своё место
в обществе и быть
полезным людям
и стране. Россия –
страна
возможностей, где
каждый может
реализовать свои
способности и
внести вклад в
будущее страны.
Информационное
телеграфное
агентство России
(ИТАР-ТАСС) –
это крупнейшее
мировое
агентство, одна из

Основные
виды
деятельнос
ти

Цифровые
ресурсы

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

3

Дорогами России

1

самых
цитируемых
новостных служб
страны. Агентство
неоднократно
меняло названия,
но всегда
неизменными
оставались его
государственный
статус и функции
– быть
источником
достоверной
информации о
России для всего
мира. В век
информации
крайне важен
навык
критического
мышления.
Необходимо
уметь
анализировать и
оценивать
информацию,
распознавать
фейки и не
распространять
их.
«Российские
железные дороги»
– крупнейшая
российская
компания, с
большой
историей,
обеспечивающая
пассажирские и
транспортные
перевозки.
Российские
железные дороги
вносят огромный
вклад в развитие
экономики
страны.
Железнодорожны

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

4

Путь зерна

1

й транспорт –
самый
устойчивый и
надёжный для
пассажиров:
всепогодный,
безопасный и
круглогодичный.
Развитие
транспортной
сферы
стратегически
важно для
будущего страны,
а профессии в
этих
направлениях
очень
перспективны и
востребованы.
Российское
сельское
хозяйство –
ключевая отрасль
промышленности
нашей страны,
главной задачей
которой является
производство
продуктов
питания.
Агропромышленн
ый комплекс
России выполняет
важнейшую
миссию по
обеспечению всех
россиян
продовольствием,
а его мощности
позволяют
обеспечивать
пшеницей треть
всего населения
планеты.
Сельское
хозяйство – это
отрасль, которая
объединила в себе

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

5

День учителя

1

традиции нашего
народа с
современными
технологиями:
роботами,
информационным
и системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость
и
востребованность
сельскохозяйстве
нных профессий,
технологичность
и экономическая
привлекательност
ь отрасли
(агрохолдинги,
фермерские
хозяйства и т. п.).
Учитель – одна из
важнейших в
обществе
профессий.
Назначение
учителя –
социальное
служение,
образование и
воспитание
подрастающего
поколения. В
разные
исторические
времена труд
учителя уважаем,
социально
значим, оказывает
влияние на
развитие
образования
членов общества.
Учитель –
советчик,
помощник,
участник
познавательной

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

6

Легенды о России

1

7

Что значит быть
взрослым?

1

деятельности
школьников.
Любовь к Родине,
патриотизм –
качества
гражданина
России. Знание
истории страны,
историческая
правда,
сохранение
исторической
памяти – основа
мировоззренческо
го суверенитета
страны. Попытки
исказить роль
России в мировой
истории – одна из
стратегий
информационной
войны против
нашей страны.
Быть взрослым –
это нести
ответственность
за себя, своих
близких и свою
страну. Активная
жизненная
позиция,
созидательный
подход к жизни,
умение принимать
решения и
осознавать их
значение, жить в
соответствии с
духовнонравственными
ценностями
общества – основа
взрослого
человека.
Финансовая
самостоятельност
ь и финансовая
грамотность.

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

8

Как создать
крепкую семью.
День отца

1

9

Гостеприимная
Россия. Ко Дню
народного
единства

1

Семья как
ценность для
каждого
гражданина
страны. Знания и
навыки для
построения
крепкой семьи в
будущем. Почему
важна крепкая
семья?
Преемственность
поколений:
семейные
ценности и
традиции
(любовь,
взаимопонимание,
участие в
семейном
хозяйстве,
воспитании
детей). Память о
предшествующих
поколениях
семьи. Особое
отношение к
старшему
поколению,
проявление
действенного
уважения,
внимания к
бабушкам и
дедушкам, забота
о них.
Гостеприимство –
качество,
объединяющее
все народы
России. Семейные
традиции встречи
гостей,
кулинарные
традиции народов
России.
Путешествие по
России – это
знакомство с

