Рабочая программа учебного предмета Родной (русский) язык, 5-7 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
ГО Среднеуральск
624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 1 от 31 августа 2023 года

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МАОУ – СОШ № 6
с углубленным изучением отдельных
предметов
от 31.08.2023 г. № 01-12-167

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»

Уровень общего образования: основное общее образование
Класс: 5-9
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС ООО

г. Среднеуральск 2023

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Родной (русский) язык»
1.1.Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спор- ных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
1.2.Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать ихв устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;

- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в
спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.

1.
-

-

-

-

-

1.3.Предметные результаты.
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на
нём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития
языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с
суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых
и художественных метафор, народных и поэтических слов – символов, обладающих
традиционной метафорической образностью; распознавание и характеристика этих
слов;
понимание и истолкование значений фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях
речевого общения;
понимание значений пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений и умение
истолковать эти значения; знание источников крылатых слов и выражений;
правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в
современных ситуациях речевого общения;
умение охарактеризовать слова с точки зрения происхождения: исконно русские и
заимствованные; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;
умение распознавать и характеризовать с помощью словарей заимствованные слова
по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения
(самые древние и более поздние);
понимание особенностей старославянизмов и умение распознавать их, понимание
роли старославянского языка в развитии русского литературного языка;
понимание стилистических различий старославянизмов и умение дать
стилистическую характеристику старославянизмов (стилистически нейтральные,
книжные, устаревшие);
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
распознавание с помощью словарей слов, заимствованных русским языком из
языков народов России и мира;

- понимание общих особенностей освоения иноязычной лексики; определение
значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное
употребление иноязычных слов;
- понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
- умение определять значения современных неологизмов и характеризовать их по
сфере употребления и стилистической окраске;
- умение определять различия между литературным языком и диалектами; осознание
диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного
своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; наличие общего представления об активных процессах в современном русском языке;
- соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики
русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
- приобретение опыта использования словарей, в том числе мультимедийных, с учетом сведений о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его
словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических
словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных
этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов,
метафор и сравнений.
2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого
этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного
языка для культурного человека;
- умение проводить анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учётом
её соответствия основным нормам литературного языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного
языка и правил речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность;
- осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования
русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и
осуществлять их совершенствование и развитие;
Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка:
- произношение имен существительных, прилагательных, глаголов, полных
причастий, кратких форм страдательных причастий прошедшего времени,
деепричастий, наречий;
- произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударно- го [о]
в словах иностранного происхождения;
- произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [э] в словах

-

-

-

иностранного происхождения;
произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетаний чн и чт; произношение женских отчеств на –ична,инична;
произношение твердого [н] перед мягкими [ф’] и [в’];
произношение мягкого [н’] перед ч и щ;
постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных,
прилагательных, глаголов (в рамках изученного); в словоформах с непроизводными
предлогами, в заимствованных словах;
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
осознание произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом
речи и стилями речи;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление
слов с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
Соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка:
правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им
предмету или явлению реальной действительности;
соблюдение норм употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;
употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной
литературе, разговорной речи;
опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
распознавание слов с различной стилистической окраской; употребление имен
существительных, прилагательных, глаголов с учетом стилистических норм
современного русского литературного языка;
употребление синонимов, антонимов, омонимов с учетом стилистических норм
современного русского литературного языка;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
Соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка:
употребление сложных существительных, имен собственных (географических
названий), аббревиатур, обусловленное категорией рода;
употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; склонение
русских и иностранных имен и фамилий, названий географических объектов;
употребление отдельных грамматических форм имен существительных,
прилагательных (в рамках изученного);
склонение местоимений, порядковых и количественных числительных;
употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом
склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности;
употребление форм множественного числа имени существительного (в том числе
форм именительного и родительного падежа множественного числа); форм 1-го лица
единственного числа настоящего и будущего времени глаголов, форм
повелительного наклонения глаголов; формообразование глаголов совершенного и
несовершенного вида;
употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени, в краткой

