Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
МО Среднеуральск
624071, Свердловская область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 6 от 27 мая 2025 года
Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ – СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов
Приказ от 29.05.2025 года № 01-12-182
«___» ________________ 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 14 – 17 лет
Срок реализации: 3 года
1
Содержание
1. Пояснительная записка
3
2.Планируемые результаты
5
3. Содержание и объем образовательной программы
6
4.Организационно-педагогические условия
6
4.1.Учебный план
6
4.2.Календарный учебный график
6
4.3. Материально-технические и кадровые условия
7
5.Оценочные материалы
7
6.Методические материалы
8
7. Список литературы
9
8.Приложения
10
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театр - синтетический вид искусства. Изучая его, ребенок погружается в
мир литературы, музыки, живописи и др. Эти познания - неотъемлемая частица
общей системы эстетического воспитания, роль которого в развитии личности и
ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала
себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека. Выдающийся критик В. Белинский подчеркивал: «Искусство
способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука».
Театр - коллективное искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с
большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия
с действиями других членов группы, т. е. приобретают навыки коллективного
творчества.
Новизна данной программы в следующем:
Нетрадиционная форма проведения занятий (театрализованные рассказы и
беседы от имени литературных героев).
Вовлечение детей в проведение, игр, сюрпризных моментов, обыгрывании
сказки-импровизации с применением кукол-образов.
Нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими
личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог
входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет
найдено верное решение.
Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее время
проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень
многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, развитие новых информационных технологий при деградации их
идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное
отношение к труду, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе
средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному
воспитанию.
Педагогическая целесообразность. Почти все программы по театральному искусству направлены на начальные этапы освоения актерской профессии.
Уроки актерского мастерства используются как наиболее эффективная форма общего эстетического развития ребенка, без учёта развития и воспитания его нравственных качеств. Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не
пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества. Данная
3
программа основной акцент делает именно на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в
воспитании детей.
Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, экскурсии, творческие поездки, просмотр спектаклей – все перечисленное подчинено
одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему. Задача театральных занятий
– подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды - чем раньше, тем лучше.
«Возраст нежный, – он скоро усвояет в себе то, что ему говорят; и как печать
на воск, в душе детей отпечатывается то, что они слышат; а между тем и
жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку или к добродетели»
(Иоанн Богослов).
Ребенок в процессе театральной деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым к трудностям и не теряться перед преодолением их.
Эстетично этот процесс будет выглядеть или нет – не столь важно. Главное, чтобы
такой тренинг был, чтобы в коллективе для него были созданы доверительные
условия. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение не ограничивалось развитием рук, ног, глаз, слуха, памяти; не ограничивалось узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка. Воспитание методами
театральной педагогики позволяет глубже проникнуть в личность ребенка, способствует формированию его мировоззрения и ориентирует детей в культурносоциальном пространстве общества.
Цель: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического
образования; развитие его художественно-творческих умений, устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление «боязни сцены».
Задачи:
Образовательные
Ознакомление с историей русского театра, формирование стойкого интереса к отечественной и мировой культуре;
освоение элементов актерского мастерства на практике через выступления
в спектаклях и мероприятиях;
обучение технике сценической речи на основе дыхательной гимнастики;
обучение мышечному контролю и снятию зажимов;
развитие умения действовать на сцене по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах»;
развитие чувства ритма;
ознакомление с профессиями художника-декоратора, гримера, музыканта,
хореографа;
обучение воспитанников методике работы с поэтическим, драматическим и
прозаическим текстами;
обучение умению сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи извне.
4
Развивающие
Развитие у детей: наблюдательности;
творческой фантазии и воображения;
внимания и памяти;
ассоциативного и образного мышления;
чувства ритма.
раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка.
развитие эмоциональности детей, в том числе способности к состраданию,
сочувствию, сопереживанию.
развитие навыков выполнения простых физических действий на сцене.
развитие умения анализировать предлагаемый материал и формулировать
свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя.
Воспитательные:
Формирование партнерских отношений в группе, общения друг с другом,
взаимного уважения, взаимопонимания;
воспитание самодисциплины, умение организовывать себя и свое время;
формирование и развитие эстетического вкуса;
развитие способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни;
способствовать удовлетворению ребенка в самовыражении;
воспитание патриотизма, уважения к наследию русской культуры, следования традициям родного края;
обогащение внутреннего мира детей, выявление и развитие их творческих
способностей.