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

10

Твой вклад в
общее дело

11

С заботой к себе
и окружающим

1

1

культурой,
историей и
традициями
разных народов.
Гастрономически
й туризм – это вид
путешествий,
основой которого
являются поездки
туристов по
стране с целью
знакомства с
особенностями
местной кухни и
кулинарных
традиций.
Уплата налогов –
это коллективная
и личная
ответственность,
вклад гражданина
в благополучие
государства и
общества. Ни
одно государство
не может
обойтись без
налогов, это
основа бюджета
страны, основной
источник дохода.
Своим небольшим
вкладом мы
создаём будущее
страны,
процветание
России. Каким
будет мой личный
вклад в общее
дело?
Доброта и забота
– качества
настоящего
человека,
способного
оказывать помощь
и поддержку,
проявлять
милосердие.

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

12

День матери

1

13

Миссиямилосердие (ко
Дню волонтёра)

1

Добрые дела
граждан России:
благотворительно
сть и
пожертвование
как проявление
добрых чувств и
заботы об
окружающих.
Здоровый образ
жизни как забота
о себе и об
окружающих.
Мать, мама –
главные в жизни
человека слова.
Мать – хозяйка в
доме,
хранительница
семейного очага,
воспитательница
детей. У России
женское лицо,
образ «Родиныматери».
Материнство –
это счастье и
ответственность.
Многодетные
матери: примеры
из истории и
современной
жизни. «Матьгероиня» –
высшее звание
Российской
Федерации.
Материнство как
особая миссия.
Роль материнства
в будущем
страны. Защита
материнства на
государственном
уровне.
Кто такой
волонтёр?
Деятельность
волонтёров как

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

14

День Героев
Отечества

1

социальное
служение в
военное и мирное
время: примеры
из истории и
современной
жизни.
Милосердие и
забота – качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное,
медицинское,
цифровое и т. д.
Герои Отечества –
это
самоотверженные
и мужественные
люди, которые
любят свою
Родину и трудятся
во благо Отчизны.
Качества героя –
человека, ценою
собственной
жизни и здоровья,
спасающего
других: смелость
и отвага,
самопожертвован
ие и
ответственность
за судьбу других.
Проявление
уважения к
героям,
стремление
воспитывать у
себя волевые
качества:
смелость,
решительность,
стремление
прийти на
помощь.
Участники СВО –

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

15

Как пишут
законы?

16

Одна страна –
одни традиции

1

1

защитники
будущего нашей
страны.
Для чего нужны
законы? Как
менялся свод
российских
законов от
древних времён
до наших дней.
Законодательная
власть в России.
От инициативы
людей до закона:
как появляется
закон? Работа
депутатов: от
проблемы – к
решению
(позитивные
примеры).
Участие
молодёжи в
законотворческом
процессе.
Новогодние
традиции,
объединяющие
все народы
России. Новый
год – любимый
семейный
праздник.
История
возникновения
новогоднего
праздника в
России. Участие
детей в
подготовке и
встрече Нового
года. Подарки и
пожелания на
Новый год.
История создания
новогодних
игрушек. О чём
люди мечтают в
Новый год.

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

17

День российской
печати

1

18

День студента

1

Праздник
посвящён
работникам
печати, в том
числе редакторам,
журналистам,
издателям,
корректорам, –
всем, кто в той
или иной степени
связан с печатью.
Российские
традиции
издательского
дела, история
праздника.
Информационные
источники
формируют
общественное
мнение.
Профессиональна
я этика
журналиста.
Издание печатных
средств
информации –
коллективный
труд людей
многих
профессий. Зачем
нужны школьные
газеты?
Школьные
средства массовой
информации
День российского
студенчества:
история
праздника и его
традиции.
История
основания
Московского
государственного
университета
имени М.В.
Ломоносова.
Студенческие

