Дополнительная общеразвивающая образовательная программа курса Проектная и исследовательская деятельность

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
МО Среднеуральск
624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 6 от 27 мая 2025 года

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ – СОШ № 6
с углубленным изучением отдельных
предметов
Приказ от 29.05.2025 года № 01-12-182

«___» ________________ 2025 г.

Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа
«Проектная и исследовательская деятельность»
(2 – 4 класс)

Направленность: естественнонаучная
Возраст обучающихся: 8 –10 лет
Срок реализации: 3 года

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.

Пояснительная записка
Учебный (тематический) план 1 года обучения
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения

3
12
12

4.

Учебный (тематический) план 2 года обучения

19

5.
6.
7.
8.

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения

19

Учебный (тематический) план 3 года обучения

22

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения

22

Организационно-педагогические условия реализации программы

11

9.

Список литературы

12

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебное проектирование – важный элемент современной системы образования.
Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для
дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных
занятиях для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и эффективного
их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных
задач в средней школе.
Данный курс построен на основе системы заданий для организации учебного процесса
на деятельностной основе и нацелен на формирование у младших школьников проектных
умений минимального уровня сложности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Цель программы: формирование проектных умений действенно-практического
характера, требующих практического применения знаний и умений, полученных на уроках,
создание условий, способствующих освоению новых для ребёнка умений.
Основными задачами начального обучения проектированию (2-4 классы) является
формирование следующих умений:
 планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с выработанным
планом;
 планировать работу другого (других) для достижения определённого результата;
 анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая
собственные знания;
 ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;
 анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или
поставленной цели;
 предъявлять и представлять ход проделанной работы и её результат.
Программа курс
позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью
данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших
школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания,
использовать их в практике.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти
и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить,
удалось ли достичь поставленных целей. В Федеральном государственном образовательном
стандарте ставится задача по формированию целостной системы универсальных учебных
действий» а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество
содержания образования.
Каждое занятие помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта,
знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами
публичного выступления перед незнакомой аудиторией, а также расширяет кругозор и
обогащает их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Работа над заданиями проводится в групповой форме организации занятий.
Исключением являются контрольные задания, где учащиеся работают в парах или
индивидуально. При совместной работе в группе план является не только средством
выполнения всех входящих в него операций, но и средством решения новых задач –
распределения работы, установления элементарных производственных связей.
Кроме деятельностных групповых занятий предусмотрены занятия с фронтальнопрезентативной формой работы, фронтальные анализ предъявленных ситуаций и обсуждение
представленных группам планов и результатов работы, объяснительно-иллюстративные и
3

контрольно-оценочные формы. Задания даётся на выполнение (полное или частичное) всех
необходимых действий проектирования и предъявляется учащимся в виде ситуации,
содержащей проблему, которую необходимо разрешить. В процессе проектирования дети
должны предложить свой проект (замысел), то есть найти способ решения проблемы. Далее
проект осуществляется практически или представляется на презентации. Проблемная
ситуация обязательно содержит в своей формулировке описание проблемы и условий её
существования и формулируется с элементами игровой и практической значимости.
Оценивание работы обучающихся безотметочное. При групповой работе оценивается
работа группы, при парной и индивидуальной – соответственно парная или индивидуальная
работа. Критерии отбора наилучших работ просты: для положительной оценки необходимо,
прежде всего, сделать правильный план и аккуратно отмечать выполненные операции по
ходу работы. Изделие должно соответствовать требованиям задания. По мере формирования
умений анализа и проведения презентации к критериям оценки добавляется качество
презентации и рефлексии групповой работы во время презентации. В последнюю очередь
оценивается аккуратность т эстетичность изделия. По результатам оценивания учащиеся
поощряются наклейками, смайликами и т.д.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Проектная деятельность» реализуется в рамках введения ФГОС НОО
во внеурочной деятельности. Курс рассчитан на 2 часа в неделю. Занятия проходят во
внеурочное время, во второй половине дня, 2 раза в неделю, проходят в форме
нетрадиционных уроков, конференций, защиты проектов. На занятиях используются
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная формы работы. Занятие имеет несколько
составных частей: фронтально - интерактивную, деятельностно - групповую,
презентативную.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Начальное обучение проектированию направлено на формирование основополагающих
умений учебного проектирования.
Знакомство с проектной деятельностью начинается с формирования и развития умения
планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в
соответствии с составленным планом.
В первый год проектного обучения, во 2 классе, ставится цель – научить учащихся
планировать работу по заданному результату.
Умение анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая
собственные знания, формируются уже в первом полугодии 2 класса, в условиях ситуации
выбора необходимых материалов из заведомо большого разнообразия. Формирование и
развитие этого умения проходит через все годы проектного обучения, закладывается в
основу рефлексивной деятельности.
Умение анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи и
поставленной цели формируется с помощью совместной работы взрослого с детьми сначала
при помощи взрослого, затем шаг за шагом всё с большей самостоятельностью и
ответственностью детей. В полной мере это умение может быть сформировано только к
окончанию начального обучения.
Умение представлять и предъявлять ход проделанной работы и её результат начинает
складываться с первых шагов в курсе «Проектная деятельность» с помощью заданий курса.
Это умение опирается на сформированные навыки устной речи. Умение делать устное
сообщение на заданную тему, отвечать на вопросы по теме, сочетать рассказ с показом
иллюстративного материала.