Режим и формы занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность - 2 часа. Занятия в объединении проводятся со всеми детьми без какоголибо отбора или конкурса. Количество воспитанников в группе 12 человек.
Занятия актерским тренингом и сценической речью желательно проводить
в просторном, регулярно проветриваемом зале со свободным центром. Одежда спортивная, удобная.
Основной язык театрального искусства - действие, основные видовые признаки - диалог и игра, поэтому основная форма занятий - игра; это ведущий тип
деятельности школьников. Она знакома им, близка, дети чувствуют себя в состоянии игры комфортно. Игровое начало - основа всех упражнений и заданий для
воспитанников объединения. Детям среднего школьного возраста необходимо
практически все преподносить как забавную, увлекательную игру. Это снижает
утомляемость, увеличивает объем и улучшает качество преподносимого материала. Кроме того, игра дает выход избыточной энергии и помогает детям реализовать инстинкт подражания. Она полезна для тренировки навыков, необходимых в
серьезных делах, и предоставляет возможность удовлетворить потребность в отдыхе и разрядке. Через игру реализуется стремление к соперничеству и главенству, «компенсируются» вредные побуждения и невыполнимые в реальной жизни
5
желания. Другими словами, дети испытывают потребность в игре, и именно в игре
формируются их эстетические запросы.
Занятия проводятся по группам (тренинги, репетиции) и индивидуально.
Обязательным условием реализации программы является коллективная импровизация. Занятия по истории театра проводятся в форме лекций, бесед, викторин,
конкурсов, диспутов, дискуссий с использованием мультимедийных технических
средств.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В конце 1-го года обучения дети должны уметь:
Дать краткое словесное описание внешности и основных черт характера
каждого члена группы.
Найти оправдание любой произвольной позе (бытовое и в пределах сюжета).
Узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и по голосу.
Равномерно распределять свои движения в определенном ритме на определенный счет.
Снимать наиболее значительные физические зажимы.
Выполнять 2-3 простейших физических действия, находясь на сцене в течение 3-х минут.
Описывать эмоции, испытываемые героем этюда или художественного произведения, и уметь дать им приблизительное истолкование.
Переключаться с одного ритма на другой по сигналу педагога, не прерывая
движения.
Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Делать 5-10 артикуляционных упражнений.
Овладеть 5-10 дыхательными упражнениями и уметь выполнять их индивидуально и в группе.
Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разным подтекстом.
Выразительно прочитать наизусть диалог, произнося слова правильно,
четко и с нужными интонациями.
В конце 2-го года обучения дети должны уметь:
Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего
человека.
Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на реплику зрителей.
Распределиться по площадке, не перекрывая друг друга.
Выполнять упражнения по памяти физических действий (на выбор учащегося).
Запоминать предложенные режиссером мизансцены.
Выполнить простейшее задание и построить этюд в паре с любым партнером, выбранным педагогом.
6
Двигаться цепочкой по комнате, закрыв глаза, за ведущим, глаза которого
открыты, в течение 3-5 минут.
Владеть техникой безопасного падения с места в любом направлении.
Организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой замысел,
подключив к работе партнеров.
Овладеть гигиеническими навыками в обращении со сценическим гримом
и знать общие принципы его наложения.
Нарисовать эскиз костюма своего персонажа.
Создать эскиз декорации к спектаклю.
Самостоятельно готовить сцену, бутафорию, реквизит, костюмы к репетиции.
Знать несколько дыхательных упражнений и уметь правильно выполнять
их.
Знать 5-10 сложных звукосочетаний и уметь отчетливо произносить их в
темпе, заданном педагогом.
Уметь управлять громкостью голоса во время дирижирования педагога и
при самостоятельном контроле.
Иметь общее представление об основных этапах истории зарубежного театра, о творчестве крупнейших актеров и драматургов.
Реализовать полученные навыки в конкретной творческой работе, участвуя
в мероприятиях.
В конце 3-го года обучения дети должны уметь:
Показать индивидуальный этюд по опорным словам, коллективный этюд с
1-3 партнерами.
Описывать картины, возникающие перед внутренним взором.
Рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов.
Описать собственные эмоции, испытываемые от созерцания произведений
искусства, явлений природы.
Запомнить свои места в течение 3-4 перемещений.
Воспроизвести расположение группы из 58 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены педагогом.
Запомнить свою мизансцену в точности до пластики рук, взгляда и суметь
в течение данного урока повторить ее.