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

19

БРИКС (тема о
международных
отношениях)

1

20

Бизнес и
технологическое
предприниматель
ство

1

годы – это путь к
овладению
профессией,
возможность для
творчества и
самореализации.
Перспективы
получения
высшего
образования. Как
сделать выбор?
Студенчество и
технологический
прорыв.
Роль нашей
страны в
современном
мире. БРИКС –
символ
многополярности
мира. Единство и
многообразие
стран БРИКС.
Взаимная
поддержка
помогает
государствам
развивать
торговлю и
экономику,
обмениваться
знаниями и
опытом в
различных сферах
жизни общества.
Россия успешно
развивает
контакты с
широким кругом
союзников и
партнёров.
Значение
российской
культуры для
всего мира.
Экономика: от
структуры
хозяйства к
управленческим

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

21

Искусственный
интеллект и
человек.
Стратегия
взаимодействия

1

решениям. Что
сегодня делается
для успешного
развития
экономики
России?
Цифровая
экономика – это
деятельность, в
основе которой
лежит работа с
цифровыми
технологиями.
Какое значение
имеет
использование
цифровой
экономики для
развития страны?
Механизмы
цифровой
экономики.
Технологическое
предприниматель
ство как особая
сфера бизнеса.
Значимость
технологического
предприниматель
ства для будущего
страны и её
технологического
суверенитета.
Стратегия
взаимодействия.
Искусственный
интеллект –
стратегическая
отрасль в России,
оптимизирующая
процессы и
повышающая
эффективность
производства.
Искусственный
интеллект –
помощник
человека. ИИ
помогает только

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

22

Что значит
служить
Отечеству? 280
лет со дня
рождения Ф.
Ушакова

1

23

Арктика –
территория
развития

1

при условии, если
сам человек
обладает
хорошими
знаниями и
критическим
мышлением.
Степень
ответственности
тех, кто обучает
ИИ.
День защитника
Отечества:
исторические
традиции.
Профессия
военного: кто её
выбирает сегодня.
Защита Отечества
– обязанность
гражданина
Российской
Федерации,
проявление любви
к родной земле,
Родине. Честь и
воинский долг.
280-летие со дня
рождения
великого русского
флотоводца Ф.Ф.
Ушакова.
Качества
российского
воина: смелость,
героизм,
самопожертвован
ие.
Арктика –
стратегическая
территория
развития страны.
Почему для
России важно
осваивать
Арктику? Артика
– ресурсная база
России.
Российские

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

24

Международный
женский день

1

25

Массовый спорт в
России

1

исследователи
Арктики. Россия –
мировой лидер
атомной отрасли.
Атомный
ледокольный
флот, развитие
Северного
морского пути.
Знакомство с
проектами
развития
Арктики.
Международный
женский день –
праздник
благодарности и
любви к женщине.
Женщина в
современном
обществе –
труженица, мать,
воспитатель
детей. Великие
женщины в
истории России.
Выдающиеся
женщины ХХ
века,
прославившие
Россию.
Развитие
массового спорта
– вклад в
благополучие и
здоровье нации,
будущие
поколения
страны. Здоровый
образ жизни,
забота о
собственном
здоровье, спорт
как важнейшая
часть жизни
современного
человека. Условия
развития

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

26

День
воссоединения
Крыма и
Севастополя с
Россией. 100летие Артека

1

27

Служение
творчеством.
Зачем людям
искусство? 185
лет со дня
рождения П.И.
Чайковского

