Рабочая программа учебного курса Проектная мастерская, 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
ГО Среднеуральск
624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 1 от 31 августа 2023 года

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МАОУ – СОШ № 6
с углубленным изучением отдельных
предметов
от 31.08.2023 г. № 01-12-167

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Уровень общего образования: основное общее образование
Класс: 9
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС ООО

г. Среднеуральск 2023
1

1.1.Планируемые результаты освоения учебного курса «Проектная мастерская»
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- готовность и способность к саморазвитию, самоопределению;
- способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

является

Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
-

-

Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.

Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
2

- строить логичное рассуждение,
следственных связей.

включающее

установление

причинно-

Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение,
владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с точкой зрения обучающегося, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
2.Содержание программы учебного курса
Программа определяет такие тематические направления для исследовательской и
проектной деятельности обучающихся: агропромышленность и биотехнологии;
беспилотный транспорт и логистические системы; бионические роботы и
нейроинтерфейсы; большие данные; когнитивные исследования; микромир и
микроскопия; нанотехнологии; новые материалы; освоение Мирового океана;
персонализированная медицина; современная энергетика; спутники и пилотируемая
космонавтика. Все эти направления междисциплинарные, направлены на введение
школьников в проблематику современной работы в области высокотехнологичных
отраслей экономики, которые обязательно включают разделы, связанные с экологией и
биологией.
Данная программа рассчитана на 1 учебный год (34 часов, 1 час в неделю).
Модуль 1. Исследование и проектирование.
Сравнительная характеристика исследования и проектирования: сходство и
различие. Зачем нужно учиться исследовать и проектировать. История некоторых
3

исследований (строительство Эйфелевой башни, явление радиоактивности). Качества
исследователя. Результаты исследования и проектирования.
Модуль 2. Проблема
Понятие «проблема» и «проблемный вопрос». Разница проблем, стоящих перед
человечеством, государством, с семьей, и лично перед учащимися. Определение в
учебном материале направления, для которых нет готовых решений. Определение
разницы между проблемным и повествовательным контекстом.
Модуль 3. Актуальность проблемы
Понятие «актуальности». Различия актуальности в общепринятом смысле и в работе
учащегося. Зачем нужно учиться аргументировать свой интерес к выполняемой работе.
Определение важности собственной работы, обоснование значимости выполняемой
работы.
Модуль 4. Источники информации. Ссылки и правила цитирования
Виды источников информации. Определение степени достоверности источников
информации. Первичные и вторичные источники информации. Анализ причин
недостоверности информации. Правила оформления ссылок в тексте проектной работы.
Правила написания текста из источников. Понятие «плагиат». Программа «Антиплагиат»
и ее использование.
Модуль 5. Тема работы
Отличительные особенности темы. Отличия темы от проблемы. Критерии научного
познания и темы исследования. Формулирование темы проектной и исследовательской
деятельности. Отбор материала по теме и его корректировка в соответствии с
требованиями.
Модуль 6. Объект и предмет работы
Зачем в исследовательских и проектных работах нужно выделять объект.
Сравнительная характеристика объекта и предмета иссследования. Определение объекта и
предмета исследования с работах учащихся.
Модуль 7. Цель работы
Понятие цели в различных сферах деятельности. Почему важно определение цели
работы. Оценивание реалистичности целей в самостоятельной проектной или
исследовательской деятельности. Формулирование целей работы самим учащимися для
своей работы. Определение разницы между целью и темой работы. Определение
адекватности и уместности средств достижения цели.
Модуль 8. Задачи работы
Отличие задач от целей и методов. Формулирование задач под цель работы
учащегося. Соизмерение задач с доступными ресурсами. Индивидуальная работа с
проектами учащихся.
Модуль 9. Гипотеза
Зачем нужная гипотеза и правила ее формулирования. Отличие утверждения от
гипотезы. Определение наличия гипотезы и правильности ее формулирования.
Определение необходимости гипотезы в исследовательской работе и проекте.
Формулирование гипотез к работе учащихся. Требования, предъявляемые к гипотезе.
Индивидуальная работа с проектами учащихся.
4

