Рабочая программа учебного курса Функциональная грамотность, 5-8 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
ГО Среднеуральск
624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 1 от 31 августа 2023 года

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МАОУ – СОШ № 6
с углубленным изучением отдельных
предметов
от 31.08.2023 г. № 01-12-167

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Уровень общего образования: основное общее образование
Класс: 5-8
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС ООО

г. Среднеуральск 2023

1. Планируемые результаты освоения учебного курса
«Функциональная грамотность»
1.1.Личностные результаты:
Читательская грамотность
- Оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному
Математическая грамотность:
- Объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических знаний с позиции норм морали и общественных ценностей
Естественно-научная грамотность:
- Объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общественных
ценностей.
Финансовая грамотность:
- Оценивать финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
1.2. Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
- ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета
- сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
- и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией
партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования различных источников
- информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство
источника информации;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Читательская грамотность:
- Применять извлеченную из текста информацию для решения различного рода
проблем.
- Приобретение навыков смыслового чтения, информационно - коммуникативных
умений - умений, обеспечивающих адекватное восприятие и изложение устной и
письменной информации, а также ее отбор и обработку.
Математическая грамотность:
- Находить и извлекать математическую информацию в различном контексте.
- Применять умения анализа информации по диаграммам, сопоставление
математических величин (масса, объём, длинна, %). Элементарные
вычислительные навыки через решения биологических задач.
Естественно - научная грамотность:
- Находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном
контексте.
- Объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся знаний.
Финансовая грамотность:
- Находить и извлекать финансовую информацию в различном контексте.
- Применять финансовые знания для решения разного рода проблем.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как источникинформации. Сопоставление
содержания текстов разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить главную мысль

текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественный и технический).
Работа со сплошным текстом.
Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит
правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы. Слышимые
и неслышимые звуки. Шум и его воздействие начеловека. Движение и взаимодействие
частиц. Вода. Уникальностьводы. Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли.
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни наЗемле.
Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могутденьги? Деньги в
разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто
такие мошенники? Личные деньги.
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных
перед учеником практических задач. Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная?
От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль,
дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир
профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. Определение основной темы и идеи
в эпическом произведении Древнерусская летопись информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в
тексте? Типы текстов: текст - повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на
грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты.
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональны отношений
для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты задачи на четность
(чередование, разбиение на пары). Логические таблицы, задачи, решаемые с помощью
Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. Итоговое занятие. Тело
вещества. Агрегатные состояния. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение Представления о Вселенной. Модель
Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. Подведение итогов
работы за год.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы,
которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут
иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники
должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в
единое целое.
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды
социальных пособий. Если человек потерял работу.
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всѐ про кредит.

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст
как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовать текстовую
информацию с учетом цели дальнейшего использования?
Типы текстов: текст – объяснение (объяснительное сочинение, резюме толкование,
определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста,
предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с
несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых
соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной
функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную
работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих
в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач
реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих
направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме:
текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение
геометрических задач исследовательского характера.
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твѐрдых тел,
жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твѐрдых телах. Механическое
движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Деформация тел. Виды
деформации. Усталость материалов. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра.
Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление воды
в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана.
Использование подводных дронов. Растения. Генная модификация растений.
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.
Внешнее и внутреннее птицы. Сезонная миграция. Подведение итогов работы за год.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные
поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. Определение
основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник
информации Сопоставление содержания текстов официально - делового стиля. Деловые
ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной
ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила,
уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или
круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур:
теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное
расположение.
Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.
Интерпретация трехмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки
измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных
математических задач. Требующих прохождения этапа моделирования. Подведение
итогов работы(итоговое занятие).
Занимательное электричество. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство
плотин.
Гидроэлектростанции.
Экологические
риски
при
строительстве
гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Итоговое занятие

3 Тематическое планирование с указанием количества часов
на изучение каждой темы
5 класс
№п.
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема урока

Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его
частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
Работа со сплошным текстом
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
Работа со сплошным текстом.
Проведение рубежной аттестации.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная
система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на
части и составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных
частиц до Вселенной) длительность процессов
окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Проведение рубежной аттестации.
Звуковые
явления. Звуки живой и неживой
природы. Слышимые и неслышимые звуки.
Устройство
динамика.
Современные
акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
Движение и взаимодействие частиц.Признаки химических
реакций. Природные индикаторы.
Вода. Уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами,
горной породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Уникальность
планеты
Земля.
Условия
для
существования жизни на Земле. Свойстваживых организмов.

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

№п.
урока

Проведение рубежной аттестации.
Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Сколько стоит «своё дело»?
Проведение рубежной аттестации.
Выполнение диагностической работы
6 класс
Тема урока

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Коли
чество
часов

Модуль «Основы читательской грамотности» (10 часов)
1.
2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.