1

массового спорта
в России.
История и
традиции Артека.
После
воссоединения
Крыма и
Севастополя с
Россией Артек –
это уникальный и
современный
комплекс из 9
лагерей,
работающих
круглый год.
Артек –
пространство для
творчества,
саморазвития и
самореализации.
Искусство – это
способ общения и
диалога между
поколениями и
народами. Роль
музыки в жизни
человека: музыка
сопровождает
человека с
рождения до
конца жизни.
Способность
слушать,
воспринимать и
понимать музыку.
Россия – страна с
богатым
культурным
наследием, страна
великих
композиторов,
писателей,
художников,
признанных во
всём мире.
Произведения
П.И. Чайковского,
служение своей

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

28

Моя малая
Родина
(региональный и
местный
компонент)

29

Герои
космической
отрасли

1

1

стране
творчеством.
Россия – великая
и уникальная
страна, каждый из
её регионов
прекрасен и
неповторим
своими
природными,
экономическими
и другими
ресурсами.
Любовь к
родному краю,
способность
любоваться
природой и
беречь её – часть
любви к Отчизне.
Патриот честно
трудится,
заботится о
процветании
своей страны,
уважает её
историю и
культуру.
Исследования
космоса помогают
нам понять, как
возникла наша
Вселенная. Россия
– лидер в
развитии
космической
отрасли. Полёты в
космос – это
результат
огромного труда
большого
коллектива
учёных, рабочих,
космонавтов,
которые
обеспечили
первенство нашей
Родины в
освоении

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

30

Гражданская
авиация России

1

31

Медицина России

1

космического
пространства. В
условиях
невесомости
космонавты
проводят сложные
научные
эксперименты,
что позволяет
российской науке
продвигаться в
освоении новых
материалов и
создании новых
технологий.
Значение авиации
для жизни
общества и
каждого человека.
Как мечта летать
изменила жизнь
человека.
Легендарная
история развития
российской
гражданской
авиации. Героизм
конструкторов,
инженеров и
лётчиковиспытателей
первых
российских
самолётов.
Мировые рекорды
российских
лётчиков.
Современное
авиастроение.
Профессии,
связанные с
авиацией.
Охрана здоровья
граждан России –
приоритет
государственной
политики страны.
Современные
поликлиники и

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

32

Что такое успех?
(ко Дню труда)

1

больницы.
Достижения
российской
медицины.
Технологии
будущего в
области
медицины.
Профессия врача
играет ключевую
роль в
поддержании и
улучшении
здоровья людей и
их уровня жизни.
Врач – не просто
профессия, это
настоящее
призвание,
требующее не
только знаний, но
и человеческого
сочувствия,
служения
обществу.
Волонтёрымедики.
Преемственность
поколений и
профессия
человека:
семейные
династии врачей
России.
Труд – основа
жизни человека и
развития
общества.
Человек должен
иметь знания и
умения, быть
терпеливым и
настойчивым, не
бояться
трудностей (труд
и трудно –
однокоренные
слова), находить
пути их

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

33

80-летие Победы
в Великой
Отечественной
войне

34

Жизнь в
Движении

1

1

преодоления.
Чтобы добиться
долгосрочного
успеха, нужно
много трудиться.
Профессии
будущего: что
будет нужно
стране, когда я
вырасту?
День Победы –
священная дата,
память о которой
передаётся от
поколения к
поколению.
Историческая
память: память о
подвиге нашего
народа в годы
Великой
Отечественной
войны. Важно
помнить нашу
историю и чтить
память всех
людей,
перенёсших
тяготы войны.
Бессмертный
полк. Страницы
героического
прошлого,
которые нельзя
забывать.
19 мая – День
детских
общественных
организаций.
Детские
общественные
организации
разных поколений
объединяли и
объединяют
активных,
целеустремлённы
х ребят.
Участники

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Ценности,
которые нас
объединяют

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

35

35

детских
общественных
организаций
находят друзей,
вместе делают
полезные дела и
ощущают себя
частью большого
коллектива.
Участие в
общественном
движении детей и
молодежи,
знакомство с
различными
проектами.
Ценности – это
важнейшие
нравственные
ориентиры для
человека и
общества.
Духовнонравственные
ценности России,
объединяющие
всех граждан
страны.

