Дополнительная общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования МАОУ - СОШ № 6

624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

РАССМОТРЕНА
На заседании Педагогического совета
МКОУ-СОШ № 6
Протокол № 1
от 31 августа 2021 года

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

УТВЕРЖДЕНА
Приказом № 01-12-138
«31» августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МКОУ-СОШ №6 с УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

1. Пояснительная записка
Нормативной базой разработки Образовательной программы дополнительного
образования МКОУ-СОШ № 6 являются:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации»
 Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями и
дополнениями);
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих (включая разноуровненвые программы)/Приложение к письму
Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015
г.;
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р);
 Концепция
развития дополнительного образования детей (Утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
 Устав МКОУ-СОШ № 6;
 Программа развития МКОУ-СОШ № 6.
2. Концептуальная основа образовательной программы дополнительного
образования детей в МКОУ-СОШ № 6
Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе
должна быть опора на содержание основного образования. Интеграция основного и
дополнительного образования может обеспечить:
 целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;
 определённую стабильность и постоянное развитие;
 необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их
эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств,
социальной активности;
 сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования
инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
 поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации
жизни ученического и педагогического коллективов;
 сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей,
готовых работать с детьми.
2.1.Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельный вид образования –
дополнительное.
Оно направлено на
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в
1

занятиях физической культурой и спортом;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
 обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
 выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
 профессиональную ориентацию обучающихся;
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся;
 подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
 социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры обучающихся;
 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
федеральных
государственных требований.
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в
интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение
многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда
могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском
обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со
стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе
воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Преимущество дополнительного
образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в
соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
На базе программ дополнительного образования, разработанных по различным
направлениям творческой деятельности детей, в школе действуют объединения,
соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это позволяет активизировать
личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только обучающихся, но и
живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями, способностями.
Участие обучающихся в объединениях по интересам позволяет каждому ребенку
реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться
успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах
сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время
способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать
свое время. Большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной
деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля
межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой
основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие
детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсах, игровых программах,
спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций,
формированию корпоративного духа школы, чувства гордости за нее.
2

2.2.Принципы организации дополнительного образования
При организации дополнительного образования детей школа опирается на
следующие приоритетные принципы:
 Принцип доступности. Дополнительное образование - образование доступное. Здесь
могут заниматься любые дети – «обычные»; одаренные; «проблемные» - с отклонениями
в развитии, в поведении, дети с ограниченными возможностями здоровья. При этом
система дополнительного образования детей является своего рода механизмом
социального
выравнивания
возможностей
получения
персонифицированного
образования.
 Принцип природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных особенностей,
задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности.
 Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка
на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе
образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и
даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с
предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не
подвергать порицаниям.
 Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и
педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного
маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа
продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития
каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности
творческой самореализации.
 Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования,
которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого
обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов
дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой
статус системы дополнительного образования - развитие личности воспитанника.
Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной
ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску,
подталкивает к самообразованию.
 Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования. Органическая связь общего и дополнительного
образования детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми
возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов
образования, несомненно, становится важным условием освоения нового стандарта.
 Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых
условий для адаптации детей к жизни в современном обществе и в условиях ценностей,
норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
 Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное
реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей,
своевременную корректировку содержания программ дополнительного образования. А
это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к
изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования детей существуют
такие программы, которые позволяют прибрести практически ориентированные знания и
навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей
жизни.
 Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает
формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственноэмоциональной сферы обучающегося, нравственно-творческого отношения и является
доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности
воспитанников, педагогов, образовательной среды.
3

 Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел) обучающиеся
включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха
для каждого ребёнка.
 Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает,
что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности,
обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально
значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней
потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого
приоритета
важно
создание
атмосферы,
стимулирующей
всех
субъектов
образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие
(создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, игре и т.д.) - творчество
обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
 Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов.
Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая
интересы других.
 Принцип поддержки инициативности и активности. Реализация дополнительного
образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых
начинаний обучающихся.
 Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других
социальных институтов, учреждений культуры и образования города Екатеринбурга
направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для
духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей.

2.3.Цели и задачи Образовательной программы дополнительного образования
Основная цель - развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация
дополнительных образовательных программ в интересах личности.
Задачи:
1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать
возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать
условия для полной занятости обучающихся.
2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием.
3. Сформировать условия для успешности обучающихся.
4. Разработать и реализовать дополнительные общеобразовательные программы,
максимально удовлетворяющие запросам обучающихся.
5. Развивать навыки проектной и исследовательской деятельности.
6. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей.
7. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить занятость детей
«группы риска».
8. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование
инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий.
2.4.Перспективы развития дополнительного образования
Перспективами развития дополнительного образования МКОУ – СОШ № 6
является:
 расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция общего и
дополнительного образования;
 изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в
вопросах построения образовательного процесса, больше внимания уделять технологиям
интеграции;
4

 улучшение материально-технической базы ОУ для осуществления качественной
реализации программ дополнительного образования;
 организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации
дополнительного образования в школе, интеграции общего дополнительного образования:
методические объединения, семинары, практикумы, мастер-классы и т.д.

