Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов ГО Среднеуральск 624071, Свердловская область, г. Среднеуральск, ул. Лермонтова, д. 6 Тел. (34368)7-54-17, 7-40-06, 7-46-04 Сайт: 6sdu.uralschool.ru E-mail: ave_sol_6@mail.ru «ПРИНЯТО» Педагогическим советом МАОУ – СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов Протокол № 1 от 31 августа 2023 года УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ – СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов от 31.08.2023 г. № 01-12-167 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС» Уровень общего образования: основное общее образование Класс: 7 Уровень изучения предмета: базовый Реализация ФГОС ООО г. Среднеуральск 2023 1.Планируемые результаты освоения учебного курса «Химия вокруг нас» 1.1.Личностные результаты Обучающиеся научатся и приобретут: - основные принципы отношения к живой и неживой природе; - умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; - понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; Обучающиеся получат возможности для формирования: - познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - значения теоретических знаний для практической деятельности человека; - научных открытий как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений. 1.2.Метапредметные результаты Обучающиеся научатся: - планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; - проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве; - использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; - овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать. - осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека. Обучающиеся получат возможность: - уметь работать с различными источниками химической информации (научнопопулярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; - уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих; - уметь работать с различными источниками химической информации (научнопопулярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; - уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих; Познавательные Обучающиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - устанавливать аналогии. Обучающиеся получат возможность: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей. Коммуникативные Обучающиеся научатся: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающиеся получат возможность: - владеть монологической и диалогической формами речи; - формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные В ходе реализации программы у учащиеся сформируется: - важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные вещества; качественные реакции; - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества; - важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, СМС; Учащиеся научатся: - называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре; - выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе; - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов); - записывать химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу; 2.Содержание курса. Основное содержание программы учебного курса « Химия вокруг нас» 7 класс (1 час в неделю) Глава I. Химия в центре естествознания (11часов) Химия как часть естествознания. Предмет химии Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование. Моделирование Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций). Химические знаки и формулы Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Химия и физика Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Агрегатные состояния веществ Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества. Химия и география ("строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы. Химия и биология Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. Качественные реакции в химии Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него. ДЕМОНСТРАЦИИ - Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение». - Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии. - Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток. - Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана. - Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. - Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. - Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). - Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк). - Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ - Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени. - Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. - «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. - Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ. ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ - Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. - Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. - Диффузия перманганата калия в желатине. - Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. - Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. - Определение содержания воды в растении. - Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. - Обнаружение крахмала в пшеничной муке. - Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках). - Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду - •Обнаружение известковой воды среди различных веществ. ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ - Изготовление моделей молекул химических веществ из Пластилина. - Диффузия сахара в воде. - Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. - Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. Глава II. Математика в химии (9 часов) Относительные атомная и молекулярная массы Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной мас-сы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. Массовая доля элемента в сложном веществе Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса). Чистые вещества и смеси Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства). Объемная доля газа в смеси Определение объемной доли газа (ф) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот. Массовая доля вещества в растворе Массовая доля вещества (и>) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. Массовая доля примесей Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. ДЕМОНСТРАЦИИ - Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. - Смесь речного и сахарного песка и их разделение. - Коллекция нефти и нефтепродуктов. - Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шампуней, напитков и др.). - Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа. - Коллекция «Минералы и горные породы» (образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей). ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ - Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Глава III. Явления, происходящие с веществами (11 часов) Разделение смесей Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и па производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Дистилляция, или перегонка Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадки, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты. ДЕМОНСТРАЦИИ - Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом. - Респираторные маски и марлевые повязки. - Противогаз и его устройство. - Коллекция «Нефть и нефтепродукты». ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ - Разделение смеси порошка серы и железных опилок. - Разделение смеси порошка серы и песка. - Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. - Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. - Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. - Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. - Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. - «Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор -диоксид марганца (IV)). - Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора. - Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия. - Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой. - Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия. - Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты. ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ - Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. - Изучение устройства зажигалки и пламени. - ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ - Разделение смеси сухого молока и речного песка. - Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация. - Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. - Растворение в воде таблетки аспирина УПСА. - Приготовление известковой воды и опыты с ней. - Изучение состава CMC. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 Очистка поваренной соли. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент). Глава IV. Рассказы по химии (4часа) Ученическая конференция ♦ Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых (по выбору учащихся). Конкурс сообщений учащихся ♦ Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества. Конкурс ученических проектов (Посвящен изучению химических реакций) 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Раздел, название темы урока Количество часов ГЛАВА I. ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (11 часов) Инструктаж по ТБ. 1 Химия как часть естествознания. Предмет химии Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и 1 химии Инструктаж по ТБ. 1 Практическая работа №1 . Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники Инструктаж по ТБ. 1 Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. Моделирование 1 Химические знаки и формулы 1 Химия и физика 1 Агрегатные состояния веществ 1 Химия и география 1 Химия и биология 1 Качественные реакции в химии 1 Глава II. МАТЕМАТИКА В ХИМИИ (9 часов) Относительные атомная и молекулярная массы 1 Массовая доля элемента в сложном веществе 1 Чистые вещества и смеси 1 Объемная доля газа в смеси 1 Инструктаж по ТБ. Массовая доля вещества в растворе Инструктаж по ТБ. 1 Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества Массовая доля примесей 1 Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» 1 Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии» 1 ГЛАВА III. ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (11 часов) Разделение смесей. 1 1. Способы разделения смесей 2. Фильтрование 1 Адсорбция 1 Дистилляция 1 Обсуждение результатов практической работы № 4 « Выращивание 1 кристаллов соли» (домашний опыт) Инструктаж по ТБ 1 Практическая работа № 5 «Очистка поваренной соли» 27 28 29 30 31 32 33 34 Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций Признаки химических реакций Обсуждение результатов практической работы № 6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт) Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами». Подготовка к контрольной работе №2 Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами» ГЛАВА IV. РАССКАЗЫ ПО ХИМИИ (4 часа) Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». 0 жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества Заключение. Итоги изучения курса за год. Химическая викторина 1 1 1 1 1 1 1 1