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

11 КЛАСС
Наименовани
№
е разделов и
п/
тем
п
программы

1

Образ
будущего. Ко
Дню знаний

2

Век
информации.
120 лет.
Информационн
ому агентству
России ТАСС

Количе
ство
часов

1

1

Основное содержание

Иметь образ будущего
– значит иметь
ориентир, направление
движения, позитивный
образ будущего задаёт
жизни определённость
и наполняет её
смыслами. Образ
будущего страны –
сильная и независимая
Россия. Будущее
страны зависит от
каждого из нас уже
сейчас. Образование –
фундамент будущего.
Знания – это
возможность найти
своё место в обществе
и быть полезным
людям и стране.
Россия – страна
возможностей, где
каждый может
реализовать свои
способности и внести
вклад в будущее
страны.
Информационное
телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС)
– это крупнейшее
мировое агентство,
одна из самых
цитируемых новостных
служб страны.
Агентство
неоднократно меняло
названия, но всегда
неизменными
оставались его
государственный
статус и функции –
быть источником
достоверной
информации о России

Основные
виды
деятельнос
ти

Цифровые
ресурсы

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

3

Дорогами
России

1

4

Путь зерна

1

для всего мира. В век
информации крайне
важен навык
критического
мышления.
Необходимо уметь
анализировать и
оценивать
информацию,
распознавать фейки и
не распространять их.
«Российские железные
дороги» – крупнейшая
российская компания, с
большой историей,
обеспечивающая
пассажирские и
транспортные
перевозки. Российские
железные дороги
вносят огромный вклад
в развитие экономики
страны.
Железнодорожный
транспорт – самый
устойчивый и
надёжный для
пассажиров:
всепогодный,
безопасный и
круглогодичный.
Развитие транспортной
сферы стратегически
важно для будущего
страны, а профессии в
этих направлениях
очень перспективны и
востребованы.
Российское сельское
хозяйство – ключевая
отрасль
промышленности
нашей страны, главной
задачей которой
является производство
продуктов питания.
Агропромышленный
комплекс России
выполняет важнейшую
миссию по

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

5

День учителя

6

Легенды о
России

1

1

обеспечению всех
россиян
продовольствием, а его
мощности позволяют
обеспечивать
пшеницей треть всего
населения планеты.
Сельское хозяйство –
это отрасль, которая
объединила в себе
традиции нашего
народа с
современными
технологиями:
роботами,
информационными
системами, цифровыми
устройствами.
Разноплановость и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и
экономическая
привлекательность
отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства
и т. п.).
Учитель – одна из
важнейших в обществе
профессий. Назначение
учителя – социальное
служение, образование
и воспитание
подрастающего
поколения. В разные
исторические времена
труд учителя уважаем,
социально значим,
оказывает влияние на
развитие образования
членов общества.
Учитель – советчик,
помощник, участник
познавательной
деятельности
школьников.
Любовь к Родине,
патриотизм – качества
гражданина России.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

7

Что значит
быть
взрослым?

1

8

Как создать
крепкую
семью. День
отца

1

Знание истории
страны, историческая
правда, сохранение
исторической памяти –
основа
мировоззренческого
суверенитета страны.
Попытки исказить роль
России в мировой
истории – одна из
стратегий
информационной
войны против нашей
страны.
Быть взрослым – это
нести ответственность
за себя, своих близких
и свою страну.
Активная жизненная
позиция,
созидательный подход
к жизни, умение
принимать решения и
осознавать их
значение, жить в
соответствии с
духовнонравственными
ценностями общества –
основа взрослого
человека. Финансовая
самостоятельность и
финансовая
грамотность.
Семья как ценность для
каждого гражданина
страны. Знания и
навыки для построения
крепкой семьи в
будущем. Почему
важна крепкая семья?
Преемственность
поколений: семейные
ценности и традиции
(любовь,
взаимопонимание,
участие в семейном
хозяйстве, воспитании
детей). Память о
предшествующих