форме;
- употребление в речи однокоренных слов разных частей речи;
- согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественноименное сочетание;
- согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со
значением лица женского пола;
- согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и
существительного;
- согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными;
- построение словосочетаний по типу согласования;
- управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о, по,
из, с в составе словосочетания; употребление предлога по с количественными
числительными в словосочетаниях с распределительным значением;
- построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами,
предложений с косвенной речью, сложных предложений разных видов;
- определение типичных грамматических ошибок в речи;
- различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм
именительного падежа множественного числа существительных мужского рода;
форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а, -я, ц,-и, различающихся по смыслу; литературных и разговорных норм глаголов,
причастий, деепричастий, наречий;
- различение вариантов грамматической синтаксической нормы, обусловленных
грамматической синонимией словосочетаний, простых и сложных предложений;
- правильное употребление имен существительных, прилагательных, глаголов с
учетом вариантов грамматической нормы;
- правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учетом
смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью
исправления грамматических ошибок;
- выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи.
Соблюдение основных норм русского речевого этикета:
- этикетные формы и формулы обращения;
- этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы
«он»;
- соблюдение этикетных форм и устойчивых формул, принципов этикетного
обращения, лежащих в основе национального речевого этикета;
- соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
- использование в общении этикетных речевых тактик и приемов, помогающих
противостоять речевой агрессии.
- использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
- соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового
общения;
- понимание активных процессов в русском речевом этикете;
Соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка;
Соблюдение основных пунктуационных норм современного русского
литературного языка;
- использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;
- использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических
словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

- использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для
уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов,
паронимов, а также в процессе редактирования текста;
- использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
для опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования
текста;
- использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для
определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в
письменной речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения с помощью
современных средств устной и письменной коммуникации):
- владение
различными
видами
слушания
(детальным,
выборочным,
ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической речи, учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функцио- нальносмысловых типов речи;
- владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать
фактический материал по определенному признаку; выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными
фактами;
- умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями
текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы;
выявлять логический план текста;
- умение проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения
его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов
текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные, стержневые);
- владение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком
литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование
графиков, диаграмм, схем для предоставления информации;
- владение правилами информационной безопасности при общении в социальных
сетях;
- уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения;
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба,
принесение извинений, поздравление и др.; сохранение инициативы в диалоге,
уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
- умение участвовать в беседе, споре, владение правилами корректного речевого
поведения в споре;
- умение строить устные учебно-научные сообщения (ответ на уроке) различных
видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка),
рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебнонаучной дискуссии;
- владение умениями учебно-делового общения; убеждения собеседника; побуждения
собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности
объекта; оценки;

- умение создавать устные и письменные тексты описательного типа: определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение;
- умение создавать устные и письменные тексты аргументативного типа
(рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов
аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика
аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в
учебно-научном общении;
- умение создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
- умение выполнять комплексный анализ текстов публицистических жанров (девиз,
слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений) и
создавать их;
- умение выполнять комплексный анализ тексов фольклора, художественных тексов
или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц,
притч и т.д.) и интерпретировать их;
- умение определять фактуальную и подтекстовую информацию текста, его сильные
позиции;
- умение создавать объявления (в устной и письменной форме); деловые письма;
- умение оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их
эффективности; умение понимать основные причины коммуникативных неудач и
объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
- умение редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст.

-

-

Предметные результаты освоения первого года обучения (5 класс)
учебного предмета «Родной (русский) язык»:
Обучающиеся научатся:
объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, в жизни человека;
понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из
необходимых качеств современного культурного человека;
понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических
изменений значений и форм слов;
объяснять основные факты из истории русской письменности и создания
славянского алфавита;
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национальнокультурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные
пословицы, поговорки;
распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного
народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно
употреблять их;
понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его
словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари
синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные
этимологические словари) и уметь им пользоваться;
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

- соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в
рамках изученного);
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами
лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные,
глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
- различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в
устной речи;
- различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической
нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
- соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому
человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;
- анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты
описательного типа: определение понятия, собственно описание;
- создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных
функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);
- участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге,
завершать диалог;
- анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или
их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы,
былины);
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
- знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях.
-

Обучающиеся получат возможность научиться:
распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских
народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе,
былинах;
распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных
сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи;
распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим
оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также
имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого
определённую стилистическую окраску;
понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских
городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);
определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных
существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур и
корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
корректно употреблять омографы в письменной речи;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова
с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать мультимедийные словари;
создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган).
Предметные результаты освоения второго года обучения (6 класс)

-

Обучающиеся научатся:
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие
диалектизмов (в рамках изученного);
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи (в рамках изученного);
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности
русского родного языка (в рамках изученного);
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом;
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения;
целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари
иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок,
крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова
с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках
изученного);
употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом
стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения, переработки и
преобразования информации;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного
литературного языка;
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета;
использовать словари, в том числе мультимедийные, различного назначения;
владеть основными правилами информационной безопасности при общении в
социальных сетях;
создавать тексты в жанре ответов разных видов;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального
общения;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.

