Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Волейбол

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
МО Среднеуральск
624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 6 от 27 мая 2025 года

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ – СОШ № 6
с углубленным изучением отдельных
предметов
Приказ от 29.05.2025 года № 01-12-182

«___» ________________ 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Спортивная секция
«ВОЛЕЙБОЛ»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст учащихся: 14-17 лет
Срок реализации: 2 года

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка
Планируемые результаты
Содержание и объем образовательной программы
Организационно-педагогические условия
Учебный план
Календарный учебный график
Оценочные материалы
Материально-техническое обеспечение
Литература

2
4
5
16
16
17
18
19
21

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предусматривает проведение теоретических и практических
занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Цель секции в школе заключаются в содействии физическому развитию детей и
подростков, воспитанию гармонично развитых личностей, обучении знаниям, умениям и
навыкам игры в волейбол.
Непосредственными условиями выполнения этой цели является многолетняя,
целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям
физической культурой и спортом.
Основной принцип секции по волейболу - выполнение программных требований по
физической, технической, тактической и теоретической подготовке, выраженных в
количественных (часах) и качественных (нормативные требования} характеристик. В связи
с этим, для учащихся ставятся следующие задачи:

укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому
развитию;

закаливание организма учащихся, повышение общей физической подготовленности;

укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости,
силы, выносливости;

развитие
специальных
физических
способностей,
необходимых
для
совершенствования необходимого игрового навыка, обучение и совершенствование основ
техники и тактики игры в волейбол;

привитие интереса к соревнованиям;

выполнение нормативных требований по общей и специальной физической
подготовки;

приобретение навыка в организации и построении учебно-тренировочных занятий и
соревнований.
Общая характеристика программы
Актуальность данной программы состоит в том, чтобы привить навыки к занятиям
не только физической культурой, но и выбрать в дальнейшем наиболее интересный вид
спорта, на занятиях которым можно совершенствовать основные физические качества.
Программа способствует развитию интереса у воспитанников к здоровому образу жизни.
Особенности программы
1.
Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья,
физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего
возраста;
2.
Достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий;
3.
Уделять внимания психологической подготовке занимающихся: устранению страха
перед сложными упражнениями, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости,
ознакомлению с мерами безопасности.
В волейбольной секции могут заниматься учащиеся от 14 до 17 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Занятия по волейболу должны носить учебно-тренировочную направленность.
В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и
тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и
навыки инструктора - общественника.
Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе.
Каждый член секции должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме
составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов.
Вся воспитательная работа в кружке волей бола осуществляется в соответствии с
планом воспитательной работы школы.
2

Учебные группы мальчиков и девочек комплектуются вместе. Занятия с группой
проводятся 3 раза в неделю.
Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия
в секции с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде занятий,
разработанных педагогом дополнительного образования совместно.
В секцию принимаются все желающие дети, допущенные врачом. В дальнейшем
они проходят медицинский контроль 2 раза в год.
Два раза в год (сентябрь, май) в группах проводятся контрольные испытания по
общей, специальной физической и технической подготовке.
Занятия проводятся в спортивном зале.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических
занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни,
приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка
компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают
чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении
общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического
воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более
плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут
участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.
По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее
комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально
подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах,
подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития,
прежде всего координационных способностей.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы
учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и
умения.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и
отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил
игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется
применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание,
команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения,
наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные
представления об изучаемых действиях.
Практические методы:

метод упражнений;

игровой;

соревновательный;

круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные
повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

в целом;
3



по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и
физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
B результате освоения обязательного минимума содержания программы
обучающиеся должны достигнуть следующего уровня развития и знать:
Основной показатель секционной работы дополнительного образования по волейболу
- выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся,
выраженных в количественных показателях физического развития, физической,
технической, тактической и теоретической подготовленности. В процессе занятий
учащиеся должны приобрести навыки судейства игры и навыки инструктора. С этой целью
необходимо на каждом занятии назначать помощников и давать им задания проводить
упражнения по обучению и совершенствованию техники и тактики игры. Задачи этой
учебной практики — научить строевым командам, методике проведения упражнений и
отдельных частей занятий. Судейство учебно-тренировочных игр должны проводить сами
учащиеся. Необходимо научить занимающихся самим организовывать соревнования в
группе. Каждый учащийся секции должен уметь вести технический протокол игры,
подготавливать заявку, составлять таблицу.
Подростковый возраст является важнейшим этапом в гармоничном физическом
развитии учащихся.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета
обучающиеся по окончанию курса должны уметь:
характеризовать:

особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими
упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей
направленности;

особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности
развития физических способностей на занятиях физической культурой;

особенности форм внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их
структуры, содержания и направленности;

особенности содержания и направленности различных систем физических
упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

- определять:

уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние
организма и физическую работоспособность;

дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических
упражнений.
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная
физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола,
правила соревнований.

