Приложение № 12 к ООП СОО Программа по учебному предмету Экономика (базовый уровень)

Приложение № 12
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЭКОНОМИКА»
Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 10-11
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО


























1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика»
1. 1.
Личностные результаты
осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины;
формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков,
для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания;
формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и
окружающих;
формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики
государства;
приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области
экономики;
этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности;
экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие
различных видов экономической деятельности на окружающую среду.
1. 2.
Метапредметные результаты
умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы,
графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики,
диаграммы, таблицы, делать выводы;
регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить
пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнеспланы и т. п.;
овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные
методы познания;
коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение
выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;
умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать
в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать
конфликты;
умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности,
подтверждать конкретными примера ми теоретические выкладки и экономические
законы;
навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты
экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том
числе умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации.
1. 3.
Предметные результаты освоения программы
Обучающийся после завершения курса экономики научится:
1

формирование представления об экономике как о научной дисциплине и как сфере
деятельности индивидов, семей, фирм и государств;

понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества;

проявление экономического мышления: умение принимать рациональные решения
в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, окружающих и
общества в целом;

знание факторов, влияющих на изменение спроса и предложения товара, понимание сущности закона убывающей предельной полезности;

знание особенностей традиционной, централизованной, рыночной и смешанной
экономических систем; понимание роли государства в рыночной экономике, пределов его вмешательства в экономику и его последствий;

знание роли и функций денег, особенностей денежного обращения; получение
представления, как работает банковская система, умение просчитывать риски по
кредитам и депозитам;

знание различных видов фирм, форм собственности, ответственности бизнеса; знание рыночных структур с совершенной и несовершенной конкуренцией, приёмов
конкурентной борьбы;

применение полученных знаний и сформированных навыков для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);

знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

понимание места и роли России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в современных экономических событиях в России и в мире.
В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего
образования выпускник на базовом уровне научится:
Основные концепции экономики

указывать сферу применения методов экономической теории;

объяснять проблему ограниченности ресурсов по отношению к потребностям;

различать свободное и экономическое благо;

иллюстрировать примерами процедуру минимизации альтернативной стоимости;

представлять и характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;

приводить примеры факторов производства;

различать типы экономических систем;

микроэкономика

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета
собственной семьи;

анализировать ситуацию на рынке с точки зрения продавцов и покупателей;

принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

анализировать своё потребительское поведение;

объяснять на примерах закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;

определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;

различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;


2














































приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых
форм;
объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
различать виды ценных бумаг;
определять разницу между постоянными и переменными издержками;
объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
обнаруживать и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов её создания;
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
макроэкономика
приводить примеры влияния государства на экономику;
приводить примеры общественных благ в собственном окружении;
объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и
стимулирования труда;
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
определять назначение различных видов налогов;
приводить примеры монетарной и фискальной политики государства;
определять уместность использования различных показателей состояния экономики;
приводить примеры сфер применения показателя ВНП;
производить расчёт ВВП;
приводить примеры статей государственного бюджета России;
характеризовать макроэкономические последствия инфляции;
определять уместность мер государственной политики снижения инфляции;
различать факторы, влияющие на экономический рост;
приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
различать сферы применения различных форм денег;
определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
различать виды кредитов и сферу их использования;
решать прикладные задачи на расчёт процентной ставки по кредиту;
объяснять причины неравенства доходов;
характеризовать макроэкономические последствия безработицы;
определять целесообразность мер по снижению безработицы;
приводить примеры социальных последствий безработицы;
международная экономика
приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических отношениях;
объяснять назначение международной торговли;
определять целесообразность использования видов валют в различных условиях;
определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
приводить примеры использования различных форм международных расчётов;
приводить примеры из сферы глобализации мировой экономики;
3



























приводить примеры глобальных экономических проблем;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни;
использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской экономики;
использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;
находить информацию по предмету экономической теории из источников различного типа;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по экономической теории.
Микроэкономика
применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
использовать приобретённые знания для экономически грамотного поведения в современном мире;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке и трудовых договорах;
использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской экономики;
использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
выявлять предпринимательские способности;
анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица,
график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике;
применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заёмщика и акционера.
4





