4

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕИАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие
социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных
установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного
общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию:
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней;
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое
следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично
изменяющемся мире.
Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание
чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению,
культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Планируемые метапредметные результаты и УУД
Освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности,
универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД
Целеполагание:
 формулировать и удерживать учебную задачу;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 определять последовательность промежуточных целей и соответствующие им действия
с учётом конечного результата;
 составлять план и последовательность действий.
Осуществление учебных действий:
 выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и
умственной формах;
 использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование:
 предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль:
 сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по
способу действия.
Коррекция:
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта сделанных ошибок;
 адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок.
Оценка:
 устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
5

 соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с
требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:
 концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
 стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные УУД
Общеучебные:
 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
 ориентироваться в разнообразии способов решения задачи;
 выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
 ставить, формулировать и решать проблемы;
 самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного
характера;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том
числе творческого и исследовательского характера;
 осуществлять смысловое чтение;
 выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Знаково-символические:
 использовать знаков-символические средства, в том числе модели и схемы для решения
задач;
 моделировать, то есть выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки
объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные:
 поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных
формах (текс, рисунок, таблица, схема);
 сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников);
 дополнение таблиц новыми данными;
 обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
 анализ информации;
 передача информации (устным, письменным, цифровым способом);
 оценка информации ( критическая оценка, оценка достоверности).
Логические:
 подведение под понятия на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков;
 подведение под правило;
 анализ;
 синтез;
 сериация;
 сравнение;
 классификация по заданным критериям;
 установление аналогий;
 установление причинно-следственных связей;
 построение рассуждения;
 обобщение;
 использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики
объектов окружающего мира.
Коммуникативные УУД
Инициативное сотрудничество:
6

 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
 формулировать собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы;
 строить понятные для партнёра высказывания;
 строить монологические высказывания;
 вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
 слушать собеседника.
Управление коммуникацией:
 аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
 разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:
 составление текста-рассуждения;
 выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
 использование обобщающих слов и понятий.
Смысловое чтение:
 овладение навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
 осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации;
 составление текстов в устной и письменной формах.
Различные способы поиска и использование информации:
 поиск значения слов по справочнику;
 «чтение» информации, представленной разными способами.
Обучающиеся научатся:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием справочной и учебной литературы;
 использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для
решения задач;
 строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
 выделять существующую информацию из текстов разных видов;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и отношениях;
 обобщать, то есть осуществлять генерализацию выведение общности для целого ряда
или класса единичных связей на основе выделения сущностей связи;
7

 устанавливать аналогии;
 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной
формах;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
выполняя недостающие компоненты;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию. Самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
К концу 2-го класса.
Необходимые умения:
 умение предъявлять и представлять ход проделанной работы, и ее результат;
 умение анализировать и оценивать работу группы.
Умение планировать:
 количество деталей;
 выбор формы и цвета деталей;
 расположение деталей на изделии;
 последовательность операций;
 распределение операций между членами группы;
 распределение и последовательность операций для оптимизации работы по времени.
Умение анализировать:
 свои знания (знаю или не знаю);
 условия количественных и качественных характеристик изделия;
 условия отбора материалов, деталей для выполнения работы;
 состав операций, необходимых для выполнения работы;
 соответствие хода работы предварительно составленному плану.
Умение представлять:
 умение предъявить продукт;
 умение рассказать о работе группы и каждого участника на общий результат;
 умение рассказать о достигнутом результате;
 формирование представления об этике и эстетике предъявления продукта.

8

Проектные умения, формируемые во 2 классе
Умение планировать
Умение анализировать
Умение представлять
Умение планировать свою  Свои знания (знаю и не
 Продукт
проектной
работу:
знаю);
деятельности;
 количество деталей;
 условия
 соблюдать
правила
 выбор формы и цвета
(количественные
и
этики
и
эстетики
качественные
предъявляемого
 расположение деталей
характеристики
продукта;
на изделии;
изделия);
 рассказ о работе группы
 сочетая различные виды

условия
отбора
(на общий результат);
освоенного
материалов, деталей для  краткий
планирования;
рассказ
о
выполнения
работы;
достигнутом
результате
 последовательность
 состав
операций,
операций;
необходимых
для
 распределение операций
выполнения работы;
между членами группы

соответствие
хода
 последовательность
и
работы предварительно
распределение операций
составленному плану;
в
группе
для
оптимизации работы по  ситуацию и проблему.
времени
Умение
планировать
работу другого:
 для
достижения
заданного результата;
 для решения проблемы.











