Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
МО Среднеуральск
624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 6 от 27 мая 2025 года
Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ – СОШ № 6 с
углубленным изучением отдельных
предметов
Приказ от 29.05.2025 года № 01-12-182
«___» ________________ 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
объединение
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 8 – 16 лет
Срок реализации: 2 года
Содержание
1. Пояснительная записка
2.Планируемые результаты
3. Содержание и объем образовательной программы
4.Организационно-педагогические условия
4.1.Учебный план
4.2.Календарный учебный график
4.3. Материально-технические и кадровые условия
5.Оценочные материалы
6.Методические материалы
7. Список литературы
3
5
8
11
13
14
15
16
16
18
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального
искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного
комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые
произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и
стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности.
Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка.
Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия
воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким
образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает
наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на
эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах
творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения;
воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно
активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает
память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность.
В общеобразовательной школе, хоровой класс создает предпосылки для успешного
воспитания слаженного детского коллектива.
Данная образовательная программа рассчитана на 4 года. Согласно учебному плану,
на занятие хорового пения отводится: 4,5 часа в неделю.
Также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями
(дуэтами, трио).
1 год обучения – закладываются хоровые навыки, основными из которых следует
считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования
и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе.
2 год обучения – происходит практическое ознакомление с репертуаром хора,
закрепление вокально-хоровых навыков, развитие навыков эмоционального,
артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся.
3 год обучения – происходит закрепление вокально-хоровых навыков, освоение
многоголосия, практическое ознакомление с репертуаром хора, активная концертная
деятельность, индивидуальная работа с солистами.
4 год обучения – активная концертная деятельность, пение многоголосия, работа с
солистами и малыми ансамблями. В этом возрасте проявляются творческие способности
каждого учащегося. Общее количество часов в год составляет: 162 ч.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе
изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают
художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости,
обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру,
фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству,
развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального
искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние,
разработана эта программа.
3
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья
детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение
решает немаловажную задачу – оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие
голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет
собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью
группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для
детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа
обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого
дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической
ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы:
привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, хоровому исполнительству.
Задачи программы:
1.
Развивающие:
а) совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и сравнивать;
б) развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память;
в) развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.
2.
Образовательные:
Формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков.
3.
Воспитательные:
Развитие способностей к сочувствию, сопереживанию, состраданию, к эмоциональной
отзывчивости; хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в
единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих
задач и заключается художественно – воспитательное значение данной программы.
2. Планируемые результаты
1 год обучения: В результате обучения пению ребѐнок должен знать и
понимать строение артикуляционного аппарата, особенности и возможности певческого
голоса; соблюдать гигиену певческого голоса; понимать элементарные дирижѐрские жесты
и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); уметь
правильно дышать; петь короткие фразы на одном дыхании; в подвижных песнях делать
быстрый вдох; петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; петь лѐгким
звуком, без напряжения; ясно выговаривать слова песни; к концу года показать результат
элементов двухголосия.
2 год обучения: В результате обучения пению ребѐнок должен соблюдать певческую
установку; понимать дирижерские жесты и правильно следовать им; разбираться в жанрах
вокальной музыки; научиться правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не
поднимая плеч; точно повторить заданный звук; правильно показать самое красивое
индивидуальное звучание своего голоса; уметь петь чисто и слаженно в унисон; петь без
сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; давать критическую оценку своему
исполнению; к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального
сопровождения; принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
Предметные результаты программы
Реализация программы должна обеспечить:
развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;
развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
развитие навыка пения по нотам;
умение осознанно применять навыки академического звукообразования для
музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;
4
навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть
народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных
композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;
формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной
самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;
способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами
и способность понимать чувства и потребности других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
специфику певческого искусства;
основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и
вокальные произведения;
исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих
идей, художественных образов.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и
национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных
и композиторских);
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе
знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе
познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и
участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла
обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на
человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности
и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения
музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые
занятия и т.д.);
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельности учащихся.
5
Учащиеся получат возможность:
удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно
обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
применять
методы
наблюдения,
экспериментирования
(например,
при
моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей
деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха
исполнительской деятельности;
адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность
содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё
выступление и выступая перед зрителями;
удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально
обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной
области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и
исполнению хоровых произведений ;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на
практике этими критериями;
мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта
коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов
достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения
осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом
имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении,
принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при
построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных
технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при
обсуждении особенностей исполнения народных песен);
опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата
творческой музыкально-исполнительской деятельности.
