Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Игры с мячом

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов

624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

РАССМОТРЕНА
Педагогическим советом МКОУ-СОШ № 6
Протокол № 9 от 27 мая 2022 года

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

УТВЕРЖДЕНА
Приказом № 01-09-337 «09» июня 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИГРЫ С МЯЧОМ»

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.
Пояснительная записка
Направленность (профиль) общеразвивающей программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность общеразвивающей программы: своевременность, современность,
соответствие потребностям времени.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния
здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого
комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов,
влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение
имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает
благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый
ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда
органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к
изменяющимся внешним условиям. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку
физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает
активность, развивает чувство коллективизма. Оптимальный объем развития двигательных
качеств — одно из условий сохранения и укрепления здоровья. Уровень физической
подготовленности принято определять в основном по степени развития мышечной силы,
быстроты и выносливости. Базовыми двигательными качествами детей являются: ловкость,
меткость, точность, подвижность, равновесие, ритмичность, быстрота реакции.
Важное место в системе физического воспитания детей школьного возраста занимают
действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера,
координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют
пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только
крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях,
усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и
способствуют выработки хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурнооздоровительной
работе с детьми. Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей
физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития
двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности
быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы я вижу в играх и упражнениях с
мячом.
Программа «Игры с мячом» разработана для воспитанников от 8 до 17 лет с учетом
физического развития, возможностей спортивной базы и исходя из требований, предъявляемых
к учащимся основного общее образования и рассчитана на 34 часа или 1 час в неделю.
Новизна
Новизна данной программы состоит в следующем: введение в работу занятий с мячом
способствует реализации принципа преемственности начального школьного образования и
основного общего образования и занимает одно из главных мест в физкультурнооздоровительной работе с детьми. Программа обеспечит необходимый и достаточный уровень
развития ребенка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной
программы по предмету «Физическая культура».
Педагогическая целесообразность
Научные исследования игровой деятельности с мячом подчеркивают ее уникальные
возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для
развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения
ориентироваться в окружающей действительности.
Отличительные особенности общеразвивающей программы – программа составлена на
I.

1

разновозрастных детей для работы в малокомплектной школе.
Адресат общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная программа разработана для 2-10 классов с разным
уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по
заключению врача).
Режим занятий:
Режим занятий не противоречит требованиям и рекомендациям СанПиНа.
Количество часов и занятий в неделю – 34 часа, 1 час в неделю.
Продолжительность занятия 40 минут.
Объем общеразвивающей программы
Количество модулей дополнительной общеобразовательной программы - один
(ознакомительный).
Содержание и материал общеразвивающей программы организованы по принципу
дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование таких форм организации материала,
которые позволяют заинтересовать ребенка образовательной деятельностью, формируют его
базовое доверие к педагогу и обучающимся группы, обеспечивают активность ребенка в
процессе совместной деятельности с детьми и педагогом в рамках содержания
общеразвивающей программы.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала, которые обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы и способствуют развитию
самостоятельности ребенка в процессе выполнения посильных учебных заданий.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала,
которые обеспечивают формирование активности и самостоятельности обучающихся в
процессе освоения учебного материала более сложного уровня и способствуют формированию
образовательных результатов в рамках содержательно-тематического направления
общеразвивающей программы.
Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием программы 1 год.
Форма обучения: очная.
Основной формой работы со школьниками являются специально организованные занятия;
игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению
техникой игры с мячом.
Виды занятий - беседа, лекция, практическое занятие.
Формы подведения результатов: зачетное практическое занятие, соревнование по видам
спорта.
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: Гармоничное развитие личности ребенка в процессе ознакомления с элементами
спортивных игр с мячом, повышение двигательной активности воспитанников, формирование
основ здорового образа жизни, общее оздоровление организма.
Задачи:
Обучающие

научить школьника способам творческого применения полученных знаний, умений и
навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности,
состояния здоровья, совершенствовать сформированные компетентности
Воспитательные

совершенствование конкретных двигательных действий, развитие двигательных

2

способностей, формирование умений самостоятельно тренироваться и осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность;

укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию, приобретение необходимых
знаний в области физической культуры и спорта, содействие воспитанию нравственных и
волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Развивающие

дать возможность ученику реализовать свой интерес к предмету;

дать возможность обучающимся использовать полученные знания в своей будущей жизни
к практической деятельности.
Задачи практической направленности:
ОБУЧАЮЩИЕ

Научить детей владеть мячом на достойно высоком уровне.
 Освоение техники игры в волейбол, футбол, теннис способствует совершенствованию
деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно сосудистой,
дыхательной),
улучшению
физического
развития,
физической
подготовленности детей.
РАЗВИВАЮЩИЕ

Познакомить школьников с историей игры волейбол, теннис, футбол, народными играми.

Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение
ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.

Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок
через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику. Умение выбирать
более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.

Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам
коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

3

Учебный (тематический) план
Название раздела / темы
Количество часов
Формы аттестации \
всего
теория практика контроля
Раздел 1. ОФК
2
2
1
тест
Особенности развития видов спорта 1
3.

1
2

1

Правила
использования 1
спортивного
инвентаря
и
оборудования.
МИНИ ФУТБОЛ
13
Краткий обзор возникновения и 1

2

развития мини-футбола.
Правила соревнований по футболу.

3
4
5

6

Упражнения для мышц плечевого
пояса и рук. Остановки мяча.
Упражнения для развития мышц
ног и таза. Ведение мяча.
Упражнения
для
развития
скоростно-силовых
качеств.
Ведение мяча.
Упражнения
для
развития
быстроты.
Ведение
мяча
с
обводкой.