Воспроизвести мизансцену, построенную другим учеником, в точности повторить ее.
Двигаясь по сценической площадке, равномерно заполнять ее.
Распределиться по площадке таким образом, чтобы выделить главного персонажа.
Пройти с закрытыми глазами через лабиринт из 5-7 стульев по маршруту,
указанному педагогом: сначала двигаться вперед, а потом возвратиться по
тому же пути, пятясь.
7
Воспроизводить в пространстве плоскостную мизансцену жанровой картины.
Находить элементы характерного поведения персонажа.
Выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами).
Самостоятельно выполнять комплекс дыхательных упражнений.
Выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале.
Произнести скороговорку или несложное стихотворение, с учетом 1-2 обстоятельств, предложенных педагогом.
Прочитать с листа стихи или прозу, расставляя в них логические ударения.
Иметь представление об основных этапах развития русского театра, о творчестве выдающихся русских актеров, режиссеров и драматургов.
Реализовать полученные навыки в спектаклях, которые играются для зрителей в конце учебного года.
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность - 3 часа (не менее
2 часов). Занятия проводятся в соответствии часам учебно-тематического плана
по годам обучения и расписания учебных занятий. Программа рассчитана на 3
года обучения для детей 7-15 лет и состоит из следующих разделов:
1. Актерское мастерство
2. Сценическая речь
3. История театра
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Прием учащихся в «Творческую мастерскую» осуществляется на основе свободного выбора детей. В период школьных каникул занятия могут: проводится
по специальному расписанию с переменным составом учащихся.
Модуль
1 год
4.1. Учебный план
Количество учебИтого часов
ных часов в неделю на каждую
группу занимающихся
18
612
2 год
18
612
3 год
18
612
Форма контроля
В конце каждого
года проводится
итоговое занятие
или выступление
на мероприятиях
8
4.2. Учебно-тематический план и календарно-учебный график
Учебно-тематический план и календарно – учебный график утверждается
ежегодно (Приложение )
4.3. Материально-техническое обеспечение реализации образовательной
программы и кадровые условия:
Занятия проходят в актовом зале МАОУ – СОШ № 6, который оснащен необходимой аппаратурой: декорации, реквизит, костюмы, компьютер, мультимедийный проектор. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим
нормам. Специальная литература, сценическая площадка, костюмерная.
Дидактический материал:
альбомы репродукций картин,
памятки,
научная и специальная литература,
мультимедийные материалы,
компьютерные программные средства и др.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы
5. Методическое обеспечение программы:
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения). Методы обучения в
театре-студии осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам;
функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся. Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в
театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале модулей входящих в комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по дыханию,
вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом сопровождении
к разделу)
Возможные формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, мастерская, конкурс, фестиваль, творческая встреча, репетиция и т.д.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
9
коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
в парах - организация работы по парам;
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в
театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа
приобретённых
навыков
перед
зрителями.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку
в
раскрытии
себя
в
общении
и
творчестве.
Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится
тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические
качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.
6. Оценочные материалы
В процессе реализации программы педагог проводит входящий, текущий, промежуточный контроль. Текущий контроль может проводится в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера, тестирование, зачетные занятия, публичные выступления коллективный анализ выступлений и т.д. Промежуточная аттестация учащихся проводится с целью повышения ответственности педагогов и учащихся за результаты образовательного
процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ каждого года обучения; за степень усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы в рамках учебного
года. Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за
определенный промежуток учебного времени – полугодие, год. Промежуточная
аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточная аттестация учащихся может проводиться в следующих формах: выставки, концерты, спектакли, конкурсы, защита
творческих работ, проектов, конференции, фестивали, и т.д. Промежуточная аттестация учащихся разрабатываются с учетом дополнительных общеобразовательных программ. Итоговая аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Итоговая аттестация
10
учащихся может проводиться в следующих формах: отчетные концерты, фестивали, конкурсы, участие в организации открытых мероприятий и т.д.
Результаты учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно
было определить:
насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной образовательной программы каждым обучающимся;
полноту выполнения дополнительной общеобразовательной программы;
результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение
всех годов обучения. параметры подведения итогов:
количество воспитанников (%), полностью освоивших дополнительную
обще образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу; - причины не освоения детьми программы;
необходимость коррекции программы.
