Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Шахматное королество

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
МО Среднеуральск
624071, Свердловская область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 6 от 27 мая 2025 года

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ – СОШ № 6 с
углубленным изучением отдельных
предметов
Приказ от 29.05.2025 года № 01-12-182

«___» ________________ 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматное королевство»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ

Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень: базовый

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.

Пояснительная записка
Учебный (тематический) план 1 года обучения
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения

3
6
7

4.

Учебный (тематический) план 2 года обучения

9

5.
6.

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Организационно-педагогические условия реализации программы

9
11

7.

Материально-методическое обеспечение

11

8.

Список литературы

12

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Шахматное королевство» рассчитана на учащихся 7 – 14 лет, имеет физкультурноспортивную направленность.
Шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Сегодня шахматы это и спорт, и искусство, и наука. Шахматы - это не только игра, доставляющая
участникам радость, но и действенное эффективное средство умственного развития,
формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам
Чемпионата мира - 2004 года сказано: «Шахматы - это не просто спорт. Они делают
человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное,
воспитывают характер».
Шахматы предоставляют человеку возможность творческого соревнования.
Красивые партии, комбинации, окончания, задачи восхищают нас порой не меньше,
чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актёра. Это активный
культурный отдых и целый мир переживаний и ощущений.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собранным,
привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца и не
унывать при неудачах. Чемпион мира А. А. Алехин писал: «Шахматы не только
знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой
характер. Шахматы - не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы,
прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим
мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в
жизни».
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать
победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с
давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и
увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена
на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей
в активных формах познавательной деятельности в условиях роста нервноэмоциональных перегрузок в современном обществе. Процесс обучения игре в
шахматы способствует формированию творческих способностей ребенка, воспитание
важных личностных качеств. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать
правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от
обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение
фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах.
Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры
вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию.
Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это
уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера не является приоритетной
в данной программе.
3

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально - творческой,
одаренной личности посредством обучения игре в шахматы.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:






ознакомить с историей шахмат;
познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами;
обучить правилам игры;
дать учащимся теоретические знания по шахматной игре;
•изучить правила проведения соревнований и правила турнирного поведения.

Развивающие:

развивать логическое мышление, память, внимание;

развивать такие личностные качества, как усидчивость, умение сохранять
выдержку, умение критично относиться к себе;

формировать навыки запоминания;

развивать образное мышление;

расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
 бережно относиться к окружающим;
 прививать навыки самодисциплины;
 способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и
самооценки;
 формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Формирование шахматного мышления у обучающихся проходит через ряд
этапов: от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях до
творческого применения знаний на практике, подразумевающих отказ от
общепринятых стереотипов.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения
обучающимися (специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов
и др.). Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление
помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
К концу первого учебного года обучающиеся будут знать:
об истории происхождения шахмат;
шахматные термины:
белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат,
пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила игры в шахматы; принципы игры в дебюте, основные
тактические приемы; права и обязанности игрока; правила хода и взятия
каждой фигуры; основные понятия о тактике и стратегии.
К концу первого учебного года обучающиеся будут уметь:
4

ориентироваться на шахматной доске;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса.
К концу второго учебного года обучающиеся будут знать:

историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;

принципы игры в эндшпиле, основные тактические приемы;

принципы игры в миттельшпиле, основные тактические приемы;

правила этикета при игре в шахматы;

порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров).
К концу второго учебного года обучающиеся будут уметь:

концентрировать внимание, ценить время;

уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей
игре;

строить и реализовывать стратегические планы своей шахматной партии.
Недельная нагрузка 18 часов (612 часов в год). Занятия проводятся 3 раза в
неделю. Учебная группа состоит из 20-25 учащихся.
Показателями эффективного функционирования
шахматного объединения служат:

наличие единого контингента воспитанников;

обеспечение базовых знаний, умений и навыков шахматной игры;

система оценок достижений обучающихся (результаты участия в соревнованиях
и турнирах).
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН. 1-й год обучения
№

Название раздела, темы

Количество часов
Теория

1
2
3

Введение.
Организационное
занятие
Шахматы - спорт, наука,
искусство
Правила игры в шахматы,
особенности шахматной борьбы

Практика

Формы
аттестации
Всего

2

-

2

4

-

4

23

50

73

семинар

4

Простейшие схемы достижения
матовых ситуаций

23

55

78

решение
шахматных
задач

5

Тактика

23

55

78

игровые
упражнения

5

6

Эндшпиль

23

55

78

7

Дебют

23

55

78

8

-

55

55

9

Конкурсы по решению задач и
этюдов
Сеансы одновременной игры

-

50

50

10

Соревнования (турниры)

-

55

55

11

Индивидуальные занятия

-

50

50

12

Итоговое занятие

6

-5

11

127

485

612

Всего:

разбор
классических
партий
разбор
специально
подобранных
позиций
игровые
упражнения

самостоятельная работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1.
Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми.
Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
2.
Шахматы - спорт, наука и искусство. История возникновения
шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения
шахматиста во время игры.
3.
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. Игровые
пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных
фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом.
Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на
проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.
Сравнительная ценность фигур. Размен.
Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль),
окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии.
Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.
Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.
4.
Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход.
Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей.
Детский мат. Тренировочные партии.
5.
Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру
созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита
фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное
нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один
ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и
опрометчивые шаги. Тренировочные партии.
6.
Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило
квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции.
Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания.
Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.
7.
Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное 6

быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с
которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные
партии.
8.
Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными
задачами и этюдами, их решение, определение победителей.
9.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения
сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором
партий.
10. Соревнования, турниры.
11. Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с
детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с
учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных
12. Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных
задач.