4

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения,
которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают
организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий
обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие
в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов
упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Тема 1. История развития волейбола (9 ч.)
Становление волейбола как вида спорта Последовательность и этапы обучения
волейболистов. Общие основы волейбола.
Тема 2. Правила игры и методика судейства (10 ч.)
Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по
волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры
Тема 3. Техническая подготовка волейболистов (35 ч.)
Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные
задачи технической подготовки. Особенности проведения занятий в начальном периоде
обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка — необходимое условие
успешного освоения техники в начальном периоде обучения.
Определения и исправления ошибок. Задачи тренировочного процесса. Показатели
качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач,
помехоустойчивость.
Тема 4. Физическая подготовка (35 ч.)
Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих,
подготовительных, подводящих и специальных упражнений. Подбор упражнений при
составлении и проведении комплексов по физической подготовке. Индивидуальный подход
к занимающимся при решении задач физической подготовки. Виды контрольных тестов по
физической подготовке. Проведение тестирования.
Тема 5. Методика тренировки волейболистов (10 ч.)
Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. Подбора
и проведение упражнений для развития физических качеств. Анализ средств и методов при
обучении основным техническим приемам. Виды упражнений и методы, применяемые при
обучении. Применение технических средств при обучении технике.
Изучение техники игры в волейбол
Тема 6. Освоение техники перемещений (14 ч.)
Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег),
скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону
Тема 7. Стойки (14 ч.)
Устойчивая, основная; статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка.
Тема 8. Подачи (14 ч.)
Обучение технике нижней прямой подачи: подводящие упражнения для обучения
нижней прямой подаче; специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче.
Обучение технике верхней прямой подачи: подводящие упражнения для обучения
верхней прямой подаче; специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче.
Тема 9. Передачи (14 ч.)
Обучение технике передач снизу: подводящие упражнения с набивными мячами;
имитационные упражнения с волейбольными мячами; специальные упражнения
индивидуально у стены; специальные упражнения в группах через сетку; упражнения для
обучения передаче одной снизу.
Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки):
подводящие упражнения для обучения: с набивными мячами, с баскетбольными мячами;
5

специальные упражнения в парах на месте; специальные упражнения в парах с
перемещением.
Тема 10. Нападающие удары (14 ч.)
Обучение технике нападающих ударов: подводящие упражнения с набивным мячом;
упражнения для обучения напрыгиванию; упражнения с теннисным мячом; упражнения
для обучения замаху и удару по мячу; специальные упражнения у стены в опорном
положении; специальные упражнения у стены.
Техника защиты.
Тема 11. Перемещения (14 ч.)
Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег),
скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону
Тема 12. Прием мяча (14 ч.)
Обучение технике приема мяча с падением: — на спину, бедро-спину, набок, на
голени, кувырок, на руки — грудь.
Тема 13. Блокирование (14 ч.)
Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное): упражнения для
обучения перемещению блокирующих игроков; имитационные упражнения по технике
блокирования (на месте, после перемещения);имитационные упражнения по технике
блокирования с баскетбольными мячами (в паре);специальные упражнения по технике
блокирования через сетку (в паре); упражнения по технике группового блока
(имитационные, специальные).
Изучение тактики игры в волейбол.
Тактика нападения.
Тема 14. Индивидуальные действия (10 ч.)
Обучение и совершенствование индивидуальных действий: Групповые
взаимодействия. Характеристика командных действий в нападении. Условные названия
тактических действий в нападении. Функции игроков. Взаимодействие игроков внутри
линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и
команды в целом (короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной
рукой.
Тема 15. Групповые действия (10 ч.)
Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии: Изучение
слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).
Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии.
Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.
Тема 16. Командные действия (10 ч.)
Обучение командным действиям в нападении: Учебная игра с заданием.
Тактика защиты.
Тема 17. Индивидуальные действия (15 ч.)
Обучение и совершенствование индивидуальных действий: Характеристика
командных действий. Взаимодействие игроков. Определение эффективности игры в защите
игроков и команды в целом
Тема 18. Групповые действия (15 ч.)
Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями: Подбор
упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная
игра.
Тема 19. Командные действия (15 ч.)
Обучение командным действиям в защите: Учебная игра с заданием.
Тема 20. Игра по правилам с заданием (20 ч.)
Учебная игра с заданием.