Модуль 10. Методы исследования и проектирования
Определение метода исследования. Методы исследования в области естественных
наук. Методика эксперимента. Цель контроля в эксперименте. Подбор методов,
подходящих для достижения целей работы. Влияние разных факторов на данные,
полученные с помощью выбранного метода. Соответствие метода и результата работы.
Формирование умения подбирать простой и надежный метод в соответствии с принципом
целесообразности. Описание методики выполнения работ учащегося. Индивидуальная
работа с проектами учащихся.
Модуль 11. Планирование работы
Особенности планирования исследовательской и проектной работы. Значение
правильного
планирования
выполнения
работы.
Составление
плана
для
исследовательской работы учащегося. Правильное распределение времени, необходимого
для работы. Подбор ресурсов, необходимых для достижения цели. Разница в
планировании исследовательской и проектной деятельности. Индивидуальная работа с
проектами учащихся.
Модуль 12. Корректировка плана в ходе выполнения работы
Сложности при выполнении проектной и исследовательской работы в соответствии
с поставленными целями. Параметры анализа плана реализации проекта или
исследования. Выявление трудностей в реализации проекта или исследования.
Формирование умения корректировать план выполнения работы. Выявление объекта
анализа в ходе выполнения работы. Типичные ошибки при корректировке плана работы.
Индивидуальная работа с проектами учащихся.
Модуль 13. Результаты и их обработка
Первичные результаты и их обработка. Достоверность результатов. Способы
фиксации результатов исследования. Дневник наблюдений и его оформление.
Статистическая обработка результатов. Методика построения диаграмм и графиков.
Пробоотбор и пробоподготовка как важнейший этап анализа. Индивидуальная работа с
проектами учащихся.
Модель 14. Анализ и обсуждение результатов
Анализ экспериментальных данных. Учет различных факторов, которые могли
повлиять на результаты исследования. Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение
экспериментальной работы. Выявление сложностей в анализе результатов исследования.
Определяющий фактор исследования. Индивидуальная работа с проектами и
исследовательскими работами учащихся.
Модель 15. Подготовка отчета о работе
Жанры отчета о проделанной работе. Структура статьи и презентации. Научный
стиль изложения, его отличие от публицистического стиля. Написание тезисов работы по
заданному плану. Составление аннотации. Подготовка презентации к работе учащихся
(индивидуальная работа с проектами учащихся).
Модуль 16. Подготовка материала для доклада
Выполнение презентации. Общие подходы в работе в программе Power Point.
Инфографика. Особенность разных форм предоставления результатов выполненной
работы. Стендовый доклад исследовательской и проектной работы. Индивидуальная
работа с проектами. Подготовка докладов.
5

Модуль 17. Выступление
Экспертиза и оценка: сходство и различия. Обязанности экспертов. Выстраивание
доклада в соответствии с требованиями конференции. Прогнозирование вопросов
экспертов. Вопросы докладчику. Подготовка докладов и предзащита проектов.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Модули
Исследование и проектирование. Сходства и различия.
Проблема
Актуальность работы.
Источники информации. Ссылки и правила цитирования.
Тема работы.
Объект и предмет работы.
Цель работы.
Задачи работы.
Гипотеза.
Методы исследования и проектирования.
Планирование работы.
Корректировка плана в ходе выполнения работы.
Результаты и их обработка.
Анализ и обсуждение результатов.
Подготовка отчёта о работе.
Подготовка материала для доклада.
Выступление.
Итоговое занятие.

Итого

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34

Календарно-тематический план
9 класс (33 ч)
Тема занятия
В чем разница между исследованием и проектированием.
Как строился Суэцкий канал и как было открыто явление
радиоактивности.
Что такое проблема и проблемный вопрос.
В чем секрет успеха рассказов о Шерлоке Холмсе.
Что такое актуальность, или Как аргументировать свой интерес
к выполняемой работе?
Что такое актуальность и для кого поставленная проблема
актуальна. Для страны, для общества ,или для тебя лично.
Источники информации и их достоверность.
Википедия, первичные и вторичные источники информации.
Критерии научного исследования. Отличие темы от проблемы.
Чем знаменита группа Deep Purple.
Объект работы.
Предмет исследования.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12

Понятие цели в разных сферах деятельности.
Почему Лебедь, Рак и Щука не смогли сдвинуть воз.
Как сформулировать задачи для поставленной цели.
В чем отличие задач от цели и от методов.
Зачем нужна гипотеза.
Почему в проекте не бывает гипотезы?
Метод исследования или достижения проектной цели.
Зачем в каждом эксперименте нужен контроль?
В чём особенности планирования исследовательской и
проектной работ. Почему нужно заранее четко планировать ход
выполнения работы.
Сложности и корректировка плана.
Параметры анализа реализации плана работы.
Первичные результаты и их достоверность.
Что такое эпициклы Птолемея, и что с ними случилось?
Анализ экспериментальных данных.
Что такое эффект Доплера?
Разные жанры представления отчета о выполненной работе.
Структура статьи или презентации, типичные ошибки.
Подготовка материалов к выступлению на конференции.
Что такое инфографика?
Кто такие эксперты, или
Как наиболее выгодно рассказать о проделанной работе?
Выступление. Правила публичной речи.
Итоговое занятие: защита проектов.
Итого

Тема занятия
В чем разница между исследованием и проектированием. Что
такое проблема и проблемный вопрос.
Что такое актуальность, или как аргументировать свой интерес
к выполняемой работе?
Что такое актуальность и для кого поставленная проблема
актуальна. Для страны, для общества или для тебя лично.
Источники информации и их достоверность. Википедия,
первичные и вторичные источники информации.
Критерии научного исследования. Отличие темы от проблемы.
Объект работы. Предмет исследования.
Понятие цели в разных сферах деятельности.
Как сформулировать задачи для поставленной цели. В чем
отличие задач от цели и от методов.
Зачем нужна гипотеза. Почему в проекте не бывает гипотезы?
Метод исследования или достижения проектной цели.
В чём особенности планирования исследовательской и
проектной работ. Почему нужно заранее четко планировать ход
выполнения работы. Сложности и корректировка плана.
Параметры анализа реализации плана работы.
Первичные результаты и их достоверность. Анализ

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33 часа

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
7

13
14
15-16

экспериментальных данных.
Разные жанры представления отчета о выполненной работе.
Структура статьи или презентации, типичные ошибки.
Подготовка материалов к выступлению на конференции.
Правила публичной речи.
Защита проектов.
Итого

1
1
2
16 часов

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».