Макроэкономика
преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике
для решения практических вопросов в учебной деятельности;
применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально- экономических ролей наёмного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности
и повседневной жизни;
оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного
типа и источников, созданных в различных знаковых системах;
грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по макроэкономике;
использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров;
международная экономика
объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по международной торговле;
применять теоретические знания по международной экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, которые связаны с покупкой и продажей валюты;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность информации по глобальным экономическим проблемам, полученной из неадаптированных источников;
использовать экономические понятия в проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире.

2. Содержание учебного предмета «Экономика»
10 класс
Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Предмет и методы экономической теории. Производство, распределение, обмен, потребление. Главные вопросы экономики. Ограниченность ресурсов и рост потребностей. Свободные и экономические блага.
Рациональное поведение потребителя. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Производительность труда.
Экономическая система государства
5

Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Рыночная
экономическая система. Централизованная экономическая система. Сущность смешанной
экономики. Прямые и косвенные формы и методы регулирования.
Спрос
Понятие о рынке. Спрос и его содержание. Величина спроса.
Кривая зависимости спроса от цены. Эластичность спроса.
Предложение
Объём предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Рыночное предложение. Равновесная цена. Последствия введения фиксированных цен. Эластичность предложения.
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость
Понятие цены. Функции цен. Ценовой механизм. Цена продавца и цена покупателя.
Стоимость товара.
Конкуренция. Типы рынков
Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Рыночные структуры. Модели современного рынка. Историческая эволюция рыночных структур. Четыре модели рынка. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
Доходы и расходы
Доходы. Первичные и вторичные доходы. Доходы домохозяйств. Заработная плата.
Номинальная и реальная заработная плата. Сбережения. Расходы. Закон Энгеля. Постоянные и переменные расходы. Потребительская корзина. Структура расходов домохозяйств.
Страхование и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования.
Банки и банковская система
Банки. Формирование банковской системы. Из истории банковского дела. Современные банки и банковская система. Центральный банк и его функции. Классификация
банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования. Депозиты. Дистанционное банковское обслуживание.
Деньги и финансы
История появления денег. Бумажные деньги и законы их обращения. Функции денег.
Денежное обращение. Денежные агрегаты. Денежный (финансовый) рынок, его структура
и механизм. Инвестиционный капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Монетарная политика государства. Ставка рефинансирования. Понятие и природа электронных
денег. Международный и российский опыт внедрения электронных денег.
Фондовая биржа
Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа. Основные операции на фондовой бирже. Биржевые индексы. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка.
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы
Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество
рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура
рынка труда. Безработица: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, скрытая.
Профсоюзы и их роль в защите интересов рабочих.
Фирма — главное звено рыночной экономики
Фирмы и их задачи. Что такое фирма. Предпринимательство. Экономические цели
фирм. Правовые формы предприятий. Мелкие, средние и крупные фирмы. Страхование
бизнеса. Акционерное предприятие. Издержки производства. Постоянные и переменные
издержки. Средние и предельные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки.
Закон убывающей отдачи (доходности).
6

11 класс
Менеджмент и маркетинг
Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Современные тенденции менеджмента. Маркетинг. Понятие маркетинга. Из
истории маркетинга. Сущность и содержание маркетинга.
Государственные финансы
Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги — главный источник государственного бюджета. Из истории налогообложения. Экономическая сущность налогов. Виды налогов. Механизм налогообложения.
Государство и экономика
Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Типы государственной собственности. Виды национализации. Формы участия государства в экономике
в современных условиях. Социалистическая национализация. Капиталистическая (кейнсианская) национализация. Денационализация (приватизация). Государственное регулирование экономики.
Основные макроэкономические показатели
Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение ВВП и
ВНП. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход. Показатели экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Социальные последствия инфляции.
Экономический рост
Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста. Инвестиции. Влияние
НТП и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие.
Цикличность развития экономики
Циклическое развитие — свойство капиталистической экономической системы.
Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. Фазы экономического
цикла. Кризисы. Механизм циклического движения и кризис. Решение противоречий в
ходе кризиса.
Международная торговля
Международное разделение труда. Валютные курсы. Свободная торговля и протекционизм. ВТО. Россия и ВТО.
Российская Федерация в системе мирового хозяйства
Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика
экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Место России в
мировой экономике. Глобальные экономические проблемы современности.