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

9

Гостеприимная
Россия. Ко
Дню
народного
единства

1

10

Твой вклад в
общее дело

1

поколениях семьи.
Особое отношение к
старшему поколению,
проявление
действенного
уважения, внимания к
бабушкам и дедушкам,
забота о них.
Гостеприимство –
качество,
объединяющее все
народы России.
Семейные традиции
встречи гостей,
кулинарные традиции
народов России.
Путешествие по
России – это
знакомство с
культурой, историей и
традициями разных
народов.
Гастрономический
туризм – это вид
путешествий, основой
которого являются
поездки туристов по
стране с целью
знакомства с
особенностями
местной кухни и
кулинарных традиций.
Уплата налогов – это
коллективная и личная
ответственность, вклад
гражданина в
благополучие
государства и
общества. Ни одно
государство не может
обойтись без налогов,
это основа бюджета
страны, основной
источник дохода.
Своим небольшим
вкладом мы создаём
будущее страны,
процветание России.
Каким будет мой

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

11

С заботой к
себе и
окружающим

12

День матери

13

Миссиямилосердие (ко
Дню
волонтёра)

1

1

1

личный вклад в общее
дело?
Доброта и забота –
качества настоящего
человека, способного
оказывать помощь и
поддержку, проявлять
милосердие. Добрые
дела граждан России:
благотворительность и
пожертвование как
проявление добрых
чувств и заботы об
окружающих.
Здоровый образ жизни
как забота о себе и об
окружающих.
Мать, мама – главные
в жизни человека
слова. Мать – хозяйка
в доме, хранительница
семейного очага,
воспитательница
детей. У России
женское лицо, образ
«Родины-матери».
Материнство – это
счастье и
ответственность.
Многодетные матери:
примеры из истории и
современной жизни.
«Мать-героиня» –
высшее звание
Российской
Федерации.
Материнство как
особая миссия. Роль
материнства в
будущем страны.
Защита материнства на
государственном
уровне.
Кто такой волонтёр?
Деятельность
волонтёров как
социальное служение в
военное и мирное
время: примеры из

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

14

День Героев
Отечества

1

15

Как пишут
законы?

1

истории и
современной жизни.
Милосердие и забота –
качества волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное,
медицинское,
цифровое и т. д.
Герои Отечества – это
самоотверженные и
мужественные люди,
которые любят свою
Родину и трудятся во
благо Отчизны.
Качества героя –
человека, ценою
собственной жизни и
здоровья, спасающего
других: смелость и
отвага,
самопожертвование и
ответственность за
судьбу других.
Проявление уважения
к героям, стремление
воспитывать у себя
волевые качества:
смелость,
решительность,
стремление прийти на
помощь. Участники
СВО – защитники
будущего нашей
страны.
Для чего нужны
законы? Как менялся
свод российских
законов от древних
времён до наших дней.
Законодательная
власть в России. От
инициативы людей до
закона: как появляется
закон? Работа
депутатов: от
проблемы – к решению
(позитивные примеры).

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

16

Одна страна –
одни традиции

17

День
российской
печати

1

18

День студента

1

1

Участие молодёжи в
законотворческом
процессе.
Новогодние традиции,
объединяющие все
народы России. Новый
год – любимый
семейный праздник.
История
возникновения
новогоднего праздника
в России. Участие
детей в подготовке и
встрече Нового года.
Подарки и пожелания
на Новый год. История
создания новогодних
игрушек. О чём люди
мечтают в Новый год.
Праздник посвящён
работникам печати, в
том числе редакторам,
журналистам,
издателям,
корректорам, – всем,
кто в той или иной
степени связан с
печатью. Российские
традиции
издательского дела,
история праздника.
Информационные
источники формируют
общественное мнение.
Профессиональная
этика журналиста.
Издание печатных
средств информации –
коллективный труд
людей многих
профессий. Зачем
нужны школьные
газеты? Школьные
средства массовой
информации
День российского
студенчества: история
праздника и его
традиции. История