К концу 3-го класса.
выделять проблему и условия из проблемной ситуации;
формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять цели и
задачи для её реализации;
осуществлять планирование и составлять план своей работы;
предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией,
делать самоанализ.
К концу 4-го класса.
Планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план,
использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в
соответствии с планом.
Анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия.
Формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для
достижения цели, составлению проекта. Ставить перед собой познавательные и
исследовательские задачи.
Формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде таблицы, схемы,
макета, буклета, алгоритма, эскиза и пр.
предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией;
делать самоанализ (проводить рефлексию собственной деятельности).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основным содержанием курса «Проектная деятельность» являются проектные умения,
цепочки проектных действий, обусловленные технологией проектирования, проектирование
и презентация (и\или осуществление) в целостном учебном проекте минимального уровня
сложности, а также общеучебные умения и УУД.
9

Вспомогательным содержанием является содержание предъявляемых проблемных
ситуаций в заданиях курса. Объекты ситуации и всё, что известно о ней ученикам, являются
содержанием, на котором разворачивается образовательный процесс в деятельности. Это та
часть содержания, с которым будут проводиться различные действия и операции при
выполнении задания, которая должна быть в достаточной степени известна, понятна,
знакома из личного житейского опыта учеников или изученного ранее на других предметных
занятиях.
При формировании умения работать с альтернативными источниками информации
содержание привлекается из справочников, энциклопедий, Интернета с соблюдением
принципов доступности, соответствия теме, краткости. По одним темам содержание
отобрано разработчиками, но не адаптировано. В других заданиях тексты подбираются
учениками по заданной теме. Где-то тексты составляются (сочиняются) учащимися для
изготовления информационного продукта, письма и пр.
2 класс
Во 2 классе обучение начинается с формирования и развития умения планировать. Дети
учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным
планом. В первый год проектного обучения ставится цель - научить планировать работу по
заданному результату. В каждом задании обрисовывается результат несложной ручной
работы или разрешения несложной житейской ситуации. Работая над заданием, дети
продумывают свою работу, определяют план и его фиксируют (количество деталей,
количество и качество деталей, распределение операций между участниками проектной
группы, время выполнения операций и задания в целом), проводят оптимизацию плана. В то
же время анализ полученных результатов работы, качества составленного плана и
выполнения работы в соответствии с планом проводится постоянно в ходе работы над
каждым заданием. В первом полугодии 2 класса начинается формирование умения
анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные
знания. Создается ситуация выбора необходимых материалов из заведомо большего
разнообразия.
3 класс
3 класс - второй год обучения проектной деятельности. Продолжается формирование
общеучебных и проектных умений. Основным формируемым умением по-прежнему
остается планирование. Планирование в заданиях для 3 класса имеет самые разные ситуации
применения и различных заказчиков, разнообразные формы записи планов. План
приобретает вид либо инструкции, либо алгоритма, либо системы, порядка чего- либо.
Всякий раз план предназначен для использования кем-то и решения с его помощью чьих-то
важных проблем. Такое разнообразие проектных ситуаций приводит к пониманию
универсальности осваиваемых способов действий.
Продолжается работа, начатая в последней четверти 2 класса по постановке заданий на
проектирование: через рассмотрение проблемной ситуации к формулированию проблемы,
затем цели и к получению результата проектирования - последовательности действий для
решения проблемы (в виде инструкции, или алгоритма, или схемы, или эскиза и др.).
Постепенное освоение цепочки шагов проектирования позволяет усвоить такие способы
действий, как: выделение проблемы и условий из проблемной ситуации, формулирование
проблемы в виде вопроса, целеполагание, планирование.
В 3 классе начинается целенаправленное развитие презентативных умений: сначала с
подсказкой в виде вопросов для подготовки выступления на презентации - предъявления
результатов о проделанной работе; затем добавляются вопросы, инициирующие самые
простейшие рефлексивные действия.
После 1 полугодия, после 3 -й четверти и в конце года организуются уроки рефлексии.
На этих уроках учащиеся вспоминают то, что делали, и для чего это было нужно.
10

Расставляются смысловые акценты на использованных терминах и понятиях, делаются
методические обобщения, проводится письменное тестирование.
4 класс
В 4 классе завершается формирование умения планировать, которое проводилось во 2 и
3 классах. Планирование в заданиях для 4 класса осуществляется в самых разных ситуациях,
тем самым показывая универсальность этого действия. Продолжается работа по
формированию умения ставить задание на проектирование через рассмотрение проблемной
ситуации, умения выполнять проектные действия в технологической последовательности (от
рассмотрения проблемной ситуации к формулированию проблемы, затем цели и
вытекающих из нее задач). Во II полугодии появляются задания со сложными проблемами,
состоящими из нескольких подпроблем. Ставятся соответствующие им (подпроблемам)
подцели с учетом условий проектирования. Начинается формирование умения
формулировать результат проектирования, отличать его от результата осуществления
проекта. В 4 классе продолжается целенаправленное развитие презентативных умений.
Учащиеся учатся проводить презентацию, предъявляя результаты проделанной работы по
самостоятельно составленному плану выступления. Особое внимание уделяется
формированию простейших навыков рефлексии в ходе презентации. В течение всего
учебного года в каждом задании и на специально организованных уроках целенаправленно
формируются рефлексивные умения, которые необходимы для усвоения проектных действий
и на этапах презентации и самооценки в учебном проектировании.
На уроках рефлексии происходит теоретическое и практическое освоение рефлексивных
действий. Завершаются эти уроки письменным тестом.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС (34 часа)
№

Тема занятия

1

Украшение коробки

2

3

Украшение шапочки

4

Украшение ёлочки

5

Яблоки на яблоне

6

Цветок желаний

Деятельность обучающихся
Первое полугодие
Знакомство с понятиями «план и планирование,
учатся составлять план, работать по плану
Формируют
умение
планировать
и
осуществлять групповую деятельность в
соответствии
с
составленным
планом;
осуществлять предварительное планирование
количества деталей и их расположение на
изделии с помощью учителя
Осуществят
самостоятельное
групповое
планирование
количества,
качества
и
расположения деталей.
Закрепят умение планировать и осуществлять
свою групповую деятельность в соответствии с
планом.
Выполнят работу в соответствии с планом
Осуществят
самостоятельное
групповое
планирование
количества,
качества
и
расположения деталей.
Закрепят умение планировать и осуществлять
свою групповую деятельность в соответствии с
планом.
Выполнят работу в соответствии с планом
Контроль степени сформированности умений
планировать и действовать в соответствии с
планом при самостоятельной парной работе.