Текущий контроль ЗУН обеспечивается методикой, демонстрирующей
уровень развития следующих параметров:
актерские навыки;
чувство ритма;
импровизация;
сценическая речь;
сценическое общение.
Контроль осуществляется 2 раза в год – на начало и конец года, и итоговый
– на конец обучения по программе. Параметры оцениваются по 10 - бальной системе и фиксируются в таблице.
№
п/п
Ф.И.О воспитанника
Актерские навыки
Чувство ритма
Импровизация
Сценическая речь
Сценическое общение
Начало
года
Начало
года
Начало
года
Начало
года
Начало
года
Конец
года
Конец
года
Конец
года
Конец
года
Конец
года
В конце учебного года составляется график, позволяющий визуально оценить
динамику развития параметров.
11
7. Список литературы
7.1. используемой педагогом
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение,
2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппиус З.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современные положения и
тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Паламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство,
1988.
16.Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.:
Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
7.2. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
1. Белянская Л.Н. Хочу на сцену! - Донецк, 1997.
2. Ищук В.В., Нагибина М.Н. Народные праздники. - Ярославль, 2000.
3. Казанский О.В. Игры в самих себя. - М., 1995.
4. Пикулева Н.К. Слово на ладошке. - М., 1997.
5. Раугул Е.П., Козырева М.А. Театр в чемодане. - СПб., 1998.
6. «Любимые страницы». - Смоленск, 1999.
7. «Напиток Карабаса Барабаса». - Йошкар-Ола, 1996.
8. «Я познаю мир». - М., 1999.
9. Смолина К.В. «Сто великих театров мира». - М., 2001.
12
10. Сухин И.А. Незнайка, Хоттабыч. - М., 1994.
11. Сыромятникова И.В.. Искусство грима. - М., 1992.
12. Тарабарина Т.А. 50 развивающих игр. - Ярославль, 1999.
13. Успенские В.А. Мифы древней Греции. - М., 1993.
14. Успенский Э.А. Школа клоунов. - М., 1996.
7.3. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ РОДИТЕЛЯМ
1.
2.
3.
4.
Яблонькина Д.Н. «Психологические тесты для детей».
Сидоркина О.В. «Мой маленький театр».
Деревянкин Н.К. «Театр в школе».
Звонарев К.А. «Я играю в театр».
13
14
Приложение №1
к дополнительной
общеразвивающей программе
«Театральная мастерская»
«Рабочая программа модуля
«Первый год обучения»
15
Рабочая программа учебного модуля является неотъемлемой частью Дополнительной общеразвивающей программы «Театральная мастерская» МАОУ –
СОШ № 6.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В конце 1-го года обучения дети должны уметь:
Дать краткое словесное описание внешности и основных черт характера
каждого члена группы.
Найти оправдание любой произвольной позе (бытовое и в пределах сюжета).
Узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и по голосу.
Равномерно распределять свои движения в определенном ритме на определенный счет.
Снимать наиболее значительные физические зажимы.
Выполнять 2-3 простейших физических действия, находясь на сцене в течение 3-х минут.
Описывать эмоции, испытываемые героем этюда или художественного произведения, и уметь дать им приблизительное истолкование.
Переключаться с одного ритма на другой по сигналу педагога, не прерывая
движения.
Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Делать 5-10 артикуляционных упражнений.
Овладеть 5-10 дыхательными упражнениями и уметь выполнять их индивидуально и в группе.
Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разным подтекстом.
Выразительно прочитать наизусть диалог, произнося слова правильно,
четко и с нужными интонациями.
Учебно-тематическое планирование
1-й год обучения (на каждую из 2 групп)
Название темы
РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
1 .Введение. Инструктаж по технике безопасности.
2.Театральная лексика. Культура сцены. Освобождение мышц.
3. Действие. Хотение-задача-действие.
Количество часов
теор.
практ. всего
2
2
220
4
2
18
20
4
4
16
4. Магическое «если бы». Предлагаемые обстоятельства.
5. Воображение.
6. Сценическое внимание.
7. Чувство правды, логика и последовательность.
8. Сценическая наивность.
9. Эмоциональная память.
10. Общение.
11. Мысль и подтекст
12. Темпо-ритм.
13. Пластика.
14. Репетиции новогодних спектаклей и Масленичных представлений.
РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»
1. Дыхательная гимнастика
Л Н. Стрельниковой.
