Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов ГО Среднеуральск 624071, Свердловская область, г. Среднеуральск, ул. Лермонтова, д. 6 Тел. (34368)7-54-17, 7-40-06, 7-46-04 Сайт: 6sdu.uralschool.ru E-mail: ave_sol_6@mail.ru «ПРИНЯТО» Педагогическим советом МАОУ – СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов Протокол № 1 от 31 августа 2023 года УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ – СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов от 31.08.2023 г. № 01-12-167 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ» Уровень общего образования: основное общее образование Класс: 9 Уровень изучения предмета: базовый Реализация ФГОС ООО г. Среднеуральск 2023 1 1.1.Планируемые результаты освоения учебного курса «Проектная мастерская» В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: - готовность и способность к саморазвитию, самоопределению; - способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - способность ставить цели и строить жизненные планы. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): является Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. - - Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; 2 - строить логичное рассуждение, следственных связей. включающее установление причинно- Коммуникативные УУД: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения обучающегося, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. 2.Содержание программы учебного курса Программа определяет такие тематические направления для исследовательской и проектной деятельности обучающихся: агропромышленность и биотехнологии; беспилотный транспорт и логистические системы; бионические роботы и нейроинтерфейсы; большие данные; когнитивные исследования; микромир и микроскопия; нанотехнологии; новые материалы; освоение Мирового океана; персонализированная медицина; современная энергетика; спутники и пилотируемая космонавтика. Все эти направления междисциплинарные, направлены на введение школьников в проблематику современной работы в области высокотехнологичных отраслей экономики, которые обязательно включают разделы, связанные с экологией и биологией. Данная программа рассчитана на 1 учебный год (34 часов, 1 час в неделю). Модуль 1. Исследование и проектирование. Сравнительная характеристика исследования и проектирования: сходство и различие. Зачем нужно учиться исследовать и проектировать. История некоторых 3 исследований (строительство Эйфелевой башни, явление радиоактивности). Качества исследователя. Результаты исследования и проектирования. Модуль 2. Проблема Понятие «проблема» и «проблемный вопрос». Разница проблем, стоящих перед человечеством, государством, с семьей, и лично перед учащимися. Определение в учебном материале направления, для которых нет готовых решений. Определение разницы между проблемным и повествовательным контекстом. Модуль 3. Актуальность проблемы Понятие «актуальности». Различия актуальности в общепринятом смысле и в работе учащегося. Зачем нужно учиться аргументировать свой интерес к выполняемой работе. Определение важности собственной работы, обоснование значимости выполняемой работы. Модуль 4. Источники информации. Ссылки и правила цитирования Виды источников информации. Определение степени достоверности источников информации. Первичные и вторичные источники информации. Анализ причин недостоверности информации. Правила оформления ссылок в тексте проектной работы. Правила написания текста из источников. Понятие «плагиат». Программа «Антиплагиат» и ее использование. Модуль 5. Тема работы Отличительные особенности темы. Отличия темы от проблемы. Критерии научного познания и темы исследования. Формулирование темы проектной и исследовательской деятельности. Отбор материала по теме и его корректировка в соответствии с требованиями. Модуль 6. Объект и предмет работы Зачем в исследовательских и проектных работах нужно выделять объект. Сравнительная характеристика объекта и предмета иссследования. Определение объекта и предмета исследования с работах учащихся. Модуль 7. Цель работы Понятие цели в различных сферах деятельности. Почему важно определение цели работы. Оценивание реалистичности целей в самостоятельной проектной или исследовательской деятельности. Формулирование целей работы самим учащимися для своей работы. Определение разницы между целью и темой работы. Определение адекватности и уместности средств достижения цели. Модуль 8. Задачи работы Отличие задач от целей и методов. Формулирование задач под цель работы учащегося. Соизмерение задач с доступными ресурсами. Индивидуальная работа с проектами учащихся. Модуль 9. Гипотеза Зачем нужная гипотеза и правила ее формулирования. Отличие утверждения от гипотезы. Определение наличия гипотезы и правильности ее формулирования. Определение необходимости гипотезы в исследовательской работе и проекте. Формулирование гипотез к работе учащихся. Требования, предъявляемые к гипотезе. Индивидуальная работа с проектами учащихся. 4 Модуль 10. Методы исследования и проектирования Определение метода исследования. Методы исследования в области естественных наук. Методика эксперимента. Цель контроля в эксперименте. Подбор методов, подходящих для достижения целей работы. Влияние разных факторов на данные, полученные с помощью выбранного метода. Соответствие метода и результата работы. Формирование умения подбирать простой и надежный метод в соответствии с принципом целесообразности. Описание методики выполнения работ учащегося. Индивидуальная работа с проектами учащихся. Модуль 11. Планирование работы Особенности планирования исследовательской и проектной работы. Значение правильного планирования выполнения работы. Составление плана для исследовательской работы учащегося. Правильное распределение времени, необходимого для работы. Подбор ресурсов, необходимых для достижения цели. Разница в планировании исследовательской и проектной деятельности. Индивидуальная