Приложение № 18 к основной образовательной программе среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» Уровень общего образования: среднее общее образование Класс: 10-11 Уровень изучения предмета: базовый Реализация ФГОС СОО 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия» 1.1. Личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; создание и развитие значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в деятельности, экологическую культуру; способность ставить цели и достигать их. 1.2. Метапредметные результаты Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся сможет: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности; оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения цели; определять несколько путей достижения цели; выбирать оптимальный путь достижения цели; задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью; оценивать полученный результат учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся сможет: осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе учебные и познавательные задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках и использовать разные модельно – схематические средства для их представления; искать и находить обобщенные способы решения задач; приводить аргументы для обоснования своего представления об обсуждаемой проблеме и уметь критически оценивать аргументы других людей; применять знания астрономии для формирования естественно – научной картины мира на основе интеграции астрономии, физики, математики, химии, биологии; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая условия; играть разные роли в учебной деятельности: быть консультантом, организатором, слушателем; эффективно работать в группе. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся сможет: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и взрослыми (в школе и за её пределами); в ходе групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, экспертом); 1 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием устных и письменных языковых средств; координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия; согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом или решением; представлять публично результаты индивидуальной и групповой работы перед знакомой и незнакомой аудиторией; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в ходе дискуссии, выступления. 1.3. Предметные результаты освоения программы Предметные результаты изучения астрономии представлены по темам. Тема 1. Астрономия, её значение и связь с другими науками Обучающийся после завершения курса научится: воспроизводить сведения из истории развития астрономии, её связи с физикой и математикой; использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа действия телескопа. Тема 2. Практические основы астрономии Обучающийся после завершения курса научится: воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звёзд и Солнца, эклиптика, местное и поясное время); объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; объяснять наблюдаемые невооружённым глазом движения звёзд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; применять звёздную карту для поиска на небе определённых созвездий и звёзд. Тема 3. Строение Солнечной системы Обучающийся после завершения курса научится: воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, сидерический и синодический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры – по угловым размерам и расстоянию; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточнённого) закона Кеплера; описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины приливов и отливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать особенности движения и манёвров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Тема 4. Природа тел Солнечной системы Обучающийся после завершения курса научится: формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; определять и различать понятия (Солнечная система, планета, её спутники, планеты земной группы, планеты - гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); 2 описывать природу Луны и объяснять причины её отличия от Земли; перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; проводить сравнения Меркурия, Венеры и Марса с Землёй по рельефу поверхности и составу атмосферы, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; объяснять механизм парникового эффекта и его значения для формирования и сохранения уникальной природы Земли; описывать характерные особенности природы планет –гигантов, их спутников и колец; характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы её предотвращения. Тема 5. Солнце и звёзды Обучающийся после завершения курса научится: определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звёзд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникновение на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; вычислять расстояние до звёзд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности различных последовательностей на диаграмме "спектр - светимость"; сравнивать модели различных типов звёзд с моделью Солнца; объяснять причины изменения светимости переменных звёзд; описывать механизм вспышек новых и сверхновых звёзд; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звёзд: белых карликов, нейтронных звёзд, чёрных дыр. Тема 6. Строение и эволюция Вселенной Обучающийся после завершения курса научится: объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура, кинематика); определять расстояние до звёздных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); сравнивать выводы А. Эйнштейна и А.А.Фридмана относительно модели вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; 3 определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала её расширения – Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения "тёмной энергии"- вида материи, природа которой ещё неизвестна. Тема 7. Жизнь и разум во Вселенной Обучающийся после завершения курса научится: систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы при изучении астрономии возможно при системно – деятельностном подходе. В соответствии с этим подходом именно активность учащихся признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, в которой учитываются следующие особенности: деятельность направлена на повышение компетентности учащихся, на развитие способностей, и результатом деятельности должно быть создание продукта, имеющего значимость для других; учебно - исследовательская и проектная деятельность организуется таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками, учителями, разными группами сверстников и взрослых (строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе); организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, приводящее к реализации личных пристрастий к тому или иному виду деятельности ученика. В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающийся получит представление: о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в учебно-исследовательской и проектной деятельности; о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надёжность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях знаний от исследований в естественных науках; об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий; о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и реализации проектов. Выпускник получит возможность научиться: решать межпредметные задачи; создавать и использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач; 4 использовать основные принципы учебно-исследовательской и проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач; использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов учебно – исследовательской деятельности. С точки зрения развития УУД в ходе освоения принципов учебно- исследовательской и проектной деятельности выпускник научится: формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования; определять место своего исследования или проекта в изучаемой теме; отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов научной деятельности, учитывать их при постановке собственных целей; оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения цели; точно и объективно презентовать свой проект или результаты исследования; самостоятельно или в группе разрабатывать систему критериев оценки проекта или исследования на каждом этапе и по завершении работы; оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. 2. Содержание учебного предмета «Астрономия» Тема 1. Введение. Астрономия, её значение и связь с другими науками Астрономия, её связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Особенности методов познания в астрономии. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Тема 2. Практические основы астрономии Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты Звёзды и созвездия. Звёздные карты, глобусы и атласы, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимое движение звёзд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Практическое применение астрономических исследований. Тема 3. Строение Солнечной системы Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звёздный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действия сил тяготения. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Тема 4. Природа тел Солнечной системы Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Исследование Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полёты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты – гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Тема 5. Солнце и звёзды 5 Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и её влияние на Землю. Звёзды – далёкие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звёзд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звёзд. Диаграмма «спектр -светимость». Массы и размеры звёзд. Модели звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звёзд различной массы. Тема 6. Строение и эволюция Вселенной Наша Галактика. Её размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвёздная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звёздообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой массы». Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Спектральный анализ. «Красное смещение» (эффект Доплера) и закон Хаббла. Закон смещения Вина. Закон Стефана – Больцмана. Нестационарная Вселенная А.А.Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Тёмная энергия» и антитяготение. Тема 7. Жизнь и разум во Вселенной Проблема существования жизни на Земле. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи другими цивилизациями. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Планетные системы у других звёзд. Человечество заявляет о своём существовании. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы № п/п Тема урока 1. Астрономия, её связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Звёзды и созвездия. Звёздные карты, глобусы и атласы. Практическая работа с картой звёздного неба «Определение координат звёзд». Видимое движение звёзд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Конференция. Развитие представлений о строении мира. Конфигурация планет и условия их видимости. Законы движения планет Солнечной системы. Практическая работа «Расположение планет на орбитах в настоящее время» Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Движение небесных тел под действия сил тяготения. Движение ИСЗ и космических аппаратов к планетам. Контрольная работа. Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Практическая работа «Две группы планет Солнечной ситсемы». Планета Земля Земля и Луна – двойная планета. Луна. Практическая работа «Изучение Луны». Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты –гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты. Обобщение материала Солнце –ближайшая звезда. Солнечная активность и её влияние на Землю. Лабораторная работа «Наблюдение Солнца в телескоп». Звёзды – далёкие солнца. Измерение расстояний до звёзд. Характеристики излучения звёзд. Массы и размеры звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звёзд различной массы. Наша Галактика. Её размеры и структура. Межзвёздная среда: газ и пыль. Вращение Галактики. Разнообразие мира галактик. Основы современной космологии. Солнце и жизнь на Земле. Жизнь и разум во Вселенной. Итого часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 7