2. Дикционные упражнения. артикуляционная
гимнастика
Индивидуальная работа с детьми
ИТОГО
2
18
20
2
4
2
14
20
14
16
24
16
2
2
2
2
2
6
14
10
10
10
16
40
8
16
12
12
12
16
40
36
72
36
36
36
14
14
306
-
24
282
Содержание и объем программы.
РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО».
1 .Теория. Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Театр, как вид искусства. История развития театра. Театр Волкова. Занавес, кулисы, падуги, мизансцена, актер и т.д. – то без чего нельзя начинать театр.
2.Теория. Театральная лексика. Культура сцены. Освобождение мышц. Снятие
мышечного зажима.
Практика. Упражнения: Верх – низ, дышу – вижу. Сон-пробуждение, расслабление по частям тела, расслабление на счет до 10-ти.
3. Практика. Действие. Хотение-задача-действие.
Прочла, выбрала, чего хочу, зачем. Сквозное действие.
4. Теория. Магическое «если бы». Предлагаемые обстоятельства.
Практика. Этюды на заданные темы.
5. Теория. Воображение.
Практика. Этюды на заданные темы.
6. Теория. Сценическое внимание.
Практика. Кто во что одет. Время года. Что делал до определенного события и
т.д.
7. Теория. Чувство правды, логика и последовательность.
17
Практика. Этюдное мышление. Упражнения : «Коробка скоростей», «Мостик»,
ритмические движения по хлопкам.
8. Теория. Сценическая наивность.
Практика. Упражнения на «публичное одиночество», этюды о животных.
9. Теория. Эмоциональная память.
Практика. Этюды на память физических действий (иголка-нитка, «Зеркало»,
«Обед», «Разговор по телефону»
10. Теория. Общение.
Практика..Этюды «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Я с друзьями, я в школе
и т.д.
11. Теория. Мысль и подтекст.
Практика. Упражнения на эмоциональную окраску текста(любить, ненавидеть,
восхищаться, просить и др.)
12. Теория. Темпо-ритм.
Практика. Музыка + движение. Упражнения «Пишущая машинка», смена ритма.
13.Теория. Пластика.
Практика. Музыка + движение + мышление. Упражнения «Пластилиновые
куклы», «Восковые куклы», «Снег-дождь»
14. Репетиции новогодних спектаклей и Масленичных представлений.
РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»
1.Практика. Дыхательная гимнастика Л Н. Стрельниковой, артикуляционная
гимнастика. Упражнения: «Насос», «Пружина», «Подскоки»
2.Практика. Дикционные упражнения. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Язык», «Чистка зубов», разминка для губ.
18
Приложение №2
к дополнительной
общеразвивающей программе
«Театральная мастерская»
«Рабочая программа модуля
«Второй год обучения»
19
Рабочая программа учебного модуля является неотъемлемой частью Дополнительной общеразвивающей программы «Театральная мастерская» МАОУСОШ № 6.
В конце 2-го года обучения дети должны уметь:
Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего
человека.
Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на реплику зрителей.
Распределиться по площадке, не перекрывая друг друга.
Выполнять упражнения по памяти физических действий (на выбор учащегося).
Запоминать предложенные режиссером мизансцены.
Выполнить простейшее задание и построить этюд в паре с любым партнером, выбранным педагогом.
Двигаться цепочкой по комнате, закрыв глаза, за ведущим, глаза которого
открыты, в течение 3-5 минут.
Владеть техникой безопасного падения с места в любом направлении.
Организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой замысел,
подключив к работе партнеров.
Овладеть гигиеническими навыками в обращении со сценическим гримом
и знать общие принципы его наложения.
Нарисовать эскиз костюма своего персонажа.
Создать эскиз декорации к спектаклю.
Самостоятельно готовить сцену, бутафорию, реквизит, костюмы к репетиции.
Знать несколько дыхательных упражнений и уметь правильно выполнять
их.
Знать 5-10 сложных звукосочетаний и уметь отчетливо произносить их в
темпе, заданном педагогом.
Уметь управлять громкостью голоса во время дирижирования педагога и
при самостоятельном контроле.
Иметь общее представление об основных этапах истории зарубежного театра, о творчестве крупнейших актеров и драматургов.
Реализовать полученные навыки в конкретной творческой работе, участвуя
в мероприятиях.
20
Учебно-тематическое планирование
2-й год обучения (на каждую из 2 групп)
Количество часов
Название темы
теория практика всего
РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
1.Инструктаж по технике безопасности.
2. Повторение элементов актерского мастерства,
изученных на 1-м году обучения.