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

19

БРИКС (тема о
международны
х отношениях)

20

Бизнес и
технологическ
ое
предпринимате
льство

1

1

основания
Московского
государственного
университета имени
М.В. Ломоносова.
Студенческие годы –
это путь к овладению
профессией,
возможность для
творчества и
самореализации.
Перспективы
получения высшего
образования. Как
сделать выбор?
Студенчество и
технологический
прорыв.
Роль нашей страны в
современном мире.
БРИКС – символ
многополярности
мира. Единство и
многообразие стран
БРИКС. Взаимная
поддержка помогает
государствам
развивать торговлю и
экономику,
обмениваться
знаниями и опытом в
различных сферах
жизни общества.
Россия успешно
развивает контакты с
широким кругом
союзников и
партнёров. Значение
российской культуры
для всего мира.
Экономика: от
структуры хозяйства к
управленческим
решениям. Что сегодня
делается для
успешного развития
экономики России?
Цифровая экономика –
это деятельность, в
основе которой лежит

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

21

Искусственны
й интеллект и
человек.
Стратегия
взаимодействи
я

22

Что значит
служить
Отечеству? 280
лет со дня
рождения Ф.
Ушакова

1

1

работа с цифровыми
технологиями. Какое
значение имеет
использование
цифровой экономики
для развития страны?
Механизмы цифровой
экономики.
Технологическое
предпринимательство
как особая сфера
бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства
для будущего страны и
её технологического
суверенитета.
Стратегия
взаимодействия.
Искусственный
интеллект –
стратегическая отрасль
в России,
оптимизирующая
процессы и
повышающая
эффективность
производства.
Искусственный
интеллект – помощник
человека. ИИ помогает
только при условии,
если сам человек
обладает хорошими
знаниями и
критическим
мышлением. Степень
ответственности тех,
кто обучает ИИ.
День защитника
Отечества:
исторические
традиции. Профессия
военного: кто её
выбирает сегодня.
Защита Отечества –
обязанность
гражданина
Российской
Федерации,

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

23

Арктика –
территория
развития

1

24

Международн
ый женский
день

1

25

Массовый
спорт в России

1

проявление любви к
родной земле, Родине.
Честь и воинский долг.
280-летие со дня
рождения великого
русского флотоводца
Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского
воина: смелость,
героизм,
самопожертвование.
Арктика –
стратегическая
территория развития
страны. Почему для
России важно
осваивать Арктику?
Артика – ресурсная
база России.
Российские
исследователи
Арктики. Россия –
мировой лидер
атомной отрасли.
Атомный ледокольный
флот, развитие
Северного морского
пути. Знакомство с
проектами развития
Арктики.
Международный
женский день –
праздник
благодарности и
любви к женщине.
Женщина в
современном обществе
– труженица, мать,
воспитатель детей.
Великие женщины в
истории России.
Выдающиеся
женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Развитие массового
спорта – вклад в
благополучие и
здоровье нации,
будущие поколения

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

Беседа с
обучающим
ися

https://razgovor.edso
o.ru/

26

День
воссоединения
Крыма и
Севастополя с
Россией. 100летие Артека

27

Служение
творчеством.
Зачем людям
искусство? 185
лет со дня
рождения П.И.
Чайковского