7

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН. Второй год обучения.
№

Название раздела, темы

Количество часов
Теория

1 Введение.
Организационное
занятие
2 Шахматы
спорт,
наука,
искусство
3 Шахматная литература

Практика

Формы
аттестации
Всего

2

-

2

4

-

4

23

50

73

семинар

4 Тактика игры

23

55

78

игровые
упражнения

5 Стратегия игры

23

55

78

решение
шахматных
задач

6 Эндшпиль

23

55

78

7 Дебют

23

55

78

8 Шахматные компьютеры

50

50

9 Конкурсы по решению задач и
этюдов
10 Сеансы одновременной игры

55

55

разбор
классических
партий
разбор
специально
подобранных
позиций
тренировочные
игры с
компьютером
игровые
упражнения

55

55

11 Соревнования (турниры)

50

50

-

6

5

5

485

612

12 Индивидуальные занятия

6

13 Итоговое занятие
Всего:

127

самостоятельная
работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Второй год обучения
1.
Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка
задач на год. Правила техники безопасности.
2.
Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат,
сильнейшие шахматисты. Классификационная система. Различные системы
проведения шахматных соревнований (турниров). Правила проведения турниров.
Этика поведения во время партии. Ладья надежды нашей.
3.
Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой.
Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация,
запись партии. Словарь шахматной композиции.
4.
Тактика. О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка
позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка
8

фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при
рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных
позиций. Анализ партий лучших шахматистов.
5.
Стратегия. Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил.
Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек.
Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбадская структура.
Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять
факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как
активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам
стратегии.
6.
Эндшпиль. Лишняя пешка - никогда не лишняя. Активный пароль. Атака
в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические
занятия. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций,
решение задач.
7.
Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного
репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.
8.
Шахматные компьютеры. Человек и компьютер. Методы игры человека
и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ. Практические
занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий.
9.
Конкурсы по решению задач и этюдов. Решение конкурсных задач и
этюдов. Определение победителей конкурсов.
10. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения
сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором
партий.
11. Соревнования, турниры (по отдельному графику).
12. Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с
детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с
учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.
Работа с карточками и компьютером, разбор и анализ партий.
13. Итоговое занятие. Подведение итогов работы, обзор выполнения
поставленных задач.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с обучающимися проводится в форме лекций, диспутов,
бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов;
учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме - это и сеансы
одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые
занятия, турниры.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на
основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом
участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.
Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в
развитии, частями. Связь между учебно - тематическими и практическими вопросами
9

прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую
партию он не просто играет, а переживает.
Самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь
совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит
решать его реальные проблемные ситуации.
На уровне аналитической работы происходит:
• процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам у ученика;
• понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения
вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития,
осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо
учить одному и тому же. Но по -разному. Такой подход обеспечивает овладение
важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию,
быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план
игры.
Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или
разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:

точные - теоретические;

типичные - классификация по стратегическим или тактическим
признакам;

фрагменты из партий - различное игровое содержание;

этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие: оперативной
памяти; оперативного мышления; функции внимания; восприятия; оценочной
функции.
Материально-техническое обеспечение

магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1 штука;

шахматные часы - 5 штук;

комплекты шахматных фигур с досками - 10штук.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся:
1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание.
1994.
2. Бретт Н. Как играть в шахматы - М.: Слово, 1999.
3. Волчок А.С. Самоучитель: тренажер шахматиста. - Николаев: Мысль, 1991.
4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. - М.: Синтез, 1994.
5. Давыдюк С.И. Начинающим шахматистам. Упражнения. Партии. Комбинации.
- Минск: Полымя, 1994 .
6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
7. Мацукевич А.А. Шахматные правила - М.: Астрель, 2007.
8. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. - М.: РиПДЛКлассик, 2006.
Для педагога:
1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.:
Физкультура и спорт, 1976.
2. Гил В.Я. Необычные шахматы. - М.: Астрель, 2002.
3. Карахал Ю.И. Шахматы - увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
10

4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
5. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультура и спорт, 1994.
6. Костров В. Тест-партии. Как играть шахматные окончания.
СанктПетербург. 2003г.
7. Костров В. Тест-партии. Мастер-класс. Санкт-Петербург. 2003г.
8. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.
9.
Пожарский В.Н., Шахматный учебник - Рязань, 1994.
10.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство:
Феникс (2004 г.) 320 стр.
11. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ,
Астрель (2008 г.) - 287 стр.
12. Шахматы, наука, опыт, мастерство / Под ред. Б.А. Злотника. - М.:
Высшая школа, 1990.
13. Шахматы. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия,
1990.
14. Юдович М.М. Занимательные шахматы - М.: Физкультура и спорт, 1966.
15. Фонд «Шахматы в школе» [Электронный ресурс] URL: https:// chess-inвеЬоо1.ог§/(Дата обращения: 24.01.2018).

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».