работа с проектами учащихся. Модуль 12. Корректировка плана в ходе выполнения работы Сложности при выполнении проектной и исследовательской работы в соответствии с поставленными целями. Параметры анализа плана реализации проекта или исследования. Выявление трудностей в реализации проекта или исследования. Формирование умения корректировать план выполнения работы. Выявление объекта анализа в ходе выполнения работы. Типичные ошибки при корректировке плана работы. Индивидуальная работа с проектами учащихся. Модуль 13. Результаты и их обработка Первичные результаты и их обработка. Достоверность результатов. Способы фиксации результатов исследования. Дневник наблюдений и его оформление. Статистическая обработка результатов. Методика построения диаграмм и графиков. Пробоотбор и пробоподготовка как важнейший этап анализа. Индивидуальная работа с проектами учащихся. Модель 14. Анализ и обсуждение результатов Анализ экспериментальных данных. Учет различных факторов, которые могли повлиять на результаты исследования. Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы. Выявление сложностей в анализе результатов исследования. Определяющий фактор исследования. Индивидуальная работа с проектами и исследовательскими работами учащихся. Модель 15. Подготовка отчета о работе Жанры отчета о проделанной работе. Структура статьи и презентации. Научный стиль изложения, его отличие от публицистического стиля. Написание тезисов работы по заданному плану. Составление аннотации. Подготовка презентации к работе учащихся (индивидуальная работа с проектами учащихся). Модуль 16. Подготовка материала для доклада Выполнение презентации. Общие подходы в работе в программе Power Point. Инфографика. Особенность разных форм предоставления результатов выполненной работы. Стендовый доклад исследовательской и проектной работы. Индивидуальная работа с проектами. Подготовка докладов. 5 Модуль 17. Выступление Экспертиза и оценка: сходство и различия. Обязанности экспертов. Выстраивание доклада в соответствии с требованиями конференции. Прогнозирование вопросов экспертов. Вопросы докладчику. Подготовка докладов и предзащита проектов. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Модули Исследование и проектирование. Сходства и различия. Проблема Актуальность работы. Источники информации. Ссылки и правила цитирования. Тема работы. Объект и предмет работы. Цель работы. Задачи работы. Гипотеза. Методы исследования и проектирования. Планирование работы. Корректировка плана в ходе выполнения работы. Результаты и их обработка. Анализ и обсуждение результатов. Подготовка отчёта о работе. Подготовка материала для доклада. Выступление. Итоговое занятие. Итого № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 Календарно-тематический план 9 класс (33 ч) Тема занятия В чем разница между исследованием и проектированием. Как строился Суэцкий канал и как было открыто явление радиоактивности. Что такое проблема и проблемный вопрос. В чем секрет успеха рассказов о Шерлоке Холмсе. Что такое актуальность, или Как аргументировать свой интерес к выполняемой работе? Что такое актуальность и для кого поставленная проблема актуальна. Для страны, для общества ,или для тебя лично. Источники информации и их достоверность. Википедия, первичные и вторичные источники информации. Критерии научного исследования. Отличие темы от проблемы. Чем знаменита группа Deep Purple. Объект работы. Предмет исследования. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Понятие цели в разных сферах деятельности. Почему Лебедь, Рак и Щука не смогли сдвинуть воз. Как сформулировать задачи для поставленной цели. В чем отличие задач от цели и от методов. Зачем нужна гипотеза. Почему в проекте не бывает гипотезы? Метод исследования или достижения проектной цели. Зачем в каждом эксперименте нужен контроль? В чём особенности планирования исследовательской и проектной работ. Почему нужно заранее четко планировать ход выполнения работы. Сложности и корректировка плана. Параметры анализа реализации плана работы. Первичные результаты и их достоверность. Что такое эпициклы Птолемея, и что с ними случилось? Анализ экспериментальных данных. Что такое эффект Доплера? Разные жанры представления отчета о выполненной работе. Структура статьи или презентации, типичные ошибки. Подготовка материалов к выступлению на конференции. Что такое инфографика? Кто такие эксперты, или Как наиболее выгодно рассказать о проделанной работе? Выступление. Правила публичной речи. Итоговое занятие: защита проектов. Итого Тема занятия В чем разница между исследованием и проектированием. Что такое проблема и проблемный вопрос. Что такое актуальность, или как аргументировать свой интерес к выполняемой работе? Что такое актуальность и для кого поставленная проблема актуальна. Для страны, для общества или для тебя лично. Источники информации и их достоверность. Википедия, первичные и вторичные источники информации. Критерии научного исследования. Отличие темы от проблемы. Объект работы. Предмет исследования. Понятие цели в разных сферах деятельности. Как сформулировать задачи для поставленной цели. В чем отличие задач от цели и от методов. Зачем нужна гипотеза. Почему в проекте не бывает гипотезы? Метод исследования или достижения проектной цели. В чём особенности планирования исследовательской и проектной работ. Почему нужно заранее четко планировать ход выполнения работы. Сложности и корректировка плана. Параметры анализа реализации плана работы. Первичные результаты и их достоверность. Анализ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 часа Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 13 14 15-16 экспериментальных данных. Разные жанры представления отчета о выполненной работе. Структура статьи или презентации, типичные ошибки. Подготовка материалов к выступлению на конференции. Правила публичной речи. Защита проектов. Итого 1 1 2 16 часов 8