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕКЦИИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
№
ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ
1
История развития волейбола Общие основы волейбола
2
Правила игры и методика судейства
3
Техническая подготовка волейболистов
4
Физическая подготовка
5
Методика тренировки волейболистов
Изучение техники игры в волейбол
Техника нападения:
6
Перемещения
7
Стойки
8
Подачи
5
Передачи
10
Нападающие удары
Техника защиты:
11
Перемещения
12
Прием мяча
13
Блокирование
Изучение тактики игры в волейбол
Тактика нападения:
14
Индивидуальные действия
15
Групповые действия
16
Командные действия
Тактика защиты:
17
Индивидуальные действия
18
Групповые действия
19
Командные действия
20
Игра по правилам с заданием
Итого:

Всего:
9ч
10 ч
35 ч
35 ч
10 ч
14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
14 ч

10 ч
10 ч
10 ч
15 ч
15 ч
15 ч
20 ч
306

Практические занятия
Современный волейбол предъявляет высокие требования к двигательным
способностям и функциональным возможностям спортсмена. Для этого необходимо
всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку подразделяют на
общую и специальную. Значение общей и специальной физической подготовки для
поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных
физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами
физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятие о строе и
командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две
шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания,
перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка.
Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю,
повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны
в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение
скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого
пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.
7

Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами
(1-2 кг). Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование
упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым
голеностопными суставами; в положении сидя, лежа -поднимание ног с мячом.
Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами.
Упражнения на гимнастических снарядах. Лазанье по гимнастической стенке, канату.
Ходьба по бревну. Смешанные висы.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов,
индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты
головы).
Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в
парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения
с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега
(с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через
препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в
различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки.
Акробатические упражнения. Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках. Соскоки в
глубину со снарядов (высота снаряда 50-60 см). Группировки в приседе, сидя, лежа на
спине. Перекаты в строну из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед,
назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры рук. Перекат в стороны
согнувшись с поворотом на 180 градусов из седа ноги врозь с захватом ноги. Из положения,
стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись
в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми прямыми ногами о стену (для
мальчиков с 13 лет и старше).
Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки, кувырок вперед с трех шагов
и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь и сед с прямыми ногами.
Длинный кувырок вперед. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки.
Соединение нескольких кувырков вперед и назад. Кувырок назад прогнувшись через плечо.
Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки, коня, козла. «Мост» с
помощью партнера и самостоятельно.
Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет).
Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации.
Упражнения на батуте.
Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением 30-40 м. Низкий старт и
стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3x20-30 м, 3x30-40 м, 4x50-60 м. Эстафетный бег
с этапами до 40м и до 50-60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий
от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры,
условные окопы. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 минут
(мальчики) и до 2 минут (девочки). Бег или кросс до 2000 м. Прыжки в высоту с разбега
способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега.
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метания малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность.
Метание гранаты с места, с разбега.
Упражнения в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание. Из упора лежа
сгибание и разгибание рук.
Подвижные игры. Игры без предметов: «Салки», «Караси и щука», «Волк во рву»,
«Третий лишний», круговые и комбинированные эстафеты.
Игры с предметами: «Удочка», «Гонка мячей», «Метко - в цель», «Подвижная цель»,
«Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета» и
т.д.
8