Формирование

Формируемые умения
Понятия «план и планирование». Умение
планировать количество деталей изделия.
Запись плана с помощью символов
Умение составлять и осуществлять план по
количеству деталей и их расположению на
изделии. Запись плана с помощью символов
Умение составлять и осуществлять план по
количеству деталей и их расположению на
изделии. Запись плана с помощью символов

Умение составлять и осуществлять план по
количеству деталей и их расположению на
изделии. Запись плана с помощью символов

Умение составлять и осуществлять план по
количеству деталей и их расположению на
изделии. Форма запись плана по операциям в
виде таблицы. Материал для анализа
сформированности умения планировать и
работать по плану
планировать Умение составлять и осуществлять план по

умения
12

7

Одень куклу

8

Поздравительная
открытка

9

Зоопарк

10

Венок

распределения работы в группе по деталям,
рефлексия
распределения
работы
и
предъявление её результата.
Формирование умения анализировать свои
знания и условия выбора для последующего
принятия решения.
Развивать умение планировать и осуществлять
свою групповую деятельность в соответствии с
планом.
Формировать умение предъявлять ход и
результат работы
Формирование умения анализировать свои
знания и условия выбора для последующего
принятия решения.
Развивать умение планировать и осуществлять
свою групповую деятельность в соответствии с
планом.
Формировать умение предъявлять ход и
результат работы
Формирование умения анализировать свои
знания и условия выбора для последующего
принятия решения.
Развивать умение планировать и осуществлять
свою групповую деятельность в соответствии с
планом.
Формировать умение предъявлять ход и
результат работы
Закрепление умения составлять план по
количеству деталей.
Оформление плана в виде таблицы
Развитие
умения
осуществлять
свою
деятельность в соответствии с планом.
Формирование умения создавать план в виде
эскиза при планировании размещения деталей
13

количеству деталей и их расположению на
изделии. Форма запись плана по операциям в
виде таблицы
Умение работать с заданным условием выбора
ресурсов.
Умение составлять план по распределению
операций между членами группы устно.
Умение предъявлять ход и результат работы

Умение работать с условием при усложнении
выбора.
Умение составлять план по распределению
операций между членами группы устно.
Умение предъявлять ход и результат работы

Умение работать с условием выбора ресурсов:
сопоставление двух множеств и выбор двух
пар. Умение планировать распределение работы
по изготовлению деталей, записывать план в
виде таблицы.
Умение презентовать произвольно с показом
деталей на изделии
Умение составлять план по количеству деталей
и их расположению на изделии.
Умение фиксировать план в виде эскиза и в
форме таблицы.
Умение индивидуально и самостоятельно
выполнять работу в соответствии с планом.
Умение предъявлять ход и результат работы

на изделии
Формирование умения составлять план по
порядку сборки и фиксировать его на эскизе.
Развитие
умения
осуществлять
свою
деятельность в соответствии с планом.
Осуществлять
самостоятельное
групповое
планирование выполнения работы
Формирование умения составлять план по
количеству деталей, порядку сборки изделия с
фиксацией плана на эскизе, распределение
работы в группе. Выполнение работы в
соответствии с планом.

11

Мозаика из частей
квадрата

12

Мозаика из частей ромба

13

Фантазии из частей
ромба

Контроль степени сформированности умения
Формирование умения составлять план по
количеству деталей, порядку сборки изделия с
фиксацией плана на эскизе, предварительно
придуманном учащимися; умения выполнять
работу в соответствии с планом.

14

Аппликации из
геометрических фигур

15

Аппликации человечка.

Закрепление умения составлять план по
количеству деталей, порядку сборки изделия с
фиксацией плана на эскизе, умение выполнять
работу в соответствии с планом. Выполнение
контрольной парно-индивидуальной работы
Закрепление умения составлять план по
количеству деталей, порядку сборки изделия с
фиксацией плана на эскизе, умение выполнять
работу в соответствии с планом.

16

Дом моей мечты

Закрепление

умения

составлять
14

план

Умение составлять план по сборки с
обозначением на эскизе.
Умение индивидуально и самостоятельно
выполнять работу в соответствии с планом.
Умение предъявлять ход и результат работы
Умение составлять план по количеству деталей,
порядку сборки изделия с фиксацией плана на
эскизе. План распределение работы в группе.
Умение выполнять работу в соответствии с
планом.
Умение предъявлять ход и результат работы
Умение составлять план по количеству деталей,
порядку сборки изделия с фиксацией плана на
эскизе. План распределение работы в группе.
Умение выполнять работу в соответствии с
планом.
Умение предъявлять ход и результат работы.
Материал для анализа сформированности этих
умения
Контрольная парно-индивидуальная работа.
Материал для анализа сформированности этих
умения

Умение составлять план по количеству деталей,
порядку сборки изделия с фиксацией плана на
эскизе, распределять работу в группе по
изготовлению деталей. Умение выполнять
работу в соответствии с планом.
Умение делать отбор необходимых шаблонов
по картинке.
по Умение выражать замысел в виде эскиза.