3. Мизансцена.
4. Сверхзадача, сквозное действие.
5. Творческое оправдание и фантазия.
6. Создатели спектакля. Художник в театре.
7. Гример.
8. Музыка в театре.
9. Пластика
10. Репетиции спектаклей
РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»
1. Дыхательная гимнастика
Л. Н. Стрельниковой.
2. Дикционные упражнения, артикуляционная и голосовая гимнастика.
3. Работа с текстом.
РАЗДЕЛ «ИСТОРИЯ ТЕАТРА»
1 . Античный театр.
2. Театр средних веков.
3. Театр эпохи Возрождения.
4. Современный зарубежный театр.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
ИТОГО
2
2
20
4
4
10
20
28
4
4
4
2
4
4
4
4
40
180
4
20
33
14
24
28
4
14
4
38
28
98
33
33
33
32
-
32
16
4
4
4
4
14
266
14
306
10
36
28
-
Содержание и объем программы.
РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
1.Теория. Инструктаж по технике безопасности.
2.Практика. Повторение элементов актерского мастерства, изученных на 1-м
году обучения.
Я и мой герой. «Плохой – хороший». Что делает, зачем.
3.Теория.Мизансцена.Мизансцена – язык сцены, язык движения.
Практика. Этюды на «пристройку».
21
4.Теория. Сверхзадача, сквозное действие. Основа действия.
Практика. Этюды на выполнение сверхзадачи (чего хочу и что я для этого
делаю)
5.Практика.Творческое оправдание и фантазия. Оправдание позы, продолжение действия из положения «стоп-кадр», этюды по картинам.
6.Теория. Создатели спектакля. Художник в театре.
Краски спектакля, материал, фактура.
7.Теория. Гример. Методы наложения и снятия грима.
Практика. Старческий грим, молодой, грим персонажей пьесы.
8.Теория. Музыка в театре. Музыка – основа спектакля. Специфика подбора
настроения.
9.Теория. Пластика. Пластическое решение спектакля. Пантомима.
Практика. Пластика животных, кукол. Пластические этюды.
10.Практика. Репетиции спектаклей к Новому году и Масленице.
РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»
1.Практика. Дыхательная гимнастика Л. Н. Стрельниковой, артикуляционная и голосовая гимнастики.
2.Практика. Дикционные упражнения.
«Пи-би», «пе-бе», «пу-бу» и т.д. Скороговорки.
3.Практика. Работа с текстом. Выбор литературного произведения.
Тема, идея, во имя чего, задача актера. Логический разбор материала.
РАЗДЕЛ «ИСТОРИЯ ТЕАТРА»
1 .Теория. Античный театр.
2. Теория. Театр средних веков.
3. Теория. Театр эпохи Возрождения.
4. Теория. Современный зарубежный театр.
22
Приложение №3
к дополнительной
общеразвивающей программе
«Театральная мастерская»
«Рабочая программа модуля
«Третий год обучения»
23
Рабочая программа учебного модуля является неотъемлемой частью Дополнительной общеразвивающей программы «Театральная мастерская» МАОУ –
СОШ № 6.
В конце 3-го года обучения дети должны уметь:
Показать индивидуальный этюд по опорным словам, коллективный этюд с
1-3 партнерами.
Описывать картины, возникающие перед внутренним взором.
Рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов.
Описать собственные эмоции, испытываемые от созерцания произведений
искусства, явлений природы.
Запомнить свои места в течение 3-4 перемещений.
Воспроизвести расположение группы из 58 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены педагогом.
Запомнить свою мизансцену в точности до пластики рук, взгляда и суметь
в течение данного урока повторить ее.
Воспроизвести мизансцену, построенную другим учеником, в точности повторить ее.
Двигаясь по сценической площадке, равномерно заполнять ее.
Распределиться по площадке таким образом, чтобы выделить главного персонажа.
Пройти с закрытыми глазами через лабиринт из 5-7 стульев по маршруту,
указанному педагогом: сначала двигаться вперед, а потом возвратиться по
тому же пути, пятясь.
Воспроизводить в пространстве плоскостную мизансцену жанровой картины.
Находить элементы характерного поведения персонажа.
Выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами).
Самостоятельно выполнять комплекс дыхательных упражнений.
Выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале.
Произнести скороговорку или несложное стихотворение, с учетом 1-2 обстоятельств, предложенных педагогом.
Прочитать с листа стихи или прозу, расставляя в них логические ударения.