Спортивные игры. Баскетбол и ручной мяч. Ловля, передача, ведение мяча, основные
способы бросков в корзину и по воротам. Индивидуальные тактические действия в защите
и нападении и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.
Специальная физическая подготовка
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу
(преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки
волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) - сидя, лежа на спине и на животе
в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение
приставными шагами.
Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег 15 и 10 м (общий пробег
за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок в начале пробегается лицом вперед, а
обратно - спиной и т.д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами.
То же, с набивными мячами в руках (массой 1-3 кг, в зависимости от возраста и пола), с
поясом-отягощением или в куртке с весом.
Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки. По
сигналу - выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение
направления или способа передвижения, поворот на 360 градусов - прыжок вверх, падение
и перекат, имитация подачи в стоике, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих
ударов, блокирования и т.д. То же, но занимающиеся перемещаются по одному, по двое, по
трое от лицевой линии к сетке. То же, но подается несколько сигналов. На каждый сигнал
занимающиеся выполняют определенное действие.
Подвижные игры. «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые
различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй, унеси», различные варианты игры в
«Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в
разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств.
1.
Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах с сопротивлением партнера
(или с гантелями).
2.
Броски набивных мячей различного веса, акцентируя движения кистей.
3.
Вращение кистями палки, наматывая на нее шнур, к концу которого подвешен груз.
4.
В упоре лежа отталкивание от пола и хлопок руками перед грудью.
5.
Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять
упражнения, которые по своей структуре сходные с техническими приемами.
6.
Вращательные движения туловищем с отягощением (гриф штанги, диски, гантели,
мешок с песком).
7.
Подъем штанги на грудь и тяга.
8.
Приседания и вставания со штангой на плечах (6-8 раз за подход).
9.
Полуприседания и быстрые вставания с подъемом на носки, штанга на плечах. Вес не более 50% максимального (10-15 раз за подход).
10. Выпрыгивание из полуприседа и приседа со штангой на плечах. Вес - 50%
максимального (6-8 выпрыгиваний за подход).
11. Подпрыгивания со штангой на плечах, упруго, но не полностью сгибая коленные
суставы. Вес - 50% максимального (10-15 повторений за подход).
12. Сидя на гимнастической скамейке - наклоны назад с помощью партнера, который
держит за голеностопные суставы. Упражнение можно выполнять с отягощением в
руках.
13. Прыжки через скакалку.
14. Прыжки с разбега и с места с касанием предметов, подвешенных на оптимальной и
максимальной высоте.
15. Прыжки на одной и обеих ногах на дальность.
16. Напрыгивание на предметы различной высоты.
17. Прыжки в глубину с различной высоты с последующим выпрыгиванием.
9

Серия прыжков с преодолением препятствий.
Упражнения для развития быстроты.
1.
Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя) по
зрительному сигналу.
2.
Рывки с резкой сменой направления перемещения.
3.
Имитационные упражнения, акцентируя выполнение какого-то отдельного движения.
4.
Быстрые перемещения с последующей имитацией технического приема или
выполнением его.
5.
Быстрые переключения от одних действий к другим, различным по характеру.
6.
Эстафеты с заданием на быстроту выполнения.
Упражнения для развития выносливости.
В тренировочном занятии целесообразно чередовать упражнения, направленные на
совершенствование техники, с сериями упражнений, требующих больших физических
напряжений, или имитационными упражнениями большой интенсивности. Такие
переключения способствуют развитию специальной выносливости и повышению
эмоционального состояния занимающихся.
1.
Серии прыжков — 15-20 сек. В первой серии выполняют максимально возможное
количество прыжков, во второй — прыжки максимальной высоты и т.д. 4-5 серий
прыжков выполняют без остановок в течение 1-1,5 мин. Эти же упражнения можно
делать со скакалкой.
2.
Перемещение в низкой стойке в различных направлениях — 1-1,5 мин, затем отдых
— 30-45 сек. Так 3-4 серии (можно с отягощением 2-5 кг).
3.
Последовательная имитация нападающего удара (блокирования) и падение у линии
нападения (или кувырок). Серия: 10 прыжков и 10 падений.
4.
Серия падений на грудь (или на спину с последующим переворотом). 6-10 падений в
серии.
5.
Эстафеты с различными перемещениями и чередованием кувырков вперед и назад.
6.
Челночный бег в различных направлениях и на различное расстояние.
7.
Игра в волейбол: 2 x 2; 3 х 3; 4 х 4.
8.
Игра в волейбол уменьшенным составом без остановок: как только мяч выходит из
игры, тут же вводят второй, третий мяч и т. д.
Тренировочные занятия должны строиться так, чтобы создавался запас прочности
в выполнении отдельных технических приемов, их стабильности на протяжении игры.
Упражнения для развития ловкости.
В ходе игры возникают различные двигательные задачи, требующие быстроты
ориентировки и моментального решения. Некоторые технические приемы приходится
выполнять в безопорном положении, для чего необходимо развитие специальной ловкости
и точности движений. Для развития этих качеств используют следующие упражнения:
1.
Одиночные и многократные кувырки вперед и назад.
2.
Одиночные и многократные прыжки с места и с разбега с поворотом на 180, 270 и
360°.
3.
Прыжки через различные предметы и снаряды с поворотами и без поворотов.
4.
Прыжки с подкидного мостика с различными движениями и поворотами в воздухе.
5.
Прыжки на батуте с различными движениями в безопорном положении и с
поворотами.
6.
Эстафеты с преодолением препятствий.
7.
Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 6-8 м. Первую
передачу выполняют над собой, вторую - партнеру, после чего игрок делает кувырок вперед
(назад). Повторяют 10-15 раз.
8.
Игра в кругу двумя-тремя мячами.
9.
Игра в защите — один против двух.
10. Нападающие удары из трудных положений.
18.