Обучающиеся получат возможность научиться:
- комментировать значения фразеологических оборотов, историю их происхождения;
уместно употреблять их;
- характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат
взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);

- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь;
- обрабатывать текст на уровне лингвистического анализа;
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности.

-

-

Предметные результаты освоения третьего года обучения (7 класс)
Обучающиеся научатся:
пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности
русского родного языка;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
текстах;
распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы);
понимать особенности её употребления в текстах;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
целесообразно употреблять иноязычные слова;
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические
словари; словари синонимов, антонимов;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова
с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках
изученного);
употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом
стилистических норм современного русского языка;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного
литературного языка;
редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных
форм, в частности родительного и творительного падежей;
соблюдать русскую этикетную манеру общения;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета;
анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального
общения;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов;
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;
распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
- выстраивать рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать
участие в учебно-научной дискуссии.
-

-

-

Предметные результаты освоения четвертого года обучения (8 класс)
Обучающиеся научатся
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности
русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и
художественных метафор;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
текстах;
характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения (с
использованием словарей);
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском
языке;
комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного
языка;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске;
целесообразно употреблять иноязычные слова;
характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета;
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические
словари; словари синонимов, антонимов;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен
существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова
с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения
современного русского языка;
правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им
предмету или явлению реальной действительности;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках
изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

- употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом
стилистических норм современного русского языка;
- анализировать и различать типичные речевые ошибки;
- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
- распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать
предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь;
- корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного
литературного языка;
- редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных
форм, в частности родительного и творительного падежей;
- соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
- соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового
общения;
- использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное,
критическое интерактивное) монологической речи, учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функциональносмысловых типов речи;
- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления
информации;
- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба,принесение извинений и др.;
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов,
рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебнонаучной дискуссии;
- анализировать и тексты публицистических жанров (письмо);
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и
неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в
рамках изученного, с использованием словарей); сфере функционирования;
- комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение);
- использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые
формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета;
- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном
общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др.;
- анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра
публицистического стиля речи;
- создавать тексты публицистических жанров (письмо).

-

-

Предметные результаты освоения пятого года обучения (9 класс)
Обучающиеся научатся:
понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры
взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным
компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять
их в речи;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
текстах;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности
русского родного языка;
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным
компонентом;
анализировать
и
комментировать
историю
происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в
различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском
языке;
характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и
стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические
словари; словари синонимов, антонимов;
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и
ударения;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных
частей речи (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова
с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка:
управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений
разных видов; предложений с косвенной речью;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;
редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её
соответствия основным нормам современного литературного языка;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового
общения;
понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

- пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих
разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный
текст и др.);
- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения, переработки и
преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики,
диаграммы, схемы для представления информации;
- анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального
общения;
- анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
- создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов,
отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной
дискуссии;
- анализировать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Обучающиеся получат возможность научиться
- анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных
метафор;
- распознавать источники крылатых слов и выражений;
- понимать особенности освоения иноязычной лексики;
- комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять
значения лексических заимствований последних десятилетий;
- объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической
окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);
- использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые
формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета;
- создавать деловые письма;
- понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
- создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
2.Содержание учебного предмета «Родной русский язык»
Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного
курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература»,
сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей
программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка, но не дублируют их и имеют преимущественно
практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение
которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и
духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского
языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах
общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других
народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответ-

ственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое
овладение культурой речи (навыками сознательного использования норм современного
русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования
речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований уместности,
точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности), а также на понимание
вариантов норм, развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного русского литературного языка и совершенствование умений
пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено
содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их
взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, а также на развитие базовых
умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях
общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию,
учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии
коммуникации, понимать, анализировать и создавать тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
5 класс
Содержание учебного курса
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в
жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к
родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с
национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.),
народно - поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель,
цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна
девица, родный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная,
Иван-царевич, Сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему велению; сказка про белого
бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а
ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой и др.), их источники, значение и
употребление в современны ситуациях речевого общения. Русские пословицы и
поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей
национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
художественной литературы разных исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика,
земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национальнокультурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительное средство.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п.

человека (барышня, сухарь, сорока, лиса, змея и т.д)
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как
таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и
имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.
Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты
произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения.
Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркер смысла слова (атлас-атлас).
Произносительные варианты орфоэпической нормы.
Роль звукописи в художественном тексте.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими
языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых
выражениях (фразеологизмах) в сравнении с языком жестов других народов.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова,
максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной
действительности.
Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных,
глаголов в современном русском литературном языке. Стилистическая окраска слова
(книжная, нейтральная,
разговорная,
просторечная);
употребление
имён
существительных, прилагательных, глаголов в речи с учетом стилистических норм
современного русского языка.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных;
род сложносоставных существительных; род имен собственных; род аббревиатур.
Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями
-а,-я, различающиеся по смыслу. Литературные, разговорные, устарелые и
профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода.
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История
этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве
обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в
обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель
степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность
речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной
речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты.
Формы речи:монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится
текст. Композиционные формы повествования, описания, рассуждения. Повествование

как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи .
Официально деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка особенности языка сказки (сравнение, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными
суффиксами и т.д.)
6 класс
Содержание учебного курса
Раздел 1. Язык и культура.
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной
культуры. Диалектизмы и их национально-культурное своеобразие. Сведения о
диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных
литературному языку и несущих информацию о способах ведениях хозяйства,
особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др.
Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных
культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира и России.
Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.
Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль
заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современны
неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические
прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта,
исторических событий, культуры и т.п.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные, разговорные,
устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических
форм; заимствованных слов: ударение в форме родительного падежа множественного
числа существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное
ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в
возвратных глаголах в формах прошедшего времени мужского рода; ударение в формах
прошедшего времени мужского рода; ударение в формах глаголов II спр. на –ить.
Варианты ударения внутри нормы:бАловать – баловАть, обеспЕчение - обеспечЕние.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов,
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного

языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имен и фамилий;
названий географических объектов; именительный падеж множественного числа сущ.
на -а,-я и –ы, -и; родительный падеж множественного числа существительных мужского
и среднего ро- да с нулевым окончанием и окончанием на –ов; родительный падеж
множ. числа сущ. ж.р. на –ня; творительный падеж мн.ч. сущ. 3-го скл; род. Падеж ед.
ч. сущ. м.р.; склонение местоимений, порядковых и количественных числительных.
Нормативные и ненормативные формы имен существительных. Типичные
грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен сущ. в соответствии с типом склонения родом
сущ., принадлежностью к разряду одушевленности-неодушевленности, особенностями
окончаний форм мн.ч.
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени, в
краткой форме.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
имен сущ. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы
этикетного обращения, лежащие в основе национального речевого этикета:
сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных
ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет.
Соотношение понятий: этика-этикет-мораль; этические нормы – этикетные нормы –
этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные
формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные
формулы сочувствия, утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приемы чтения.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты
описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный
ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура
устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответдобавление, ответ - группировка. Языковые средства, которые используются в разных
частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные
средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
7 класс
Содержание учебного курса
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине
ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально - бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости.
Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте.