Иметь представление об основных этапах развития русского театра, о творчестве выдающихся русских актеров, режиссеров и драматургов.
Реализовать полученные навыки в спектаклях, которые играются для зрителей в конце учебного года.
24
Учебно-тематическое планирование
3-й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Количество часов
Название темы
теория
практика
всего
РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
1.Инструктаж по технике безопасности.
2.Повторение элементов актерского мастерства,
изученных на 1-м, 2-м гг. обучения.
3.Репетиции спектаклей
4.Мысль и подтекст.
5. Этюдные импровизации на литературный материал (басня, рассказ, отрывок)
6.Чувство правды и контроль
7. Мизансцена толпы. Мизансцена монолога.
8.Характерность образа.
9.Работа актера над образом. Логика действия
10. Выгородка. Декорация. Реквизит.
РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»
1 . Дыхательная гимнастика Л.Н. Стрельниковой.
2. Дикционные упражнения, артикуляционная и голосовая гимнастика.
3. Работа с текстом.
РАЗДЕЛ «ИСТОРИЯ ТЕАТРА»
1. Театр России ХVIII в.
2. Российский театр после революции.
3. Театр 80-90-х гг. XX в.
4. Современный российский театр. Многообразие
жанров.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
ИТОГО
20
172
2
20
2
80
8
8
80
10
8
2
2
2
4
2
10
6
8
8
8
12
8
10
12
10
98
34
34
2
34
32
4
26
30
16
4
4
4
4
20
268
20
306
4
4
4
4
38
Содержание и объем программы.
РАЗДЕЛ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
1. Теория.Инструктаж по технике безопасности.
2.Практика. Повторение элементов актерского мастерства, изученных на 1м и 2-м гг. обучения.
3.Практика. Репетиции. Спектаклей к Новому году, Масленице.
4.Теория.Мысль и подтекст. Понятие о подтексте.
25
Практика. Упражнения: слова и фразы в разных интонациях, чтение стиха
с грустью, радостью, с удивлением, с обидой и т.д.)
5.Практика.Этюдные импровизации на литературный материал(басня, рассказ, отрывок).
6.Теория.Чувство правды и контроль как способность актера сравнивать
сценическое поведение с жизненной правдой.
Практика. Упражнения «ждать, читать письмо, пианист» и т.д.
7.Теория. Понятие мизансцены. Мизансцена толпы, мизансцена монолога.
Простейшая мизансцена и ракурсы.
Практика. Этюды на «пристройку», одиночные этюды на события.
8.Теория. Характерность образа. История героя до пьесы, характер, привычки.
Практика. Этюды на предлагаемые обстоятельства.
9.Теория.Работа актера над образом. Логика действия.
Практика. Этюды на тему: «я- предмет»( телевизор, холодильник, часы, чайник и т. д.)
РАЗДЕЛ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»
1.Практика.Дыхательная гимнастика К Н. Стрельниковой, артикуляционная
и голосовая гимнастики.
2.Практика. Дикционные упражнения. Шипящие и свистящие звуки. скороговорки.
3.Теория. Работа с текстом. Жанры художественного слова.
.Практика. Выбор литературного произведения.
Тема, идея, во имя чего, задача актера. Логический разбор материала.
РАЗДЕЛ «ИСТОРИЯ ТЕАТРА».
1.Теория. Театр России ХVIII в.
2.Теория. Российский театр после революции.
3.Теория. Театр 80-90-х гг. XX в.
4.Теория. Современный российский театр. Многообразие жанров.
26
Календарный учебный график
по дополнительной общеразвивающей программе
«Театральная мастерская»
На 2025-2027 учебный год
Срок реализации программы 3 года
1 год обучения:
1 группа
6 часов в неделю на группу, 204 часа в год;
2 группа
6 часов в неделю на группу, 204 часа в год;
Индивидуальные занятия 6 часов в неделю, 204 часа в год.
2 год обучения:
1 группа
6 часов в неделю на группу, 204 часа в год;
2 группа
6 часов в неделю на группу, 204 часа в год;
Индивидуальные занятия 6 часов в неделю, 204 часа в год.
3 год обучения:
1 группа
6 часов в неделю на группу, 204 часа в год;
2 группа
6 часов в неделю на группу, 204 часа в год;
Индивидуальные занятия 6 часов в неделю, 204 часа в год.
Продолжительность учебного года 34 недели
С 01.09.2025 г. по 31.05.2027 г.
27