10

Развития гибкости (подвижности в суставах).
Гибкость развивают с помощью упражнений, которые делят на активные —
выполняемые с отягощениями и без них, и пассивные — выполняемые с помощью
партнера. Используют их сериями по 4-5 движений, постепенно увеличивая амплитуду.
Для развития специальной гибкости особенно важны упражнения, способствующие
увеличению подвижности в суставах, укреплению мышечно-связочного аппарата и
развитию эластичности мышц и связок. Для этого используют упражнения на растягивание,
по структуре сходные с движениями или отдельными их частями, характерными для
технических приемов игры. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть
большой. Основные средства для развития этих качеств — гимнастические упражнения,
упражнения с помощью партнера. Целесообразно использовать небольшие отягощения.
Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность.
Начинать обучение расслаблению мышц нужно со специальных упражнений —
встряхивание, свободное размахивание руками и ногами, расслабление мышц лежа,
семенящий бег и т.п.
Для развития физических качеств следует подбирать доступные и в то же время
интересные для занимающихся упражнения.
При построении занятий педагог (учитель) должен учитывать особенности
занимающихся. И если некоторые волейболисты менее активны в силу объективных
причин (высокий рост, медлительность, застенчивость, неуверенность в своих силах и т.
п.), то к ним требуется индивидуальный подход.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног с
взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с набивным мячом (или двумя) в руках
(до 2 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута,
левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица -быстрое разгибание ноги
(от стенки не отклоняться). То же, с отягощением (пояс массой до 6 кг).
Упражнения с отягощением (мешок с песком массой до 4 кг для девушек и до 8 кг для
юношей), штанга - вес штанги устанавливается в процентном отношении от массы тела
занимающегося в зависимости от характера упражнения: приседание - до 80%,
выпрыгивание - 20-40%, выпрыгивание из приседа - 20-30%, пояс, манжеты на запястья, у
голеностопных суставов. (Упражнения с отягощением применяются для учащихся не ранее
14 лет).
Приседания, выпрыгивания вверх из приседа, полуприседа вперед, прыжки на обеих
ногах.
Многократные броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой и прыжки и ловля
после приземления. Стоя на расстоянии 1 -1,5 м от стены (щита) с набивным
(баскетбольным) мячам в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова
прыгнуть я поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняются
ритмично, без лишних доскоков).
Прыжки на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и единой вперед.
То
же,
с
отягощением.
Напрыгивание
на
сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество
прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической
стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота - 40-80 см) с
последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением
препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево,
отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча,
отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с
места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной
высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные
прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки
11

через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую
ступеньку
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи
мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистей,
сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте
и в сочетании с различными предметами.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных
суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе
или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о
стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно
и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по
кругу, носки ног на месте. Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа
(при касании руками пола, руки согнуть). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание,
держа набивной мяч двумя руками у лица. Движение напоминает заключительную фазу при
верхней передаче мяча в волейболе.
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед над собой) и
ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски
набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность
(соревнование). Многократные передачи баскетбольного (футбольного) мяча в стену и
ловля его после отскока. Поочередная ловля и броски набивных и баскетбольных мячей,
которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча
ударом о площадку. Упражнения для кистей рук с гантелями. Упражнения с кистевым
эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные «волейбольные»
передачи набивного, гандбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи
волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая, расстояние от нее. Многократные
передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера или прибора для
метания мяча).
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя) - в
зависимости от действия партнеров, изменение высоты подбрасывания, бросок на
свободное место, на партнера и т.д. Броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах,
в тройках в рамках группы тактических действий (направления первой и второй подачи) многократно. То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом.
То же, в рамках командных действий.
Нападающий бросает мяч над собой у сетки в определенный момент, или через сетку
двумя руками из-за головы в опорном положении на заднюю линию, или в прыжке одной на переднюю линию.
Защитник наблюдает, или ловит мяч на задней линии от броска из-за головы, или идет
на страховку и ловит мяч в зоне нападения. Двое нападающих на передней линии бросают
мяч друг другу, и в определенный момент кто-то из них бросает мяч через сетку. Защитник
должен выбрать место и поймать мяч.
Упражнения для развития качеств, необходимых при подаче мяча. Круговые
движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в
положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей),
движение руками, вниз - вперед; то же, но движение выполняется только правой рукой с
шагом правой ногой вперед (как при прямой нижней подаче).
Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки
за головой, движение рук из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой и левой).
То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки.
Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу - поднимание рук
через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но круги
12