количеству деталей, порядку сборки изделия с
фиксацией плана на эскизе, умение выполнять
работу в соответствии с планом при
самостоятельной работе. Создавать эскиз из
частей
геометрических
фигур
в
виде
аппликации.
Второе полугодие
Развитие умений планировать и осуществлять
свою деятельность в соответствии с планом.
Формирование умения предъявлять результат
работы.
Рефлексия групповой работы и использование
видов планирования

17

Зона отдыха в парке- 1

18

Зона отдыха в парке- 2

Развитие умений планировать и осуществлять
свою деятельность в соответствии с планом.
Формирование умения предъявлять результат
работы.
Рефлексия групповой работы и использование
видов планирования

19

Поезд – 1

20

Поезд - 2

Формирование умения планировать синхронную
по операциям работу членов группы и
осуществлять свою групповую деятельность в
соответствии с планом.
Введение понятия «оптимальный план».
Умение выполнять работу в соответствии с
планом
Развитие умения предъявлять результат работы.
Формирование умения планировать синхронную
по операциям работу членов группы и
осуществлять свою групповую деятельность в
соответствии с планом.
Введение понятия «оптимальный план».
15

Умение составлять план по количеству деталей,
порядку сборки изделия. Умение выполнять
работу в соответствии с планом.
Материал для анализа сформированности этих
умения
Умение
планировать
(комплексное
планирование количества, вида и расположения
деталей,
распределение
одновременного
исполнения и последовательности работ).
Умение выполнять работу в соответствии с
планом, рефлексировать и представлять свою
групповую деятельность
Умение
планировать
(комплексное
планирование количества, вида и расположения
деталей,
распределение
одновременного
исполнения и последовательности работ).
Умение выполнять работу в соответствии с
планом, рефлексировать и представлять свою
групповую деятельность
Понятие способа оптимального по времени
планирования и знакомство с понятием
«оптимальный план». Умение планировать
синхронную по операциям работу членов
группы и осуществлять свою групповую
деятельность в соответствии с планом. Умение
предъявлять результат работы.
Понятие способа оптимального по времени
планирования и знакомство с понятием
«оптимальный план». Умение планировать
синхронную по операциям работу членов
группы и осуществлять свою групповую

21

Стол и стул

22

Стол

23

Машина

24

Чайник

25

Как набрать воды из
реки

Умение выполнять работу в соответствии с
планом
Развитие умения предъявлять результат работы.
Развитие умения планировать одновременную
по операциям работу членов группы и
осуществлять свою групповую деятельность в
соответствии с планом.
Развитие умения предъявлять результат работы.
Развитие умения планировать одновременную
по операциям работу членов группы из двух
человек и осуществлять её в соответствии с
планом.
Осуществлять
самостоятельное
групповое
планирование одновременной по операциям
работы членов группы
Развитие умения предъявлять результат работы.
Контроль степени сформированности умения
планировать одновременную по операциям
работу членов группы из двух человек и
осуществлять её в соответствии с планом.
Осуществлять
самостоятельное
групповое
планирование одновременной по операциям
работы для двух членов группы.
Введение понятий «ситуация» и «проблема».
Формулирование проблемы в виде вопроса.
Развитие умения планировать, составлять план инструкцию
Введение понятий «ситуация» и «проблема»,
«цель», в их взаимосвязи.
Формулирование проблемы в виде вопроса.
Формулирование
цели
как
ожидаемого
результата.
Развитие умения планировать, составлять план инструкцию
16

деятельность в соответствии с планом. Умение
предъявлять результат работы.
Умение планировать синхронную по операциям
работу членов группы и осуществлять свою
групповую деятельность в соответствии с
планом. Умение предъявлять результат работы.
Умения планировать одновременную по
операциям работу членов группы из двух
человек и осуществлять её в соответствии с
планом.
Материал для анализа сформированности этих
умения
Умения составлять план синхронной по
операциям работу членов группы из двух
человек и осуществлять его.
Контрольная парно-индивидуальная работа.
Материал для анализа сформированности этих
умения
Понимание сути проблемной ситуации, её
составляющих (условия и проблемы) по тексту.
Умение составлять план - инструкцию
Понимание сути проблемной ситуации, её
составляющих (условия и проблемы) по тексту.
Умение составлять план - инструкцию