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных
слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Нормы ударения в полных причастиях, кратких формах страдательных
причастий прошедшего времени, деепричастиях, наречиях. Нормы постановки ударения
в словоформах с непроизводными предлогами.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в
речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного
числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го
лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить), формы глаголов совершенного и несовершенного вида, формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий - висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической
нормы глагола (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать,
оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная
громкость речи, средний темп речи, сдержанная артикуляция, эмоциональность речи,
ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение
категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет
использованияизобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого
общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение,
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в
диалоге, уклонение отинициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая
цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные, стержневые структуры. Заголовки
текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приемы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в
текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.
Притча.
8 класс
Содержание учебного курса
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слово общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник

развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их
приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой
этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском,
американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и
незнакомому. Специфика приветствий, традиционна тематика бесед у русских и у
других народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных
[э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударного [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед е в
словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетаний чн и чт; произношение женских отчеств на –ична, -инична;
произношение твердого [н] перед мягкими [ф’] и [в’]; произношение мягкого [н’]перед
ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим,
имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого
с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского пола;
согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного
несколько и существительного; согласование определения в количественно-именных
сочетаниях с числительными два, три, четыре.
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси,
обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько,
большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые вариант
приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений, использования
собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приемы
в коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых
формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приемы слушания.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент.
Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном сообщении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса,
критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные оборот речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила
корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т.д.
9 класс
Содержание учебного курса
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слово общеиндоевропейского фонда, слова
праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские)
слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной
источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой
этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском,
американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и
незнакомому. Специфика приветствий, традиционна тематика бесед у русских и у
других народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о]
после мягких согласных и шипящих; безударного [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед е в
словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетаний чн и чт; произношение женских отчеств на –ична, -инична;
произношение твердого [н] перед мягкими [ф’] и [в’]; произношение мягкого [н’]перед
ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим
в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского пола;
согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного
несколько и существительного; согласование определения в количественно-именных
сочетаниях с числительными два, три, четыре.
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси,
обеих сестер – обоих братьев).

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько,
большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые вариант
приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений, использования
собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приемы в
коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых
формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приемы слушания.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы
аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном сообщении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды
косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса,
критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные оборот речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила
корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т.д.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов
на изучение каждой темы
5 класс
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Раздел, тема
Раздел 1. Язык и культура
Наш родной русский язык. Из истории русской письменности.
Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры
История в слове: наименования предметов традиционной русской
одежды и традиционного русского быта.
Образность русской речи: метафора, олицетворение.
Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.
О чем могут рассказать имена людей и названия городов.
Раздел 2. Культура речи
Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы
произношения и ударения.
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.
Речь правильная. Основные грамматические нормы.
Речевой этикет: нормы и традиции.
Раздел 3. Речь. Текст

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11
12
13
14
15
16
17

Язык и речь. Средства выразительности русской речи. Формы речи:
монолог и диалог.
Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение.
Официально-деловой стиль. Объявление
Научно-учебный подстиль. План ответа науроке, план текста
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов.

1
1
1
1
1
1
1

6 класс (0,5 ч в неделю)
№
урока

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Раздел, тема
Раздел 1. Язык и культура
Из истории русского литературного языка.
Диалекты как часть народной культуры.
Лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур. Особенности освоения иноязычной лексики.
Современные неологизмы.
Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы.
Раздел 2. Культура речи
Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы
произношения отдельных грамматических форм.
Синонимы, антонимы и омонимы и точность речи.
Особенности склонения имён собственных.
Нормы употребления имен существительных.
Нормы употребления имен прилагательных, числительных, местоимений.
Речевой этикет.
Раздел 3. Речь. Текст
Эффективные приемы чтения.
Этапы работы с текстом.
Тематическое единство текста. Тексты описательного типа.
Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.
Научный стиль. Словарная статья.
Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов.

Количество
часов
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс (1 ч в неделю)
№
урока

1
2
3-4

Раздел, тема
Раздел 1. Язык и культура
Из истории русского литературного языка.
Диалекты как часть народной культуры.
Лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур.

Количество
часов
1
1
2

5
6-7
8
9
10-11

12

Особенности освоения иноязычной лексики.
Современные неологизмы.
Отражение во фразеологии истории и культуры народа.
Современные фразеологизмы.
Проверочная работа № 1. Представление результатов проектных,
исследовательских работ

Раздел 2. Культура речи
Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы
произношения отдельных грамматических форм.