руками, стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч) - движение
правой руки, как при верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с
максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски
мяча одной рукой над головой - правой рукой влево, левой - вправо. Броски набивного мяча
массой 1 кг «крюком» через сетку. Упражнения с партнером. С набивным мячом в руках у
стены (1-2 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху, «крюком». То же, но бросок
гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии. Броски набивного, гандбольного мяча
через сетку определенным способом на точность в зоны. То же, но после перемещения от
сетки.
Упражнения с волейбольным мячом (выполняются многократно подряд).
Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах.
Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей
рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих
ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей
сверху вниз -стоя на. месте в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический
мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке - в парах и через сетку. Имитация
прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки, с песком (до 1 кг).
Метание теннисного или хоккейного мяча (правой или левой рукой) в цель на стене (высота
-1,5-2 м) или на полу (расстояние от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега,
после поворота, в ярыжке; то же, через сетку. Соревнование на точность метания малых
мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых
амортизаторах. То же, но у тренировочной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой
с максимальной силой. Удары по мячу на амортизаторах с отягощением на кисти,
предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты
(до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах.
Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с
набрасыванием партнера или прибора для метания мяча. Чередование бросков набивного
мяча и нападающих ударов по мячу на. амортизаторах; то же, но броски и удары через сетку
(с собствен .ого подбрасывания).
Упражнения в парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за
головы двумя руками и в ответ на сигнал - бросок с сильным заключительным движением
кистей вниз - вперед или вверх - вперед плавно. То же, но бросок через сетку; то же, но
бросок вниз двумя руками, вверх - одной. В ответ на сигнал «бросок» набивного мяча двумя
руками по ходу или с переводом (вправо, влево).
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые
упражнения, описанные ранее в сочетании с подниманием рук вверх с касанием
повешенного набивного мяча. То же, с касанием волейбольного мяча на резиновых
амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и
перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания).
Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх,
подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить мяч в стену; приземлившись, поймать мяч
и т.д.
Отбивание мяча в высшей точки взлета. Учащийся располагается спиной к стене.
Бросить мяч вверх - назад, повернуться на 180 градусов и в прыжке отбить мяч в стену. Те
же, предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может
менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и
движение на бросок, но в последний момент мяч задерживается в руках и тут же
подбрасывается и т.д. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера. Вначале мяч
подбрасывается после поворота, затем во время поворота и, наконец, до поворота.
13

Выполнение перечисленных упражнений, но после перемещения и остановки.
Многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного набивного мяча или
волейбольного на амортизаторах.
Передвижение вдоль сетки, лицом к ней приставными шагами правым и левым боком
вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в
положении спиной к сетке и с поворотом на 180 градусов. То же, что предыдущие два
упражнения, но на расстоянии 1 м от сетки, исходное положение принимается после одного
шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановка и прыжок по сигналу.
Перемещения у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над
сеткой набивного (волейбольного) мяча.
Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах
площадки, один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления,
другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой
коснуться ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем на согласованность действий на
основе перечисленных упражнений.
Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в
прыжке бросает мяч над собой, блокирующий должен своевременно занять исходное
положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент выпуска мяча
из рук нападающего.
Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых
тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует
(заключительная фаза в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но
блокирующих у сетки - трое, блокируют двое.
Техническая и тактическая подготовка
Техника нападения. Действия без мяча.
Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с
перемещениями; ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперед; перемещения
приставными шагами спиной вперед: двойной шаг назад, вправо, влево, остановка
прыжком; прыжки; сочетание способов перемещений.
Действия с мячом.
Передача мяча: сверху двумя руками; передача на точность, с перемещением в парах;
встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через
сетку, в непосредственной близости об нее.
Подача мяча: нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары: по ходу сильнейшей рукой с разбега (1,2,3 шага) по мячу,
подвешенному на амортизаторах; установленному в держателе; через сетку по мячу,
наброшенному партнером; нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3.
Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач.
Техника защиты. Действия без мяча.
Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с
перемещениями. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед.
Перемещения приставными шагами, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево.
Остановка прыжком. Падения и перекаты после падений. Сочетание способов
перемещений с остановками и стойками. Сочетание способов перемещений и стоек с
техническими приемами игры в защите.
Действия с мячом. Прием мяча: снизу двумя руками (отбивание мяча снизу двумя
руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой);
прием снизу - с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4,2,3). Прием
мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в
зоны 3,2. Нижняя передача на точность, прием мяча снизу двумя руками с подачи в зонах
6,1,5 и первая передача в зоны 4,3,2; прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону
и последующим нападением и перекатом на бедро и спину.
14