26

Винегрет

27

Куст сирени под окном

28

Гирлянда

29

Безопасный переход
улицы -1

30

Безопасный переход
улицы -2

Различение понятий «ситуация», «проблема»,
«цель» в их взаимосвязи.
Формирование умения формулировать условия
проблемной ситуации и проблемы в виде
вопроса.
Формулирование
цели
как
ожидаемого
результата.
Развитие умения планировать, составлять план инструкцию
Усвоение понятий «ситуация», «проблема»,
«цель» в их взаимосвязи.
Формирование умения формулировать условия
проблемной ситуации и проблемы в виде
вопроса.
Формулирование
цели
как
ожидаемого
результата.
Развитие умения планировать, составлять план инструкцию
Закрепление понятий «ситуация», «проблема»,
«цель» в их взаимосвязи. Развитие умения
работать в соответствии с поставленной целью,
составлять план – инструкцию. Развитие умений
планировать и осуществлять свою деятельность
в соответствии с планом.
Введение понятий «повторение» в инструкции
Закрепление понятий «ситуация», «проблема»,
«цель» в их взаимосвязи. Развитие умения
работать в соответствии с поставленной целью,
составлять план – инструкцию. Развитие умений
планировать и осуществлять свою деятельность
в соответствии с планом.
Введение понятий «правило» и «алгоритм»
Закрепление понятий «ситуация», «проблема»,
«цель» в их взаимосвязи. Развитие умения
17

Понимание сути проблемной ситуации, её
составляющих (условия и проблемы, цель) по
тексту. Умение составлять план - инструкцию

Понимание сути проблемной ситуации, её
составляющих (условия и проблемы, цель) по
тексту. Умение составлять план – инструкцию.
Контрольная парно-индивидуальная работа.
Материал для анализа сформированности этих
умения

Понятия «ситуация», «проблема», «цель» в их
взаимосвязи.
Понятия
«повторение»
в
инструкции. Умение составлять план –
инструкцию для решения проблем.

Понятия «ситуация», «проблема», «цель» в их
взаимосвязи. Понятий «правило» и «алгоритм».
Умение составлять план – инструкцию для
решения проблем

Понятия «ситуация», «проблема», «цель» в их
взаимосвязи. Понятий «правило» и «алгоритм».

31

Фальшивая монета

32

Овсяная каша

33

Любимый бутерброд

работать в соответствии с поставленной целью,
составлять план – инструкцию. Развитие умений
планировать и осуществлять свою деятельность
в соответствии с планом.
Введение понятий «правило» и «алгоритм».
Умение составлять план – инструкцию, умение
записывать алгоритм с условием
Закрепление понятий «ситуация», «проблема»,
«цель» в их взаимосвязи. Развитие умения
работать в соответствии с поставленной целью,
составлять план – инструкцию. Введение
понятий и «алгоритм в алгоритме». Умение
составлять план – инструкцию, умение
записывать алгоритм с условием и алгоритм
внутри алгоритма
Формирование
умения
формулировать
проблемную ситуацию по заданной проблеме с
добавлением условия.
Формирование умения формулировать цель,
вытекающую из проблемы.
Формирование умения определять состав
действий и последовательность их выполнения
для решения проблемы.
Закрепление понятий «рецепт» и «план –
инструкция в рецепте»
Формирование
умения
формулировать
проблемную ситуацию по заданной проблеме с
добавлением условия.
Формирование умения формулировать цель,
вытекающую из проблемы.
Формирование умения определять состав
действий и последовательность их выполнения
для решения проблемы.
Закрепление понятий «рецепт» и «план –
18

Умение составлять план – инструкцию для
решения проблем. Умение записывать алгоритм
с условием

Понятия «ситуация», «проблема», «цель» в их
взаимосвязи. Понятие
«алгоритм в
алгоритме». Умение составлять план –
инструкцию для решения проблем. Умение
записывать алгоритм с условием и алгоритм
внутри алгоритма
Понятия «ситуация», «проблема», «условия»
«цель» в их взаимосвязи.. Умение составлять
план – инструкцию (рецепт) для решения
проблемы.

Понятия «ситуация», «проблема», «условия»
«цель» в их взаимосвязи.. Умение составлять
план – инструкцию (рецепт) для решения
проблемы.

34

Обсуждение итогов года

инструкция в рецепте»
Закрепление умений сформированных за год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС (34 часа)

Тема урока
1.

2-3.

4-5.

6.

7-8.

Элементы содержания

Грибы в лукошке.

Закрепление умения составлять план по
количеству деталей, порядку сборки изделия.
Распределения работы в группе, умения
выполнять работу в соответствии с планом.
Мебель
для
куклы: Закрепление умения выделять проблему из
кровать и тумбочка.
проблемной ситуации; определять цель и пути
решения в виде задач, выполнять сетевое
планирование, выполнять работу в соответствии
с планом.
Мебель
для
куклы: Закрепление умения выделять проблему из
круглый стол и стул.
проблемной ситуации; определять цель и пути
решения в виде задач, выполнять сетевое
планирование, выполнять работу в соответствии
с планом.
Вода.
Закрепление умения выделять проблему из
проблемной ситуации; формулировать проблему
и цель; ставить перед собой познавательные
задачи(найти способ приобретения новых
знаний); представлять ход и результат
проделанной работы.
Домашнее животное.
Закрепление умения выделять проблему из
проблемной ситуации; формулировать проблему
и цель; ставить перед собой познавательные
задачи(найти способ приобретения новых
19

Виды деятельности обучающихся
Групповая. Планирование
расположению деталей.

по

кол-ву

и

Групповая.
Сетевое
планирование
использованием кодирования.

с

Групповая.
Сетевое
планирование
использованием кодирования.

с

Групповая. Работа над проблемой и задачами.
Индивидуальная. Исследовательский проект.

Групповая.
1-Формулирование задачи на исследование,
описание и инструкция по уходу за животным.
2-Презентация и меморандум.

910.

11.

12.

13.
14.

15.

16.