Нормы произношения отдельных грамматических форм
13
14-15 Синонимы и точность речи.
16-17 Антонимы и точность речи
18-19 Лексические омонимы и точность речи
20
Особенности склонения имён собственных.
21
Нормы употребления имен существительных.
22
Нормы употребления имен прилагательных, числительных, местоимений.
23
Речевой этикет.
24
Проверочная работа № 2 Представление результатов проектных,

1
2
1
1
2
/11
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1

исследовательских работ

25-26
27
28
29
30
31
32
33-34

Раздел 3. Речь. Текст
Эффективные приемы чтения.
Этапы работы с текстом.
Тематическое единство текста.
Тексты описательного типа.
Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.
Научный стиль. Словарная статья.
Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов.
Проверочная работа № 3 Представление результатов проектных,
исследовательских работ

2
1
1
1
1
1
1
2

7 класс (17ч)
№
урока

Раздел, тема

1
2
3
4

Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление.
Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы.
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности.
Употребление устаревшей лексики в новом контексте.

5

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

6
7
8
9
10

Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение.
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.
Трудные случаи употребления паронимов.
Типичные грамматические ошибки.
Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского речевого

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

и невербального этикета.
Раздел 3. Речь. Текст
Традиции русского речевого общения.
Текст. Виды абзацев.
Заголовки текстов, их типы.
Разговорная речь. Спор и дискуссии.
Публицистический стиль. Путевые заметки.
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Притча.

11
12
13
14
15
16
17

1
1
1
1
1
1
1

7 класс (34ч)
№
урока

Раздел, тема

1
2-3
4-5
6-7

Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление.
Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы.
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности.
Употребление устаревшей лексики в новом контексте.

1
2
2
2

8-9

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

2

Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение.
11 Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.
12 Трудные случаи употребления паронимов.
13-14 Типичные грамматические ошибки.
15
Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского речевого
и невербального этикета.
16-17 Проверочная работа № 2 Представление проектов, результатов
10

Количество
часов

1
1
1
2
1
2

исследовательской работы

18-19
20-21
22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34

Раздел 3. Речь. Текст
Традиции русского речевого общения.
Текст. Виды абзацев.
Заголовки текстов, их типы.
Разговорная речь. Спор и дискуссии.
Публицистический стиль. Путевые заметки.
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Притча.
Проверочная работа № 3 Представление проектов, результатов
исследовательской работы
Резерв

2
2
1
2
2
2
2
2
2

8 класс (17ч)
№
урока

Раздел, тема
Раздел 1. Язык и культура

Количество
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Исконно русская лексика и её особенности.
Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.
Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности.
Русский человек в обращении к другими.
Раздел 2. Культура речи
Типичные орфоэпические и акцентологическиеошибки в современной
речи.
Нормы употребления терминов
Трудные случаи согласования в русском языке.
Особенности современного речевого этикета.
Раздел 3. Речь. Текст
Информация: способы и средства её получения и переработки.
Слушание как вид речевой деятельности. Эф фективные приемы слушания.
Аргументация. Правила эффективной аргумен тации.
Доказательство и его структура. Виды доказательств.
Разговорная речь. Самопрезентация.
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.
Язык художественной литературы.
Сочинение в жанре письма.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс (34ч)
№
урока

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-15
16-17
18-19
20
21-22
23-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34

Раздел, тема
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика и её особенности.
Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.
Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности.
Русский человек в обращении к другими.
Раздел 2. Культура речи
Типичные орфоэпические и акцентологическиеошибки в современной
речи.
Нормы употребления терминов
Трудные случаи согласования в русском языке.
Особенности современного речевого этикета.
Раздел 3. Речь. Текст
Информация: способы и средства её получения и переработки.
Слушание как вид речевой деятельности. Эф фективные приемы слушания.
Аргументация. Правила эффективной аргумен тации.
Доказательство и его структура. Виды доказательств.
Разговорная речь. Самопрезентация.
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.
Язык художественной литературы.
Сочинение в жанре письма.
Обощение материала, пройденного за год

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
3
2
2
2
2
1

9 класс
№
урока

1
2
3

Раздел, тема
Раздел 1. Язык и культура
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русскойкультуры.
Крылатые слова и выражения в русском языке.
Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные
тенденции развития современного русского языка.

Количество
часов
1
1
1

4

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

1

5
6

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке
Переосмысление значений слов в современном русском языке. Стилистическая переоценка слов.
Раздел 2. Культура речи
Активные процессы в области произношения и ударения.
Трудные случаи лексической сочетаемости.
Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложненного
и сложного предложений.
Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета.
Раздел 3. Речь. Текст
Русский язык в Интернете.
Виды преобразования текстов.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо.
Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».