Блокирование: одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах
4,2, стоя на подставке; одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в
зонах 4,3,2.
Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места: для выполнения второй
передачи в зонах 3,2; для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4 и 2);
для выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению; для выполнения
подачи (верхней прямой).
При действиях с мячом: Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на
площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Чередование нижних подач в
дальнюю и ближнюю к сетке половину площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по
заданию). Чередование способов подач на точность: в ближнюю, дольнюю половины
площадки. Выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя руками,
кулаком (стоя на площадке в прыжке); снизу (в положении лицом, боком, спиной к сетке).
Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча. Чередование способов подач
(нижних и верхней прямой): вторая передача (из зоны 3) игроку, к которому передающий
обращен спиной.
Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3
с игроком зоны 2 (при второй передаче). Взаимодействия игроков передней линии. При
первой подаче: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока
зоны 3 с игроком зоны 4. При второй подаче: игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4, игрока
зоны 2 с игроком зоны 3. Игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3 (в условиях чередования
подач в зоны). Взаимодействия игроков при второй передаче зон 6,1 и 5 с игроком зоны 2
(при приеме от передач и подач).
Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии.
Прием нижних подач и первая передача в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом
в сторону передачи. Прием нижних подач и первая передача в зону 2, вторая передача в
зону 3. Прием мяча от подач и первая передача в зону 3, вторая - игроку, к которому
передающий стоит спиной.
Система игры со второй передачи и игрока передней линии.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча,
посланного противником через сетку. При блокировании (выход в зону удара). При
страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи. При приеме нижних подач;
при страховке партнера, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При приеме
нижней и верхней подач. Определение времени для отталкивания при блокировании,
своевременность выноса рук над сеткой.
При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку
противником (сверху, снизу, с нападением).
Групповые действия. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока
зоны 5 с игроком зоны 6: игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1. Игроков передней линии:
игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5,1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме
подачи и с передачи (при обманных действиях). Взаимодействия игроков при приеме от
подачи передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроками зон 1,5,3;
игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4. Взаимодействия игроков внутри линии и между ними
при приеме от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.
Групповые действия: Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом
вперед». Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с
применением групповых действий. Расположение игроков при приеме подачи (нижней и
верхней прямой), когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут, и находится в
зоне 4. после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остается
в зоне 4 и играет в нападении. Система игры: расположение игроков при приеме мяча от
противника «углом вперед» с применением групповых действий.
15

4. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Организационно – педагогические условия реализации Программы обеспечивают ее
реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие
применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным,
психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям
обучающихся.
Формы организации образовательного процесса: теоретические и групповые
практические занятия, учебно-тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом
возрастных и гендерных особенностей, учебно-тренировочные занятия по подготовке и
сдаче контрольных нормативов, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего
календарного года, в соответствии с годовым учебным планом, календарным учебным
графиком и календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Учебный год начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая.
Учебно-тренировочные занятия по волейболу проводятся в соответствии с учебным
планом, рассчитанным на 39 недель.
5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Раздел подготовки
Количество Аттестация (колИтого
часов
во часов)
(часов)
Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая
подготовка
4. Техническая подготовка
5. Тактическая подготовка
5. Игровая подготовка
Итого :
1.
2.
3.

8
78
51

1
10
7

9
88
58

44
44
44
269

6
6
7
37

50
50
51
306

16

6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (1-3 год)
№ п/п

1.

Месяц
Предметные
области
Теоретическая
подготовка

май

всего
часов

сент

окт.

нояб.

дек.

янв.

фев.

март

апр.

май

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9
88

2.

Общая
физическая
подготовка

10

10

10

10

8

10

10

10

10

3.

Специальная
физическая
подготовка

7

7

7

7

4

5

7

7

7

4.

Техническая,
тактическая
игровая
подготовка

17

17

17

17

15

17

17

17

17

151

35

35

35

35

28

33

35

35

35

306

Итого часов

и

итоговая
аттестация

58

Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года, в соответствии с годовым учебным планом,
календарным учебным графиком и календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Основными формами
учебно-тренировочного процесса являются групповые занятия.