знаний); представлять ход и результат
проделанной работы. Формирование умения
обобщения результатов работы в форме
меморандума.
Здоровый образ жизни.
Закрепление умения выделять проблему из
проблемной ситуации; формулировать проблему
и цель; ставить перед собой познавательные и
исследовательские задачи. Самоанализ и
сравнение. Презентация.
Безопасный
переход Закрепление умения выделять проблему из
улицы.
проблемной ситуации; формулировать проблему
и цель; ставить перед собой задачи. Закрепление
умения составлять план по действиям, план как
инструкцию, правило.
Маршрут.
Закрепление умения выделять проблему из
проблемной ситуации; формулировать проблему
и цель; ставить перед собой задачи. Введение
составления плана как схемы и инструкции.
Рукавицы для Незнайки. Вычленять проблему и цель, формулировать
ожидаемый результат-план действий, алгоритм
Новогодний праздник.
Формирование
умений:
анализировать
проблемную ситуацию, содержащую условия;
уточнять условия, вычленять проблему и
ставить цель; формулировать ожидаемый
результат, составлять план.
Пригласительный билет. Формирование
умений:
анализировать
проблемную ситуацию, содержащую условия;
уточнять условия, вычленять проблему и
ставить цель; формулировать ожидаемый
результат, составлять план и записывать его в
виде макета.
Рефлексия-1.
Формирование
методологической
базы
проектных уроков, закрепление знаний, умений
и навыков процесса проектирования; введение
20

Групповая.
1- Работа над проблемой и задачами.
2- Индивидуальная. Презентация в виде отчёта.
Индивидуальная.
алгоритма.

Составление

инструкции,

Групповая. Составление схемы.

Индивидуальная.
Работа
с
условиемразветвлённый алгоритм.
Групповая.
Планирование
мероприятия:
программа праздника и план его подготовки.

Групповая. Презентация.

Индивидуальная.

1718.

Коврик.

19.

Детская площадка.

2021.

Ленивые вареники.

2223.

Школьное
экскурсионное бюро.

2425.

Сухарики.

26.

Рефлексия-2.

27-

Фитодизайн класса.

понятия «рефлексия»
Формирование умения определять состав
действий и операций, составлять план по кол-ву
действий и операций, распределять работу в
группе и выполнять её в соответствии с планом.
Формирование
умений:
анализировать
проблемную ситуацию, содержащую условия;
уточнять условия, вычленять проблему и
ставить цель; формулировать ожидаемый
результат; определять состав действий и
операций, составлять проект.
Формирование
умений:
анализировать
проблемную ситуацию, содержащую условия;
уточнять условия, вычленять проблему и
ставить цель; формулировать ожидаемый
результат; определять состав действий и
операций, составлять проект.
Формирование
умений:
анализировать
проблемную ситуацию, содержащую условия;
уточнять условия, вычленять проблему и
ставить цель; формулировать ожидаемый
результат; определять задачи по составлению
проекта; фиксировать проект в виде схемы,
буклета.
Формирование
умений:
анализировать
проблемную ситуацию, содержащую условия;
формулировать проблему и цель; определять
задачи для достижения цели. Представить ход и
результата проделанной работы.
Выявление степени сформированности: умения
построить план выступления на презентации,
представления об этапах проектирования;
развитие умения решать проблемы.
Формирование
умений:
анализировать
21

Групповая.
1-Определение состава действий.
2- Презентация.
Групповая.
1-Схема, кодирование, эскиз, инструкция.
2- Презентация.
Групповая.
1-Планирование
эскиз.
2- Презентация.

технологического

процесса,

Групповая.
1-Маршрутный лист с разработкой экскурсии по
школе.
2-Буклет, презентация.

Групповая.
1-Постановка задач, составление бизнес-плана.
2-Презентация макета упаковки
Индивидуальная.

Групповая.

28.

проблемную ситуацию, содержащую условия; Исследование информации
о растениях,
формулировать проблему и цель; определять составление инструкции. Составление таблицы
задачи для достижения цели; участвовать в с занесением сведений об уходе за растениями;
коллективной презентации с демонстрацией использование плаката в презентации.
плаката.
наших Контроль и закрепление проектных умений. Коллективная.
Фронтальная
работа
по
Формирование представления о проектировании повторению методологии проектирования.
социологического опроса.
Индивидуальная. Самостоятельная.
Формирование о комплексном распределении Групповая. Распределение работы, презентацияработы между группами класса с последующим мозаика.
соединением
результатов
в
единое
целое(презентация-мозаика)
выявление
степени
сформированности Индивидуальная.
представлений о проектировании.
Практическое освоение рефлексивных действий.
На усмотрение учителя
На усмотрение учителя
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС(34 часа)

2930.

Профессии
родителей.

3132

Викторина.

33

. рефлексия-3.

34.

Резервный урок.

1.

Аквариум.

2-3.

Волшебный сундучок.

4.

Волшебный сундучок.

5-6.

Туесок.