1

тест

1

2
1

13
тест
то

1

1

1

Контрольное

1

1

упражнение
Контрольное

1

1

упражнение
Контрольное
упражнение

1

1

Контрольное
упражнение

4

7

8

9
10

11

12

13
1
2

3
4
5
6
7

Контрольное

Упражнения для мышц шеи и 1
туловища.
Ведение
мяча
с
обводкой.
Упражнения для развития гибкости. 1
Ведение мяча с обводкой.

1

Упражнения с набивными мячами.
Удары по мячу ногой.
Упражнения со скакалкой, на
гимнастических снарядах. Удары
по мячу
Упражнения
для
развития
быстроты. Удары по мячу ногой
после выполнения технических
действий.
Бег с препятствиями. Кросс. Удары
по мячу ногой на точность и на
дальность.
Контрольная игра.
Теннис

1

1

Контрольное

1

1

упражнение
Контрольное

Физическая
культура
в
современном обществе.
История развития настольного
тенниса, и его роль в современном
обществе.
Оборудование и спортинвентарь
для настольного тенниса.
Правила
безопасности
игры.
Правила соревнований.
Выбор
ракетки
и
способы
держания.
Жесткий хват, мягкий хват, хват
«пером».
Разновидности хватки «пером»,
«малые клещи», «большие клещи».

1

5
1

1

1

Тест

1

1

Тест

1

1

Тест

1

1

тест

упражнение
1

Контрольное
упражнение

упражнение
1

1

Контрольное
упражнение

1

1

1

1
2

Бег на время

Тест

1

1

Контрольное

1

1

упражнение
Контрольное
упражнение

ВОЛЕЙБОЛ
1

- понятие о технике и тактике игры; 1

1

5

2

3
4
5

6

1

- основные положения правил игры 1
в волейбол. Нарушения, жесты
судей
- техника выполнения прямой 1
нижней подачи;
- прямая верхняя подача;
1

1

техникой 1
боковой

ознакомление
с
выполнения
верхней
подачи
- верхняя передача двумя руками 1
перед собой с выходом;
Русские народные игры с мячом
история игр

6
1

1

Контрольное

1

упражнение
Контрольное

1

упражнение
Контрольное
упражнение

1

Контрольное
упражнение

2
1

6
тест

2

игры: «Шлепанки», «Шарильщик», 1
«Свечи ставить»

1

игра

3

игры:
«Подстенка»,
«Старые лапти»

«Зевака», 1

1

Игра

4

игры : «Летучий мяч», « Мяч с
топотом», « Гонка мячей»;
игры:
«Круг»,
«Охотник»,
«Защищай город», «Мяч в лунке»
игры: «Русская лапта», «Даровки»,
«Зевака»;
ИТОГО

1

1

Игра

1

1

Игра

1

1

Игра

5
6

34

12

21

4. Содержание учебного (тематического) плана

Раздел 1. ОФК
Основы знаний и ОФП

особенности развития видов спорта;

особенности развития видов спорта с мячом.

особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и
корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического
развития и укрепления здоровья;

индивидуальные способы контроля развития адаптивных свойств организма, укрепления
здоровья и повышения физической подготовленности;

способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и
оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при

6

занятиях физическими упражнениями.
Спортивные игры:
Футбол

стойки и передвижения игрока;

передачи мяча; нижняя подача;

прием мяча после подачи;

двусторонняя игра;

прямой нападающий удар;

одиночное блокирование
Спортивные игры:
Настольный теннис

передвижения: подача с левого угла, подача из центра, подача с правого угла.

способы подачи: накат, подставка, подрезка, топ-спин, смеш, срезка, свеча.

удары и подача слева и справа:

удары прямые с вращением;

виды вращения: подача с нижним вращением, подача с верхним вращением, подача с
боковым вращением.

одиночная игра.

игра в парах.
Волейбол (6 часов)

стойки и передвижения игрока;

передачи мяча;

нижняя подача:

прием мяча после подачи;

двусторонняя игра;

прямой нападающий удар;

одиночное блокирование.
5. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
процесса
Личностные результаты

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование уважительного отношения к культуре других народов;

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и
освоение социальной роли обучающего;

развитие этических чувств, доброжелательно и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;

7


определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном
влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о
физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости).

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1. Условия реализации программы
1.1. Материально-техническое обеспечение

Спортивный зал: площадка для игры в баскетбол, футбол, волейбол.

Инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, бадминтон, скакалки,
гимнастические маты, скамейки, свисток, секундомер.
1.2. Информационное обеспечение

аудио-, видео-, фото-, интернет - источники.
1.3. Кадровое обеспечение
Учителя физической культуры
Методические материалы
1.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. М, 2007
2.
Васильков Г.А., От игр к спорту.
3.
Глязер С., Зимние игры и развлечения.
4.
4. Дусовицкий
А.К., Воспитывая интерес. - М., 2005
5.
5. Жуков
М.Н., Подвижные игры. - М., 2000
6.
6. Железняк М.Н., Спортивные игры. - М.2005
7.
7. Коробейников Н.К., Физическое воспитание.
8.
8. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом.
9.
9. Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры.
10.
Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей..
11.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. - М.,2007
12.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры.
13.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям.
2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Зачетные практические занятия, соревнования.
II.

8

Список литературы
1.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11
классов. - М.: Просвещение
2.
Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.
Виленского, В.И. Ляха 5 - 9 классы: пособие для учителей. - М: Просвещение.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».