17

7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольно-оценочная деятельность
Целью промежуточной аттестации является:

проверка соответствия общей физической подготовки обучающихся требованиям
настоящей программы;

диагностика уровня освоения образовательной программы обучающимися.
Основными критериями оценки являются: регулярность посещения занятий,
положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения
теоретических и умений по основам физической подготовки. Для детей оценивается
индивидуальная динамика уровня физической подготовленности без учета контрольных
нормативов. Сдача контрольных нормативов проводится во время учебно-тренировочного
занятия, полностью посвященного определению уровня физической подготовленности.
Оценка уровня знаний по теоретической подготовке
Контроль уровня знаний по теоретической подготовке проводится в форме устного
опроса одновременно со всей группой. Учащимся задаются вопросы на которые они
должны дать краткий однозначный ответ. Оценивание происходит по системе: «зачет» или
«не зачет».
Тестовые задания для оценки уровня физической подготовки.
Уровень физической подготовки оценивается по показателям быстроты
передвижения, динамической силы и прыгучести.
1.
Быстрота передвижения оценивается по времени пробегания «елочкой» к 6
набивным мячам (медицинболам), расположенным на волейбольной площадке. Местом
старта служит набивной мяч (медицинбол) «А», расположенный за серединой лицевой
линии. В исходном положении высокого старта ступни ног за линией по команде «Марш!»
учащийся касается рукой стартового мяча и начинает движение к мячу 1. Коснувшись
рукой мяча, он возвращается к мячу «А» и после касания его направляется к мячу 2 и т.
д. Учитывается лучший результат из двух попыток.
2.
Динамическая сила оценивается посредством броска набивного мяча двумя руками
из-за головы в прыжке с места. В исходном положении набивной мяч удерживается двумя
руками на уровне пояса. По команде «Можно!», обучающийся из полуприседа взмахом рук
с мячом выпрыгивает и заносит мяч за голову, после чего выполняет бросок. Учитывается
лучший результат из трех попыток.
3.
Для оценки прыгучести на стене в определенном месте зала делают метрическую
разметку высотой 250—270 см для определения высоты поднятой руки, а к баскетбольному
щиту прикрепляют маркированный лист картона, на котором отмерено расстояние от
пола.Учитывается лучший результат из трех попыток
Контрольные
Физические
способности

упражнения

по

общей

Контрольные
упражнения

физической подготовке
14-17 лет
Юн.

Дев.

Бег 30 м, сек

-

-

Бег 60 м, сек

-

-

Бег 100 м, сек

14,1

17,4

Координационные

Челночный бег
3х10 м, сек

7,9

9,3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину
с места, см

205

170

Скоростные

18

Бег

2000 м,
мин/сек

-

10,40

Бег

3000 м,
мин/сек

12,40

-

Наклон вперед из положения сидя,
см

9

12

Подтягивание на
высокой
перекладине из виса, раз

9

-

Подтягивание на
низкой
перекладине из виса лежа

-

13

Выносливость

Гибкость

Силовые

Контрольные упражнения по
специальной физической подготовке
№
п/п

Содержание требований (виды испытаний)

1.

Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены

2.

Чередование способов передачи и приема мяча сверху,
снизу (количество серий)

10

3.

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону
4

8

4.

Подача верхняя прямая в пределы площади

5.

Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3

6.

Чередование способов передачи и приема мяча сверху,
снизу

16

7.

Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых
амортизаторах

7

8.

Вторая передача на точность: из зоны 2 в зону 4

9.

Передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по
направлению)

10.

Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке

11.

Передачи сверху, снизу (стоя у стены)

12.

Подача на точность

13.

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5, 6 и 1

Кол-во раз

8

8
8

8
7
8
10
8
7
19

14.

Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4
(2)

7

Примечание: Обследование физического развития производится по общепринятой
методике биометрических измерений.
8. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее
оборудование и инвентарь:
Сетка волейбольная
Стойки волейбольные
Гимнастическая стенка
Гимнастические скамейки
Гимнастические маты
Скакалки
Мячи набивные (масса 1 кг)
Резиновые амортизаторы
Гантели различной тяжести
Мячи волейбольные
Рулетка

2 штуки
2 штуки
6-8 пролетов
3-4 штуки
3 штуки
30 штук
25 штук
25 штук
20 штук
30 штук
2 штуки

Список литературы:
1 - Комплексная программа по физическому воспитанию. 5-11 классы под редакцией В. И.
Лях и А. А. Зданевич.
2 Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК,
2002г.
3.
Банников А. М., Костюков В. В. Пляжный волейбол (тренировка, техника,
тактика).- Краснодар, 2011
4.
Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005
Дополнительная литература для детей:
5. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Работаем по новым стандартам. Г.А.
Колодницкий, В.С .Кузнецов, М.В. Маслов. М., Просвещение, 2012г.
6. Современная система спортивной подготовки/Под ред. Ф. П. Суслова, Б. Н. Шустина.М.,1995.
7. Волейбол / Под редакцией А.В.Беляева, М.В.Савина. – М., 2000

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».