Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов ГО Среднеуральск 624071, Свердловская область, г. Среднеуральск, ул. Лермонтова, д. 6 Тел. (34368)7-54-17, 7-40-06, 7-46-04 Сайт: 6sdu.uralschool.ru E-mail: ave_sol_6@mail.ru «ПРИНЯТО» Педагогическим советом МАОУ – СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов Протокол № 1 от 31 августа 2023 года УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ – СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов от 31.08.2023 г. № 01-12-167 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» Уровень общего образования: основное общее образование Класс: 9 Уровень изучения предмета: базовый Реализация ФГОС ООО г. Среднеуральск 2023 1.Планируемые результаты освоения учебного курса «Избранные вопросы математики» 1.1 Личностные результаты: ─ ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ─ уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; ─ уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления; ─ представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы её развития и значимость для развития цивилизации; ─ вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; ─ уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; ─ формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; ─ вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; ─ формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости в развитии цивилизации и современного общества; ─ развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. У обучающегося будут сформированы: ─ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; ─ понимание роли математических действий в жизни человека; ─ интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметноисследовательской деятельности; ─ ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; ─ понимание причин успеха в учебе; ─ понимание нравственного содержания поступков окружающих людей. Обучающийся получит возможность для формирования: ─ интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире; ─ первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности; ─ общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; ─ самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; ─ первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы; ─ понимания чувств одноклассников, учителей; ─ представления о значении математики для познания окружающего мира. 1.2 Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: ─ принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; ─ планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; ─ выполнять действия в устной форме; ─ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; ─ в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; ─ вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; ─ выполнять учебные действия в устной и письменной речи; ─ принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ─ осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: ─ понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; ─ выполнять действия в опоре на заданный ориентир; ─ воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; ─ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; ─ на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; ─ выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; ─ самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: ─ принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; ─ допускать существование различных точек зрения; ─ стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению; ─ использовать в общении правила вежливости; ─ использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; ─ контролировать свои действия в коллективной работе; ─ понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; ─ следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: ─ строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; ─ использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. ─ корректно формулировать свою точку зрения; ─ проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; ─ контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: ─ осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; ─ использовать рисуночные и символические варианты математической записи; ─ на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций; ─ строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 15 предложений); ─ проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения; ─ выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; ─ проводить аналогию и на ее основе строить выводы; ─ в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; ─ строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения. Обучающийся получит возможность научиться: ─ под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; ─ работать с дополнительными текстами и заданиями; ─ соотносить содержание схематических изображений с математической записью; ─ моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; ─ устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; ─ строить рассуждения о математических явлениях; ─ пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач. 1.3. Предметные результаты освоения программы ─ овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; ─ умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики; ─ умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; ─ умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы; ─ развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; ─ овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса; ─ овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости; ─ овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях; ─ овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; ─ усвоение геометрических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; ─ умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур; ─ умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. Ожидаемый результат изучения курса: ─ сформированная база знаний в области алгебры, геометрии; ─ устойчивые навыки определения типа задачи и оптимального способа ее решения независимо от формулировки задания; ─ умение работать с задачами в нетипичной постановке условий; ─ умение работать с тестовыми заданиями; ─ умение правильно распределять время, отведенное на выполнение заданий; Учащийся должен знать/понимать: ─ как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; ─ как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; ─ значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности; ─ решать задания, по типу приближенных к заданиям ОГЭ. Иметь опыт (в терминах компетентностей): ─ работы в группе, как на занятиях, так и вне; ─ работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет. 2.Содержание учебного предмета «Избранные вопросы математики» Числа. Действия с числами. Действительные числа. Действия с числами. Выражения и преобразования. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители различными способами. Умножение многочленов. Преобразование алгебраических и дробных выражений. Функции. Линейная функция. Обратная пропорциональность. Квадратичная функция. Область определения функции. Область значений функции. Свойства функции. Уравнения. Линейные уравнения и его корни. Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным. Равносильность уравнений. Общие приемы решения уравнений. Квадратные уравнения. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Дробно-рациональные уравнения. Системы уравнений. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач на составление уравнений. Неравенства. Числовые неравенства и их свойства. Неравенства с одним неизвестным. Решение неравенств. Квадратное неравенство и его решение. Метод интервалов. Решение систем неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки. Решение текстовых задач. Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на части. Треугольники. Виды треугольников. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов. Вписанная и описанная окружности около треугольника. Четырехугольники. Виды четырехугольников. Свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Свойства четырехугольника, вписанного в окружность. Площади фигур. Формулы площадей плоских фигур. Формула Герона. Выбор верных утверждений. № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Тема Числа. Действия с числами. Действительные числа. Действия с числами. Сравнение чисел на координатной прямой. Выражения и преобразования. Преобразование целых выражений. Рациональные дроби и их свойства. Все действия с дробями. Преобразование рациональных выражений. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Функции. Линейная функция. Обратная пропорциональность. Квадратичная функция. Построение графика кусочно-заданной функции. Область определения функции. Область значений функции. Свойства функции. Исследование функции и построение графика. Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков. Уравнения. Линейные уравнения и его корни. Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным. Квадратные уравнения. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение дробно-рациональных уравнений. Системы уравнений. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач на составление уравнений. Неравенства. Числовые неравенства и их свойства. Неравенства с одним неизвестным. Решение неравенств. Квадратное неравенство и его решение. Метод интервалов. Решение систем неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки. Решение текстовых задач. Составление математической модели по условию текстовой задачи. Решение задач на части, дроби и проценты, процентное изменение величины. Решение задач на составление уравнений. Решение задач на движение. Решение задач на составление уравнений. Решение задач на совместную работу. Количество часов 2 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 1 4 1 1 1 5 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27-28 29-30 31 32 33 34 Нестандартные текстовые задачи: задачи на отыскание оптимальных значений. Треугольники. Виды треугольников. Замечательные линии и точки в треугольнике. Решение задач на применение определений тригонометрических функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение задач на применение теоремы Пифагора. Решение задач на применение теоремы синусов и косинусов. Решение задач на нахождение радиуса вписанной и описанной окружности около треугольника. Четырехугольники. Решение задач на применение свойств и признаков параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Решение задач на применение свойств четырехугольника, вписанного в окружность. Площади фигур. Решение задач на применение формул площади треугольника и параллелограмма. Решение задач на применение формул площади правильных многоугольников и произвольного многоугольника. Решение задач на применение формул площади правильных многоугольников и произвольного многоугольника. Выбор верных утверждений. Итоговое занятие. 1 5 1 1 1 1 1 4 2 2 3 1 1 1 1