1

28

Моя малая
Родина
(региональный

1

1

страны. Здоровый
образ жизни, забота о
собственном здоровье,
спорт как важнейшая
часть жизни
современного
человека. Условия
развития массового
спорта в России.
История и традиции
Артека. После
воссоединения Крыма
и Севастополя с
Россией Артек – это
уникальный и
современный комплекс
из 9 лагерей,
работающих круглый
год. Артек –
пространство для
творчества,
саморазвития и
самореализации.
Искусство – это способ
общения и диалога
между поколениями и
народами. Роль музыки
в жизни человека:
музыка сопровождает
человека с рождения до
конца жизни.
Способность слушать,
воспринимать и
понимать музыку.
Россия – страна с
богатым культурным
наследием, страна
великих композиторов,
писателей,
художников,
признанных во всём
мире. Произведения
П.И. Чайковского,
служение своей стране
творчеством.
Россия – великая и
уникальная страна,
каждый из её регионов
прекрасен и

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

и местный
компонент)

29

Герои
космической
отрасли

30

Гражданская
авиация
России

1

1

неповторим своими
природными,
экономическими и
другими ресурсами.
Любовь к родному
краю, способность
любоваться природой и
беречь её – часть
любви к Отчизне.
Патриот честно
трудится, заботится о
процветании своей
страны, уважает её
историю и культуру.
Исследования космоса
помогают нам понять,
как возникла наша
Вселенная. Россия –
лидер в развитии
космической отрасли.
Полёты в космос – это
результат огромного
труда большого
коллектива учёных,
рабочих, космонавтов,
которые обеспечили
первенство нашей
Родины в освоении
космического
пространства. В
условиях невесомости
космонавты проводят
сложные научные
эксперименты, что
позволяет российской
науке продвигаться в
освоении новых
материалов и создании
новых технологий.
Значение авиации для
жизни общества и
каждого человека. Как
мечта летать изменила
жизнь человека.
Легендарная история
развития российской
гражданской авиации.
Героизм
конструкторов,
инженеров и лётчиков-

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

31

Медицина
России

1

32

Что такое
успех? (ко
Дню труда)

1

испытателей первых
российских самолётов.
Мировые рекорды
российских лётчиков.
Современное
авиастроение.
Профессии, связанные
с авиацией.
Охрана здоровья
граждан России –
приоритет
государственной
политики страны.
Современные
поликлиники и
больницы. Достижения
российской медицины.
Технологии будущего в
области медицины.
Профессия врача
играет ключевую роль
в поддержании и
улучшении здоровья
людей и их уровня
жизни. Врач – не
просто профессия, это
настоящее призвание,
требующее не только
знаний, но и
человеческого
сочувствия, служения
обществу. Волонтёрымедики.
Преемственность
поколений и профессия
человека: семейные
династии врачей
России.
Труд – основа жизни
человека и развития
общества. Человек
должен иметь знания и
умения, быть
терпеливым и
настойчивым, не
бояться трудностей
(труд и трудно –
однокоренные слова),
находить пути их
преодоления. Чтобы

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

33

80-летие
Победы в
Великой
Отечественной
войне

1

34

Жизнь в
Движении

1

добиться
долгосрочного успеха,
нужно много
трудиться. Профессии
будущего: что будет
нужно стране, когда я
вырасту?
День Победы –
священная дата, память
о которой передаётся
от поколения к
поколению.
Историческая память:
память о подвиге
нашего народа в годы
Великой
Отечественной войны.
Важно помнить нашу
историю и чтить
память всех людей,
перенёсших тяготы
войны. Бессмертный
полк. Страницы
героического
прошлого, которые
нельзя забывать.
19 мая – День детских
общественных
организаций. Детские
общественные
организации разных
поколений объединяли
и объединяют
активных,
целеустремлённых
ребят. Участники
детских общественных
организаций находят
друзей, вместе делают
полезные дела и
ощущают себя частью
большого коллектива.
Участие в
общественном
движении детей и
молодежи, знакомство
с различными
проектами.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Ценности,
которые нас
объединяют

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

35

35

Ценности – это
важнейшие
нравственные
ориентиры для
человека и общества.
Духовно-нравственные
ценности России,
объединяющие всех
граждан страны.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.eds
oo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».