3. Планируемые результаты реализации программы
В процессе занятий обучающихся в детских объединениях по интересам, в ходе
подготовки и участия в мероприятиях различного уровня и направленности планируется:
 осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости
для развития и самореализации личности;
 осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их
реализации в свободное от учебы время;
 формирование установок детей на эффективные способы и формы проведения
своего досуга, ведущие к развитию положительных личностных качеств;
 приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения
содержательно, с пользой проводить свободное время;
 освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
 повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со
сверстниками и взрослыми;
 формирование и сохранение атмосферы позитивного сотрудничества в классе,
детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в
совместных досуговых мероприятиях;
 формирование традиций образовательного учреждения;
 рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся
деятельности;
 рост числа обучающихся, готовых к успешной адаптации в социуме;
 положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
 рост числа родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
 рост числа обучающихся, охваченных содержательно–досуговой деятельностью;

увеличение числа обучающихся, регулярно занимающихся спортом и готовых
продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональныхобразовательных
организациях в области физической культуры и спорта;
 увеличение числа педагогов ОУ, вовлеченных в процесс формирования творческой
личности школьников в пространстве дополнительного образования.
4. Образовательный блок
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через
различные объединения детей по интересам.
Занятия
в
объединениях
могут
проводиться
по
дополнительным
общеобразовательным программам различной направленности:
 художественной;
 физкультурно-спортивной;
 социально-педагогической;
 туристско-краеведческой;
 естественно – научной;
 технической.
В МКОУ-СОШ № 6 деятельность в сфере дополнительного образования
осуществляется по следующим программам:
1. «Проектная деятельность»;
2. «Хоровое пение»;
5

3.
4.
5.
6.
7.

Спортивный клуб «СК 6»
«Театральная мастерская»;
«Игры с мячом»;
«Дизайн интерьера»;
«Компьютерная графика и дизайн»

5. Система оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся
Мониторинг качества обучения проводится согласно Положению о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся.
Диагностика
уровня
успешности
освоения
дополнительных
общеобразовательных программ осуществляется каждым педагогом в зависимости от
особенностей направлений деятельности коллективов ОДО.
Периодичность контроля:
 входной контроль – сентябрь; текущий контроль – по темам;
 промежуточная аттестация (контроль, диагностика) – декабрь, апрель-май;
итоговый контроль – по окончанию прохождения программы.
Формы
проведения
диагностики
определяются
дополнительной
общеобразовательной программой.
Результаты диагностики должны отражать уровень ожидаемых результатов
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
6. Организационно-педагогические условия
На основании желаний и потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей), а также в соответствии Программой развития в МКОУ-СОШ № 6
создаются и работают объединения по интересам.
Прием обучающихся в объединения осуществляется в течение всего учебного года
на основе свободного выбора детей.
В объединениях могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может
заниматься в одной или нескольких группах.
Обычно учебный год в объединениях дополнительного образования начинается 1
сентября и заканчивается 31 мая текущего года.
В период школьных каникул занятия могут:
 проводиться по специальному расписанию с переменным составом обучающихся;
 продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.;
 проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий.
В период школьных каникул группы объединений дополнительного образования
работают по специальному расписанию, занятия могут быть перенесены на другое время.
В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в
списочный состав и по согласованию с педагогом.
Рекомендуемый режим занятий объединений дополнительного образования
N
п/п
1.
1.1.
2.
2.1.

2.2.

Направленность объединения
Техническая
Объединения с использованием
компьютерной техники
Художественная
Объединения изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства
Музыкальные и вокальные

Число занятий в
неделю
2-3
1-3

Число и
продолжительность
занятий в день
2 по 40 минут
2 по 40 минут

2-3
2-3

2 - 3 по 40 минут
2 - 4 по 40 минут

2-3

2 - 3 по 40 минут

6

объединения

2.3.
2.4.

Хоровые объединения
Оркестровые объединения

2.5.
3.

Хореографические объединения
Туристско-краеведческая

4.

Естественнонаучная

5.
5.1.

6.
6.1.
7.

Физкультурно-спортивная
Занятия по дополнительным
общеобразовательным
программам в области физической
культуры и спорта
Спортивно-оздоровительные
группы (кроме командных
игровых и технических видов
спорта)
Спортивно-оздоровительные
группы в командно-игровых видах
спорта
Спортивно-оздоровительные
группы в технических видах
спорта
Культурологическая
Тележурналистика
Военно-патриотическая

8.

Социально - педагогическая

5.2.

5.3.

5.4.

2-4
2-3

2-4
2 - 4; 1 – 2 похода или
занятия на местности
1-3

(групповые занятия)
30 - 40 минут
(индивидуальные
занятия)
2 - 3 по 40 минут
30 - 40 минут
(индивидуальные
занятия);
репетиция до 4-х часов
с внутренним
перерывом 20 - 25
минут
2 по 40 минут
2 - 4 по 40 минут;
занятия на местности
или поход - до 8 часов
2 - 3 по 40 минут;
занятия на местности
до 8 часов

2-3

2 по 40 минут

2-3

2 по 40 минут

2-3

2 по 40 минут

2-3

2 по 40 минут

1-2
2
2-4

1 - 2 по 40 минут
2 - 3 по 40 минут
1 - 3 по 40 минут,
занятия на местности до 8 часов
1 - 3 по 40 минут

1-2

Согласно СанПин занятия рекомендовано начинать не ранее 8.30 часов утра и
заканчиваются не позднее 19.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16 - 18 лет
допускается окончание занятий в 20.00 часов.
Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х
академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических
часов в день.
После 30 - 40 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв
длительностью не менее 10 мин.
Цели, задачи и содержание деятельности групп объединений дополнительного
образования определяются на основе примерных образовательных программ,
предложенных Министерством образования РФ или программ педагогов
дополнительного образования, разработанных ими самостоятельно. Программа
реализуется педагогом через учебно-тематический план занятий, который составляется на
весь период обучения. Обучающиеся, показавшие высокий уровень достижений и

7

результатов, могут заниматься по индивидуальным программам.
Работа обучающихся в группе объединения дополнительного образования строится
на принципах сотрудничества и самоуправления, сочетания коллективной и
индивидуальной деятельности.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».