Рабочая программа по предмету Сочинение законы и секреты мастерства, 11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
МО Среднеуральск
624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 1 от 27 августа 2025 года

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ – СОШ № 6
с углубленным изучением отдельных
предметов
Приказ от 28.08.2025 г. № 01-12-233

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СОЧИНЕНИЕ: ЗАКОНЫ И СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА»

Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 11
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО

Планируемые результаты изучения учебного курса
«Сочинение: законы и секреты мастерства»
1. 1. Личностные результаты
― эмоциональность;
― умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
― эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать
другим людям, сопереживать;
― чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться
ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствование собственной речи;
― любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
― понимания ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;
― интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
― потребность в чтении;
― наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
― ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих
людей;
― этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений,
вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев;
технология продуктивного чтения.
1. 2. Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
― самостоятельно формулировать тему и цели урока;
― составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
― работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
― в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия
― вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
― пользоваться
разными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
― извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
― перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
― пользоваться словарями, справочниками;
― осуществлять анализ и синтез;
― устанавливать причинно-следственные связи;
― строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
― оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
― адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
― высказывать и обосновывать свою точку зрения;

―
―
―
1.
―
―
―

―
―
2.
―
―
―
―
3.
―
―

―

4.
―
―

―
―

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
1. 3. Предметные результаты освоения программы
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения.
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение
и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы.
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического
вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Обучающийся после завершения курса научится:
анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять
авторское отношение к изображённому, давать обоснованную интерпретацию и
личностную оценку произведению;
определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику
литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных
произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе
художественного текста;

соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными
литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого
пути писателя;
― самостоятельное выполнять различные виды творческих устных и письменных работ;
написание классных и домашних сочинений по изученным произведениям, а также на
жизненно важные темы, связанные с курсом литературы;
― использовать знания зарубежной литературы для сопоставления героев русской и
зарубежной литератур; сопоставлять различных интерпретаций произведения в
других видах искусств; электронные версии новых книг и литературных журналов.
― анализировать произведение в связи с основными литературно-критическими
работами, рецензировать прочитанные произведения;
― самостоятельно работать с ресурсами электронных библиотек, умение подписываться
на рассылку электронных новостей по литературе.
Выпускник получит возможность знать /понимать:
― образную природу словесного искусства;
― содержание изученных литературных произведений;
― основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков;
― основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
― основные теоретико-литературные понятия.
1. Содержание учебного курса «Сочинение: законы и секреты мастерства»
Введение
Ознакомление обучающихся с критериями оценивания, целями и задачами курса,
направлениями итогового сочинения в текущем учебном году.
Анализ формулировки темы сочинения.
Формулировка темы и ее конкретизаторы, формулировка темы и языковая единица,
ее выражающая, тип темы по степени полноты отражения в ней суждения, анализ
формулировки темы, определение своей задачи по ее раскрытию; вычленение в теме
опорных слов, анализ смысла каждого из
них, их взаимосвязи; использование для тренировки вопросительных формулировок
тем.
Композиция сочинения.
Коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы
и микротем текста), его логический и композиционный замысел. Сочинение как смысловое
и структурное единство. Абзац в сочинении и его значение. Общая схема сочинения:
вступление, основная часть, заключение. Соотношение частей сочинения.
Объем сочинения. Построение композиции сочинения по принципу доказательства
теоремы.
Основная мысль (идея) сочинения
Осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке
проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме. Анализ образцов и
написание собственных работ.
Тезис
Формулировка тезисов сочинения. Авторское «я» в сочинении. Написание тезисов к
заданным темам.
Аргументы
Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения;
включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на
выбранный материал.
Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование
написанного.
Типы вступления
Назначение и роль вступления к сочинению. Возможные варианты вступления:
историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое.
―

Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к
заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме.
Заключительная часть сочинения
Заключительная часть сочинения. Способы лексического и грамматического
оформления концовки сочинения.
Литературный язык, его нормы. Качества хорошей речи.
Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей
сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок.
2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы
11 класс
№
Тема занятия
Количество
п/п
часов
1.
Введение.
1
2Повторение основных сведений по теории литературы.
2
3.
Литературное произведение как идейно-художественное целое.
Особенности эпических, лирических, драматических произведений.
4Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат
2
5.
освоения художественного произведения.
6Анализ формулировки темы сочинения.
2
7.
8.
Композиция сочинения.
1
9.
Основная мысль (идея) сочинения.
1
10- Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ
2
11.
12. Тезис.
1
13- Практикум. Написание тезисов к заданным темам.
2
14.
15. Аргументы.
1
16- Практикум. «Мозговой штурм» - учимся подбирать аргументы.
2
17.
18- Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ.
2
19. Редактирование и рецензирование написанного.
20. Типы вступления.
1
21- Практикум. Анализ образцов вступлений. Создание собственных
2
22. вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов
вступлений по одной теме.
23. Заключительная часть сочинения.
1
24- Написание сочинения. Взаимопроверка работ по критериям.
2
25.
26. Литературный язык – лучшая часть общенародного языка.
1
27- Нормы литературного языка.
2
28.
29. Качества хорошей речи: содержательность, точность, логичность,
1
правильность, выразительность, чистота, эмоциональность.
30. Виды грамматических ошибок.
1
31. Стилистические ошибки в сочинениях учащихся.
1
32- Практикум. Анализ текстов с нарушением логической
2
33. последовательности расположения частей сочинения и мыслей.
Корректирование логических ошибок.
34. Итоговое занятие.
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».