Типология текста.
Смысловая нагрузка, ее значение и
применение.
Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в
тексте?
Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в
тексте?
Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в
тексте?
Составление схем, планов, конспектов
Составление схем, планов, конспектов
Составление схем, планов, конспектов
Нахождение в тексте ошибок и несоответствий.
Нахождение в тексте ошибок и несоответствий.
Контрольная работа №1 «Читательская грамотность»
Модуль «Основы математической грамотности» (5 часов)

1

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура,
расстояние.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, сантиметры, килограммы, граммы, литры.
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц, диаграмм,
графиков.
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц, диаграмм,
графиков.
Контрольная работа №2. «Математическая грамотность».

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (16 часов)
Строение вещества. Тело и вещество. Агрегатные состояния
вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Строение вещества. Тело и вещество. Агрегатные состояния
вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30

31
32
33
34

явления теплового расширения для измерения температуры.
Плавление и отвердевание.
Испарение и конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная. Представления о
Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов.
Структура подводной сферы. Исследование океана.
Живая природа. Царства живой природы.
Бактерии. Признаки бактерий. Их разновидность. Значение в
природе и жизни человека.
Грибы. Признаки грибов. Многообразие и значение в природе и
жизни человека.
Растения. Признаки растений. Многообразие растений. Значение в
природе и жизни человека.
Животные. Признаки животных. Многообразие и значение в
природе и жизни человека.
Человек. Строение тела человека. Признаки родства с животным
миром и отличия его от животных.
Вирусы. Признаки вирусов. Их значение в природе и жизни
человека.
Контрольная работа №3 «Естественнонаучная грамотность»
Модуль «Основы финансовой грамотности» (4часа)
Что такое деньги? Их происхождение, значение.
Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?
Социальные выплаты: пенсии и пособия. Как заработать деньги?
Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги.
Контрольная работа №4 «Финансовая грамотность»
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
34ч

7 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Теория
№
Тема занятия
Всего
часов
1. Определение
основной
темы
и
идеи
1
0,5
художественном произведении.
Художественный текст как источник информации.

Практика
0,5

2 Ситуация в текстах.

1

0.5

0.5

3. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели
дальнейшего использования?

1

0,5

0,5

2

0,5

1,5

4. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели
дальнейшего использования?

5. Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль текста, предложенного для анализа.
6.

1

0

1

1
1

0

1
1

2(25%)

6
(75%)

Работа с несплошным текстом:

7 . Проведение рубежной аттестации.

8

№

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

№

1
2
3
4

Модуль «Основы математической грамотности»
Тема занятия
Всего Теория Практика
часов
Арифметические и алгебраические выражения:
свойства операций и принятых соглашений.

1

0

1

Моделирование изменений окружающего мира с
помощью линейной функции.

1

0.5

0.5

Задачи практико-ориентированного содержания:
на движение, на совместную работу.

1

0

1

2

0,5

1,5

1

0

1

1

0

1

Геометрические задачи на построения и на
изучение свойств фигур, возникающих в
ситуациях повседневной жизни, задач
практического содержания.
Решение задач на вероятность событий в реальной
жизни.
Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые и
линейные диаграммы, гистограммы.
Проведение рубежной аттестации.

1
8

0

1
7(88%)

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Тема занятия
Всего
Теория
часов
2
Структура и свойства вещества
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
2
1
2
Механические явления. Силы и движение
Механическое движение. Инерция Закон
1
0.5
Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел.
Земля, мировой океан
Атмосферные явления.

1
2
2

Практика

1
0.5

0

1

0.5

1.5

5

Биологическое разнообразие
Растения. Генная модификация растений.
Эволюция птиц. Многообразие птиц.

6

Проведение рубежной аттестации.

№
1
2
3
4
5
6

2
1

0.5

1
8
1.5(18%)
Модуль: «Основы финансовой грамотности»

Тема занятия
Налоги
Что такое налоги и почему мы их платить?
Виды налогов.
Что такое государственный бюджет?
Социальные пособия
Виды социальных пособий.
История возникновения банков. Вклады
Проведение рубежной аттестации.

Всего
4
1
2
1
4
2
1
1
8

Теория

0.5
1
6.5 (82%)

Практи
ка

1
1
1

1

1
0.5

1
0.5
1
3.5 (44%)

4.5(56%)

8 КЛАСС

21-22
23-24

Модуль « Читательская грамотность (11ч)
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении.
Учебный текст как источник информации.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной
ситуации?
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная
аттестация).
Модуль «Финансовая грамотность (9ч)
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с
ними.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (14ч)
Занимательное электричество
Магнетизм и электромагнетизм.

25-28
29-31
32

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность .
Системы жизнедеятельности человека.
Проверочная работа за год

33-34

Повторение пройденного материала за год
Итого

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11

12-13
14-15
16-17
18
19-20

2
2
2
2
2
1

2
2
2
1
2

2
2
4
3
1
2
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».