Аннотация к рабочей программе по учебному предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс ФГОС ООО 2021 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
ГО Среднеуральск

624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс,
основное общее образование
Рабочая программа по учебному предмету «ОДНКНР» разработана:
- в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г . №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г,
рег. номер - 64101) (далее — ФГОС ООО);
- в соответствии с Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения Основной
образовательной программы основного общего образования;
 в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего
образования Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. №08-761 «Об
изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики»,
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
 на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система
учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
 развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы;
 развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога и др.

Принципы организации обучения по курсу
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративноприкладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и
традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной
религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего
поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина
многонационального государства
толерантность, доброжелательность, эмпатию,
гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности.
В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает
глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п.,
что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно
учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших
подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным
впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность
представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться
в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному
заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления.
Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен прежде
всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и
фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности.
Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и
ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях,
представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной
культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает
становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития.
Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в
учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,
обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается
актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде,
частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила,
религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в
данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей,
нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической
среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть
большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность
и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные
линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать
содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения,
применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить
методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного
изучения данного предмета в 5 классе.
Рабочая программа по учебному предмету «ОДНКНР» включает следующие
разделы:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы.
Данная программа ориентирована на использование учебника, соответствующих
ФГОС ООО: учебник для учащихся общеобразовательных организаций; 5 класс: «Основы
духовно - нравственной культуры народов России» под редакцией Н.Ф.Виноградовой,
В.И.Власенко, А.В.Полякова М.: «Вентана-Граф», 2016 г.
Место предмета в учебном плане школы.
Рабочая программа разработана на основе учебного плана Учреждения, в
соответствии с которым на изучение учебного курса «ОДНКНР» выделено в 5 классах –
17часов (1 час в неделю одно полугодие)
Формы организации и виды деятельности:
 лекции;
 защита проекта;
 практикумы;
 урок-игра.
Используемые технологии:
 технология развития критического мышления;
 технология дифференцированного обучения;
 технология проблемного обучения;
 технология проектной деятельности;
 информационные технологии;
 традиционные технологии.
Контроль осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
МКОУ СОШ № 6 с УИОП и включает:
 текущий контроль (пересказ, доклад; тест; устный опрос);
 итоговый контроль (проверочная работа, контрольная работа, защита проекта).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».