№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов
на изучение каждой темы
10 класс (34 часа)
КоличеТема
ство часов

Экономика: наука и хозяйство (3 часа)
Экономика как наука.
Проблема выбора в экономике.
Факторы производства. Производительность труда.
Экономическая система государства (2 часа)
Типы экономических систем: Традиционная, рыночная, централизованная (плановая) и смешанная.
Типы экономических систем: смешанная экономическая система.
Спрос (2 часа)

1
1

1
1
1
7

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Понятие о рынке. Спрос и его содержание.
Величина спроса.
Закон предложения (2 часа)
Закон предложения.
Равновесная цена. Эластичность предложения.
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость (2 часа)
Цена товара. Функции цен.
Ценовой механизм. Стоимость товара.
Конкуренция. Типы рынков (4 часа)
Понятие конкуренции, ее сущность.
Рыночные структуры. Модели современного рынка.
Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
Достоинства и недостатки конкуренции.
Доходы и расходы (4 часа)
Доходы. Сбережения.
Расходы. Закон Энгеля.
Страхование и страховые услуги.
Бюджет семьи.
Банки и банковская система (4 часа)
Банки. Формирования банковской системы.
Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их роль в рыночной экономике.
Кредиты. Принципы кредитования.
Депозиты. Виды депозитов.
Деньги и финансы (2 часа)
Происхождение и функции денег.
Денежное обращение.
Фондовая биржа (2 часа)
Фондовые биржи и их деятельность.
Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынок ценных бумаг.
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы (3 часа)
Рынок труда
Безработица.
Профсоюзы.
Фирма — главное звено рыночной экономики (4 часа)

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

31

Что такое фирма. Задачи фирм.

1
1

32.

Виды фирм. Индивидуальные (частные), товарищества (партнёрства),
акционерные общества (корпорации), государственные и смешанные
(с участием государства) компании.

33.

Акции и дивиденды. Простые и привилегированные акции.

1

34.

Виды издержек.

1

8

№ п/п

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12 13.
14.
15.
16.
17.
18.
19 20.
21.
22-23.
24-25.
26-27.
28.
29.
30.
31-33.

11 класс (33 часа)
Тема
Менеджмент и маркетинг (4 часа)
Понятие «менеджмент». Исторические этапы становления менеджмента.
Различные школы менеджмента (Ф. Тейлора, А. Файоля).
Современные тенденции менеджмента. Обязанности менеджеров
компании.
Понятие «маркетинг». Реклама.
Государственные финансы (4 часа)
Государственные финансы. Министерство финансов и его функции.
Государственный бюджет. Бюджетные принципы. Функции бюджета.
Расходные и доходные статьи бюджета. Профицит и дефицит бюджета.
Налоговая система. Фискальная политика государства.
Государство и экономика (3 часа)
Экономические функции государства.
Формы участия государства в экономике. Приватизация и национализация.
Типы государственной собственности.
Основные макроэкономические показатели (4 часа)
Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП).
ВВП и инфляция.
Виды инфляции. Социальные последствия инфляции.
Экономический рост (2 часа)
Измерение экономического роста. Факторы экономического роста.
Экстенсивное и интенсивное развитие.
Цикличность развития экономики (4 часа)
Циклическое развитие как закономерность.
Фазы экономического цикла. Подъём, спад, кризис, депрессия,
оживление.
Решение противоречий в ходе кризиса.
Международная торговля (4 часа)
Понятие международной торговли. Экспорт, импорт, внешнеторговый
оборот.
Международное разделение труда.
Российская Федерация в системе мирового хозяйства (3 часа)
Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России.
Отраслевая структура хозяйства России.
Экономические проблемы глобализации (2 часа)
Сущность и содержание глобальных экономических проблем.
Неравное потребление. Новые модели потребления.
Повторение (3 часа)
Повторение.

Количество часов
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
3
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».