Приложение № 11 к ООП СОО Программа по учебному предмету География

Приложение № 11
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 10-11
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
1. 1.
Личностные результаты
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей
системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического
пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
1. 2.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

















умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

1. 3.
Предметные результаты освоения программы
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии являются:

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных
материках и в отдельных странах;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;





формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

2. Содержание учебного предмета «География»
10 класс
Введение (1час) Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.Статистический метод – один из
основных в географии. Другие способы и формы получения географической информации:
экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование.
Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Общая характеристика мира (33 часа)
Тема 1. Политическая карта мира. (5 часов)
Современная политическая карта мира. Количественные и качественные изменения
на политической карте. Территория и границы. Этапы формирования политической карты.
Главные объекты политической карты мира. Место стран в современном мире, их форма
правления и государственное устройство. Типология стран мира.
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный
характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их
виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Тема 3. География населения мира. (7 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран.
Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая,
возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов
мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и
темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Тема 4. НТР и мировое хозяйство (6 часов)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура
мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (9 часов)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютнофинансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой
торговли.
Практические работы
№ 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
№ 2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во
времени.
№ 3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
№ 4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
№ 5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных
сил.
№ 6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
11 класс
Введение (1 час)
Тема 6. Регионы и страны мира. (27 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям ГП. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны;
страны внешнеориентированного развития; НИС и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности ГП, истории открытия и освоения, природно – ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, проблем современного социально – экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии.
Тема 7. Россия в современном мире. (3 часа)
Россия на современной политической карте мира. Изменение ГП России во времени.
Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в МХ и МГРТ; география отраслей её международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого
в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово – экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры страны. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних
экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных
организациях. Россия и страны СНГ. Участи е России в Международных социально – экономических и геоэкологических проектах.
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. (3 часа)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.
Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические
экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы
№ 1. Составление ЭГХ двух стран «большой семёрки».

№ 2. Классификация стран Зарубежной Азии
№ 3. Сравнение экономики трёх зон Китая: Западной, Центральной и Восточной.
№ 4. Составление картосхемы международных экономических связей Японии.
№ 5. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.
№ 6. Сравнение двух макрорегионов США.
№ 7. Составление программы освоения территории Канады.
№ 8 Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки.
№ 9. Составление картосхемы участия России в Международных организациях.
№ 10. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отдводимых
на изучение каждой темы
10 класс
Тема
Количество
часов
Введение (1 час)
Введение. Экономическая и социальная география как наука, ее ме1
сто в системе географических наук.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (33 часа)
Раздел 1. Современная политическая карта мира (5 часов)
Многообразие стран современного мира, их классификация. Типо1
логия стран мира.
Влияние международных отношений на политическую карту мира.
1
Государственный строй стран мира Пр. раб. № 1 Составление сис1
тематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
Понятие о политической географии и геополитике. Политико1
географическое положение Пр. раб. № 2 Характеристика политикогеографического положения страны. Его изменение во времени.
Обобщающий урок по теме.
1
Раздел 2. Природа и человек в современном мире (6 часов)
Проблемы взаимодействия общества и природы.
1
Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности.
1
Минеральные ресурсы.
Земельные, водные и биологические ресурсы.
1
Ресурсы Мирового океана. Рекреационные ресурсы, их виды. Пр.
1
раб. № 3 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
Загрязнение и охрана окружающей среды. Географическое ресур1
соведение и геоэкология.
Обобщающий урок по теме.
1
Раздел 3. Населения мира (7 часов)
Численность и воспроизводство населения.
1
Демографическая политика.
1
Состав (структура) населения.
1
Размещение и миграция населения.
1
Городское и сельское население. Урбанизация.
1
Качество населения как комплексное понятие. География населе1
ния. Пр. раб. № 4 Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
Обобщающий урок по теме.
1
Раздел 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 часов)
Характеристика научно-технической революции.
1
Современное мировое хозяйство и международное географическое
1

22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

разделение труда.
Основные пространственные модели мирового хозяйства.
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика.
Факторы размещения производительных сил. Пр. раб. № 5 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
Обобщающий урок по теме.
Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (9 часов)
География промышленности. Топливно-энергетический комплекс
мира.
Мировая электроэнергетика.
Мировая горнодобывающая промышленность.
Металлургическая промышленность. Машиностроение.
Химическая, лесная и легкая промышленность. Пр. раб. № 6 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
География сельского хозяйства и рыболовства.
География транспорта мира.
Основные формы всемирных экономических отношений.
Обобщающий урок по теме.
11 класс
Тема
Раздел 6. Регионы и страны мира (27 часов)
Зарубежная Европа (8 часов)
Общая экономико – географическая характеристика Зарубежной
Европы.
Население стран Зарубежной Европы.
Хозяйство стран Зарубежной Европы.
Непроизводственная сфера стран Зарубежной Европы. Экологические проблемы.
Географический рисунок расселения и хозяйства. Регионы Зарубежной Европы.
Федеративная Республика Германия.
Сравнение двух стран Зарубежной Европы Пр. раб. №1 Сравнительная характеристика двух стран Зарубежной Европы.
Обобщающий урок по теме.

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1

Зарубежная Азия. Австралия (10 часов)
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Общая экономико - географическая характеристика Зарубежной
Азии. Пр. раб. №2 Классификация стран Зарубежной Азии.
Население стран Зарубежной Азии.
Хозяйство стран Зарубежной Азии: пять центров экономической
мощи.
Китай.
Хозяйство Китая Пр. раб № 3 Сравнение экономики трёх зон
Китая: Западной, Центральной и Восточной.
Япония
Хозяйство Японии Пр. раб. № 4 Составление картосхемы международных экономических связей Японии.

1
1
1
1
1
1
1

Индия.
1
Комплексная характеристика Австралии. Пр. раб. № 5 Составле1
ние картосхемы международных экономических связей Австралии.
18.
Обобщающий урок по теме.
1
Африка (3 часа)
19.
Общая экономико - географическая характеристика стран Афри1
ки.
20.
Субрегионы: Северная и Тропическая Африка. ЮАР.
1
21.
Обобщающий урок по теме
1
Северная Америка (4 часа)
22.
Общая экономико - географическая характеристика США
1
23.
Макрорегионы СШ. Пр. раб. № 6 Сравнение двух макрорегионов
1
США
24.
Канада. Социально - экономическая характеристика. Пр. раб. №
1
7 Составление программы освоения территории Канады.
25.
Обобщающий урок по теме.
1
Латинская Америка (2 часа)
26.
Общая экономико - географическая характеристика Латинской
1
Америки.
27.
Страны Латинской Америки. Бразилия. Пр. раб. № 8 Сравни1
тельная характеристика двух стран Латинской Америки.
Раздел 7. Россия в современном мире (3 часа)
28.
Россия в МХ и МГРТ, география отраслей её международной
1
специализации.
29.
Крупнейшие торговые партнёры России. Структура внешнетор1
гового баланса. Формы внешнеэкономических связей.
30.
Участие России в международных организациях. Россия и СНГ
1
Пр. раб. № 9 Составление картосхемы участия России в Международных организациях.
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
(3 часа)
31.
Глобальные проблемы человечества
1
32.
Глобальные проблемы человечества. Пр. раб. № 10 Разработка
1
проекта решения одной из глобальных проблем человечества.
33.
Стратегия устойчивого развития.
1
16.
17.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».