Рабочая программа учебного курса Химия вокруг нас, 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
ГО Среднеуральск
624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 1 от 31 августа 2023 года

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МАОУ – СОШ № 6
с углубленным изучением отдельных
предметов
от 31.08.2023 г. № 01-12-167

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

Уровень общего образования: основное общее образование
Класс: 7
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС ООО

г. Среднеуральск 2023

1.Планируемые результаты освоения учебного курса «Химия вокруг нас»
1.1.Личностные результаты
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основные принципы отношения к живой и неживой природе;
- умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения
химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного
обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
Обучающиеся получат возможности для формирования:
- познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- значения теоретических знаний для практической деятельности человека;
- научных открытий как результат длительных наблюдений, опытов, научной
полемики, преодоления трудностей и сомнений.
1.2.Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности;
- овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать.
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность:
- уметь работать с различными источниками химической информации (научнопопулярной
литературой,
справочниками),
анализировать
информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию,
уважительно относиться к мнению окружающих;
- уметь работать с различными источниками химической информации (научнопопулярной
литературой,
справочниками),
анализировать
информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию,
уважительно относиться к мнению окружающих;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический
элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы,
вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование,
дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы,
белки, минеральные вещества; качественные реакции;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;
- важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы, серная, соляная, азотная и
уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, СМС;
Учащиеся научатся:
- называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по
тривиальной или международной номенклатуре;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты
по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе,
элемента в веществе;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных,
интернет-ресурсов);
- записывать химическую символику: знаки некоторых химических элементов,
формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и
составу;
2.Содержание курса.
Основное содержание программы учебного курса « Химия вокруг нас» 7 класс
(1 час в неделю)
Глава I. Химия в центре естествознания (11часов)
Химия как часть естествознания. Предмет химии
Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира.
Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на
основе их свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии
Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения
наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и
оборудование.
Моделирование
Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии.
Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические
модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и
промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы
веществ, уравнения реакций).
Химические знаки и формулы
Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические
формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты.
Качественный и количественный состав вещества.
Химия и физика
Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом»,
«молекула», ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества.
Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ
Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления.
Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.
Химия и география
("строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы.
Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие)
породы.
Химия и биология
Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и
органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в
живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных
масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии
Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций.
Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.

ДЕМОНСТРАЦИИ
- Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для
иллюстрации идеи «свойства - применение».
- Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и
химии.
- Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта).
Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и
человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и
кристаллических решеток.
- Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.
- Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических
решеток.
- Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных
веществ и изделий из них.
- Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).
- Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор,
известняк).
- Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
- Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.
- Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.
- «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.
- Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
- Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.
- Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.
- Диффузия перманганата калия в желатине.
- Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.
- Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
- Определение содержания воды в растении.
- Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.
- Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
- Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в
различных соках).
- Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду
- •Обнаружение известковой воды среди различных веществ.
ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ
- Изготовление моделей молекул химических веществ из Пластилина.
- Диффузия сахара в воде.
- Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой.
- Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Глава II. Математика в химии (9 часов)
Относительные атомная и молекулярная массы
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение
относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева.
Нахождение относительной молекулярной мас-сы по формуле вещества как суммы
относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля элемента в сложном веществе
Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по
формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей
образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух,
природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и
синтетические моющие средства).
Объемная доля газа в смеси
Определение объемной доли газа (ф) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного
газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе Массовая доля вещества (и>) в растворе.
Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного
вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.
Массовая доля примесей
Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного
вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества,
содержащего определенную массовую долю примесей.
ДЕМОНСТРАЦИИ
- Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него.
- Смесь речного и сахарного песка и их разделение.
- Коллекция нефти и нефтепродуктов.
- Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шампуней, напитков и др.).
- Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа.
- Коллекция «Минералы и горные породы» (образцы веществ и материалов,
содержащих определенную долю примесей).
ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ
- Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих
определенную долю примесей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Глава III. Явления, происходящие с веществами (11 часов)
Разделение смесей
Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы
разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы,
отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной
воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и па производстве. Понятие о
фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как
важнейший адсорбент. Устройство противогаза.
Дистилляция, или перегонка
Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси.
Дистиллированная вода и области ее применения.
Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории
(кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.
Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций
Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия
протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ,
нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.
Признаки химических реакций

Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение
полученного осадки, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение
теплоты.
ДЕМОНСТРАЦИИ
- Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.
- Респираторные маски и марлевые повязки.
- Противогаз и его устройство.
- Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
- Разделение смеси порошка серы и железных опилок.
- Разделение смеси порошка серы и песка.
- Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.
- Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для
перегонки жидкостей.
- Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.
- Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.
- Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение
его с помощью известковой воды.
- «Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор -диоксид марганца
(IV)).
- Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.
- Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с
раствором сульфита натрия.
- Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
- Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.
- Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
- Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
- Изучение устройства зажигалки и пламени.
- ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ
- Разделение смеси сухого молока и речного песка.
- Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.
- Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.
- Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.
- Приготовление известковой воды и опыты с ней.
- Изучение состава CMC.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Очистка поваренной соли.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент).

Глава IV. Рассказы по химии (4часа)
Ученическая конференция
♦ Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И.
Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых (по выбору
учащихся).
Конкурс сообщений учащихся

♦ Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного
химического вещества.
Конкурс ученических проектов (Посвящен изучению химических реакций)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
урока

1
2
3

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26

Раздел, название темы урока

Количество
часов

ГЛАВА I. ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (11 часов)
Инструктаж по ТБ.
1
Химия как часть естествознания. Предмет химии
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и
1
химии
Инструктаж по ТБ.
1
Практическая работа №1 . Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники
Инструктаж по ТБ.
1
Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Моделирование
1
Химические знаки и формулы
1
Химия и физика
1
Агрегатные состояния веществ
1
Химия и география
1
Химия и биология
1
Качественные реакции в химии
1
Глава II. МАТЕМАТИКА В ХИМИИ (9 часов)
Относительные атомная и молекулярная массы
1
Массовая доля элемента в сложном веществе
1
Чистые вещества и смеси
1
Объемная доля газа в смеси
1
Инструктаж по ТБ. Массовая доля вещества в растворе
Инструктаж по ТБ.
1
Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества
Массовая доля примесей
1
Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии»
1
Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии»
1
ГЛАВА III. ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (11 часов)
Разделение смесей.
1
1. Способы разделения смесей
2. Фильтрование
1
Адсорбция
1
Дистилляция
1
Обсуждение результатов практической работы № 4 « Выращивание
1
кристаллов соли» (домашний опыт)
Инструктаж по ТБ
1
Практическая работа № 5 «Очистка поваренной соли»

27
28
29
30
31

32

33

34

Химические реакции. Условия протекания и прекращения
химических реакций
Признаки химических реакций
Обсуждение результатов практической работы № 6 «Изучение
процесса коррозии железа» (домашний опыт)
Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие
с веществами». Подготовка к контрольной работе №2
Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами»
ГЛАВА IV. РАССКАЗЫ ПО ХИМИИ (4 часа)
Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики».
0 жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М.
Бутлерова
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество».
Об открытии, получении и значении выбранного химического
вещества
Заключение. Итоги изучения курса за год. Химическая викторина

1
1
1
1
1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».