Формирование умения постановки задачи на
планирование групповой работы; распределение
и выполнение работы в группе в соответствии с
планом; введение рефлексивной готовности
Закрепление умения составлять оптимальный
план. Презентация с рефлексией проделанной
работы. Введение понятия «оптимизация по
количеству передач

Групповая.
Комплексное
планирование.
Рефлексия этапов работы, хода планирования,
обсуждения и принятия решения

Групповая.
1-Сетевое планирование. Анализ плана на
наличие передачи деталей в процессе работы.
2-Составление оптимального плана и его
осуществление.
Формирование умения составлять оптимальный Работа в парах
план. Анализ хода составления плана, его Индивидуальная. Составление оптимального
оптимальности по кол-ву передач в процессе его плана.
выполнения.
Закрепление умения составлять оптимальный Групповая.
план с разными факторами оптимизации. 1- Сетевое планирование.
Использование кодирования. Формирование 2- Презентация.
22

7-8.

910.

1112.

1314.

1516.
1718.
1920

2122.

рефлексивного умения - анализа работы по
плану.
Вазочка.
Закрепление умения составлять оптимальный
план с разными факторами оптимизации.
Использование кодирования. Формирование
рефлексивного умения - анализа работы по
плану.
Конвейер.
Формирование умения составлять оптимальный
план бригады и конвейера; Формирование
умения рефлексивного анализа работы бригады
по плану. Презентация с плакатом.
Стройка.
Формирование умения составлять план- график
работы бригады с учётом времени подвоза
деталей; Формирование умения рефлексивного
анализа работы по плану. Презентация с
макетом.
Карнавал.
Формирование умения составлять план как
результат
проектирования;
Формирование
умения рефлексивного анализа работы группы
по обсуждению и выбору; ввод критериального
оценивания.
Рефлексия-1,Мороженое. Теоретическое и
практическое освоение
рефлексивных умений
Информация печатных Формирование
умения
проектировать;
источников.
Формирование умения рефлексивного анализа;
закрепление умения самооценки.
Настольная игра.
Формирование
умения
проектировать
с
разбиением
проблемы
на
подпроблемы;
составлять технические задания-инструкции;
Формирование умения рефлексивного анализа;
закрепление умения самооценки.
Школьный автобус.
Формирование
умения
проектировать
с
разбиением
проблемы
на
подпроблемы;
составлять технические задания-инструкции;
23

Групповая.
1- Сетевое планирование.
2- Презентация и рефлексия хода работы
группы.
Групповая.
1- Сетевое планирование.
2- Презентация с плакатом. Имитация работы
бригады (ролевая игра)
Групповая.
Оптимальное планирование

Групповая.
1-Проектирование подготовки маски-персонажа,
выступление на конкурсе, осуществление
проекта.
2-Рефлексия и самооценка.
1- Индивидуальная. Самостоятельная
2- Индивидуальная. Самостоятельная
Индивидуальная.
Самооценка
по
критериям;
составление
каталожной карточки.
Групповая. Проектирование игры.
Самооценка по критериям; презентация.

Групповая. Проектирование решения проблемы
составления
оптимального
маршрута,
осуществление проекта

2324.

Школьная спартакиада.

2526

. Кем быть?

27.

Исследование.

2829.

Кислотные дожди.

3031.

Наш класс.

32.

Рефлексия-2.

3334

. Резервные уроки.

Формирование умения рефлексивного анализа;
закрепление умения самооценки.
Формирование
умения
проектировать
с
разбиением
проблемы
на
подпроблемы;
составлять технические задания-инструкции;
Формирование умения рефлексивного анализа;
закрепление умения самооценки.
Формирование умения проектировать выбор
профессии,
Формирование
умения
рефлексивного анализа своих способностей;
Формирование
умения
составлять
план
действий по подготовке к профессии.
Знакомство с методологией исследования,
проведение опытов, записи наблюдений;
Формирование умения ставить и проводить
исследования; введение понятия «гипотеза».
Формирование
умения
проектировать;
Формирование умения ставить и проводить
исследования в рамках проектирования.

Групповая.
1- Самостоятельное проектирование.
2- самооценка, презентация.
Индивидуальная.
1- Самостоятельное проектирование.
2- самооценка, презентация.
Групповая.
Исследовательская деятельность.

Индивидуальная.
Сравнение проектирования и исследования,
постановка
исследовательского
проекты.
Проведение инструментального эксперимента и
его описание.
Закрепление
умения
проектировать
с Групповая.
разбиением проблемы на
подпроблемы; Выполнение проектирования в условиях
Формирование умения рефлексивного анализа; самостоятельного группового взаимодействия.
закрепление умения самооценки.
Формирование
рефлексивных
умений; Индивидуальная.
выявление
степени
сформированности Практическое освоение рефлексивных действий.
представлений о проектировании.
На усмотрение учителя
На усмотрение учителя

24

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самостоятельность работы над проектом

Актуальность и значимость темы

Полнота раскрытия темы

Оригинальность решения проблемы

Артистизм и выразительность выступления

Как раскрыто содержание проекта в презентации

Использование средств наглядности, технических средств
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Сканер

Принтер

Ксерокс

Медиапроектор

Ноутбук

Информационное обеспечение.

наличие Интернета,

наличие библиотеки, медиатеки, аудиотеки, видеотек, компьютерных программ по
предметам, обеспеченность научно-методической литературой.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.:
Вербум - М, 2001.- 48с.
2.
Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В.
Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
3.
Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов
творчес-кой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
4.
Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской
деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в
школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
5.
Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в
электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская
работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
6.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.:
Народное образование, 2001. – 272с.
7.
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной
исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе.
– 2004. - №5. - С. 61-66.
8.
Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н.
Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».