6
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на
приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного
исполнения музыкальных произведений.
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются
различные игровые моменты).
Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время
занятий.
Правила пения и охрана детского голоса.
Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.
Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое
положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же
навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на
полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе
занятий.
Дыхание
Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и
ставит перед собой следующие задачи:
приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох,
задержка, выдох;
развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.
Дикция и артикуляция
Артикуляционные упражнения
Самомассаж артикуляционного аппарата.
Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть
раскрепощена.
Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих.
Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.
Вокальные упражнения
Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим
голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и
выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.
На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого
унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками.
Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным
содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке
исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие
гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в
различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз.
Творческие задания
Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих
фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок,
до произведений).
Работа над произведениями
Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием
исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:
образное содержание;
7
отработка интонационных оборотов;
дикционные сложности;
разучивание произведений;
концертный вариант исполнения.
Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука.
Сочетание пения и движения рук или всего корпуса.
Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из
общего звучания. Интонирование простейших мелодий.
Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота
Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном
стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках.
Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных
упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо».
Слушание музыки
Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление
слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления
детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название).
Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом»,
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных».
Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение
активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления.
Воспитательные мероприятия
Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по
трём основным направлениям:
формирование традиций коллектива,
идеологическая и воспитательная работа,
общественно-полезная работа.
Направлены на:
нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса
и интересов;
воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать
музыкальную культуру;
формирование самостоятельности и творческой активности;
развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов;
воспитание чувства патриотизма;
воспитание чувства коллективизма;
расширение музыкального кругозора.
Итоговое занятие
Концерт для родителей
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
4.1.Учебно-тематический план
Раздел, тема
Количество часов
Вводное занятие
Вокально-хоровая
работа
Дыхание
Дикция, артикуляция
Вокальные упражнения
Всего
1
33
6
6
15
Теория
1
Практика
33
6
6
15
8
2.4
2.5
2.6
3
4
Творческие задания
Работа над репертуаром
Музыкальная грамота,
хоровое сольфеджио
Слушание музыки
Воспитательные
мероприятия
2
7
3
1
1
1
1
152
8
1
1
7
2
1
144
4.2. Материально-техническое оснащение
наличие специального кабинета;
наличие репетиционного зала (сцены);
фортепиано, другой инструмент;
компьютер;
нотный материал.
Организационное обеспечение:
необходимый контингент обучающихся;
утвержденное расписание занятий;
организационно-педагогические основы обучения.
Механизм оценки результатов:
Для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются
следующие формы:
открытые занятия;
участие в фестивалях, конкурсах.
Воспитательная работа и досуговая деятельность:
досуговые мероприятия (вечера отдыха, и т.д.) прививают навыки общения друг с
другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие способности ребят;
участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед коллективом,
самостоятельность и веру в свои силы;
посещение концертов, выставок, музеев воспитывает художественно- эстетический
вкус.
Организационные условия реализации программы
Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые,
групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).
Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя
различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на ДМИ,
музыкально-ритмические движения).
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной
программы:
высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству;
профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкальнохорового образования;
творческая самореализация воспитанников, участие вокально-хоровых коллективов
в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
Формы и режим занятий:
учебное занятие;
контрольный урок;
отчетный концерт;
участие в конкурсах, фестивалях;
посещение концертов, музыкальных спектаклей.
9
Каждое занятие строится по схеме:
настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим
дыханием;
дыхательная гимнастика;
речевые упражнения;
распевание;
пение вокализов;
работа над произведениями;
анализ занятия.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Содержание
Количество Дата
часов
проведения
занятия
План Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Вводное занятие. Сбор учащихся. Инструктаж по
технике безопасности, гигиене и охране голоса.
Вокальные упражнения.
Дыхательные,
артикуляционные,
вокальные
упражнения. Разучивание песни.
Работа над исполнением песни. Работа над дикцией.
Сценическая отработка номера.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Разучивание песни.
Звуковедение. Сценическая отработка номера.
Работа над тембровой окраской голоса.
Выразительное исполнение песни.
Вокальные упражнения. Работа над дикцией.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Партии в хоре. Сценическая отработка номера.
Вокальные упражнения. Разучивание песни.
Работа над дикцией.
Дыхательно-певческие
упражнения.
Разучивание
песни.
Разучивание песни.
Сценическая отработка номера. Работа над дикцией.
Вокальные упражнения. Повторение выученных песен.
Жанровое разнообразие музыки. Беседа.
Типы голосов. Разучивание песни.
Работа с солистами. Формирование певческих навыков.
Вокальные упражнения. Разучивание песни.
Музыкальная игра «Эхо».
Вокальная работа над песней.
Вокальные упражнения.
Выразительное исполнение песни.
Слушание и анализ музыкальных произведений.
Сценическая
отработка
номера.
Работа
над
произведением.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Артикуляционные речевки. Работа над песнями.
Слушание и анализ музыкальных произведений.
Отработка вокально-хоровых навыков.
Звуковедение. Разучивание песни.
Вокальные упражнения.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Роль песни в жизни человека. Беседа. Повторение
выученных песен.
Подготовка к концерту. Повторение песен.
Выступление на итоговом концерте.
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Наименование темы
I
II
2.1
2.2
2.3
2.4
III
3.1
3.2
3.3
3.4
IV
4.1
4.2
4.3
4.4
V
5.1
5.2
5.3
5.4
VI
6.1
VII
Организация хорового коллектива.
Диагностика
Певческая установка, дыхание, атака звука.
Певческая установка. Дыхание.
Упражнения.
Освоение практических навыков вдоха и
выдоха
Атака звука
Беседа об охране голосаи основные правила
гигиены.
Вокально – хоровые упражнения.
Артикуляция. Дикция .Скороговорка.
Пение гласных.
Гимнастика для губ и языка.
Звукообразование. Упражнения. Распевы.
Пение с закрытым ртом
Звуковедение. Легато. Нон легато.Стаккато.
Ансамбль и строй
Унисон
Разучивание музыкального произведения.
Чистое интонирование мелодии. Игры
Ритмический и динамический ансамбль.
Развитие мелодического и гармонического
слуха. Канон. Музыкально – ритмические
игры.
Музыкальная грамота.
Знакомство с нотами. Пение по нотам
Ритмический рисунок. Элементы
относительной сольмизации.
Лад. Мажор. Минор. Музыкальные игры.
Упражнения на импровизацию
Работа над произведениями
Выразительное пение. Передача настроения.
Концертная деятельность
Количество часов
всего
теория практика
4
4
10
4
3
1
7
3
3
1
2
2
2
1
14
2
3
11
2
4
4
1
1
3
3
4
20
6
8
1
3
1
2
3
17
5
6
3
3
10
5
2
1
2
5
7
3
3
2
1
1
1
1
8
4
1
1
2
4
4
7
11
VIII
Итоговое занятие.
2
1
1
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Наименование темы
I
II
2.1
2.2
2.3
2.4
III
3.1
3.2
3.3
3.4
IV
4.1
4.2
4.3
4.4
V
5.1
5.2
5.3
5.4
VI
6.1
VII
VIII
Организация хорового коллектива.
Диагностика
Певческая установка, дыхание, атака звука.
Певческая установка. Дыхание.
Упражнения.
Освоение практических навыков вдоха и
выдоха
Атака звука
Беседа об охране голосаи основные правила
гигиены.
Вокально – хоровые упражнения.
Артикуляция. Дикция. Скороговорка.
Пение гласных.
Гимнастика для губ и языка.
Звукообразование. Упражнения. Распевы.
Пение с закрытым ртом
Звуковедение. Легато. Нон легато. Стаккато.
Ансамбль и строй
Унисон
Разучивание музыкального произведения.
Чистое интонирование мелодии. Игры
Ритмический и динамический ансамбль.
Развитие мелодического и гармонического
слуха. Канон. Музыкально – ритмические
игры.
Музыкальная грамота.
Знакомство с нотами. Пение по нотам
Ритмический рисунок. Элементы
относительной сольмизации.
Лад. Мажор. Минор. Музыкальные игры.
Упражнения на импровизацию
Работа над произведениями
Выразительное пение. Передача настроения.
Концертная деятельность
Итоговое занятие.
Количество часов
всего
теория практика
4
4
10
4
3
1
7
3
3
1
2
2
2
1
14
2
3
11
2
4
4
1
1
3
3
4
20
6
8
1
3
1
2
3
17
5
6
3
3
10
5
2
1
2
5
7
2
3
3
2
1
1
8
4
1
1
1
1
2
4
4
7
1
1
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
12
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая
организация целого, репетиционные занятия);
прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для
повышения общего уровня развития обучающихся; применение индивидуального подхода
к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня
подготовки.
Формы организации учебных занятий:
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или
мелкогрупповая (от 4 до 10 человек).
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы
занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более
продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному
развитию каждого ребенка.
Методический инструментарий: тематические занятия, беседы, игровые уроки,
практические занятия, конкурсы, концерты.
Дидактический материал:
картотека дидактических игр по развитию чувства ритма;
картотека дидактических игр по развитию вокально – хоровых навыков;
музыкально- дидактические игры для изучения музыкальных понятий, терминов
музыкальной грамотности.
13