Приложение № 18 к ООП СОО Программа по учебному предмету Астрономия

Приложение № 18
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АСТРОНОМИЯ»
Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 10-11
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»

1.1. Личностные результаты
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
 мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
 создание и развитие значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в деятельности, экологическую культуру;
 способность ставить цели и достигать их.
1.2. Метапредметные результаты
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены
тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности;
 оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
 сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения цели;
 определять несколько путей достижения цели;
 выбирать оптимальный путь достижения цели;
 задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью;
 оценивать полученный результат учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
 осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе учебные
и познавательные задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
 распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках и использовать разные модельно – схематические средства для их представления;
 искать и находить обобщенные способы решения задач;
 приводить аргументы для обоснования своего представления об обсуждаемой проблеме и уметь критически оценивать аргументы других людей;
 применять знания астрономии для формирования естественно – научной картины
мира на основе интеграции астрономии, физики, математики, химии, биологии;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая условия;
 играть разные роли в учебной деятельности: быть консультантом, организатором,
слушателем;
 эффективно работать в группе.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
 осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и взрослыми (в
школе и за её пределами);
 в ходе групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды
в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, экспертом);
1

 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием устных и
письменных языковых средств;
 координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия;
 согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом
или решением;
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой работы перед знакомой и незнакомой аудиторией;
 воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
 точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в
адрес других людей в ходе дискуссии, выступления.



















1.3. Предметные результаты освоения программы
Предметные результаты изучения астрономии представлены по темам.
Тема 1. Астрономия, её значение и связь с другими науками
Обучающийся после завершения курса научится:
воспроизводить сведения из истории развития астрономии, её связи с физикой и математикой;
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа действия телескопа.
Тема 2. Практические основы астрономии
Обучающийся после завершения курса научится:
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звёзд и Солнца, эклиптика, местное и поясное время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооружённым глазом движения звёзд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны
и Солнца;
применять звёздную карту для поиска на небе определённых созвездий и звёзд.
Тема 3. Строение Солнечной системы
Обучающийся после завершения курса научится:
воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, сидерический и синодический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры – по
угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточнённого) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины приливов и отливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и манёвров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Тема 4. Природа тел Солнечной системы
Обучающийся после завершения курса научится:
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
определять и различать понятия (Солнечная система, планета, её спутники, планеты
земной группы, планеты - гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
2

 описывать природу Луны и объяснять причины её отличия от Земли;
 перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
 проводить сравнения Меркурия, Венеры и Марса с Землёй по рельефу поверхности и
составу атмосферы, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
 объяснять механизм парникового эффекта и его значения для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
 описывать характерные особенности природы планет –гигантов, их спутников и колец;
 характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
 описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
 описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
 объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы её
предотвращения.
Тема 5. Солнце и звёзды
Обучающийся после завершения курса научится:
 определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
 характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звёзд и источники их
энергии;
 описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
 объяснять механизм возникновение на Солнце грануляции и пятен;
 описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
 вычислять расстояние до звёзд по годичному параллаксу;
 называть основные отличительные особенности различных последовательностей на
диаграмме "спектр - светимость";
 сравнивать модели различных типов звёзд с моделью Солнца;
 объяснять причины изменения светимости переменных звёзд;
 описывать механизм вспышек новых и сверхновых звёзд;
 оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
 описывать этапы формирования и эволюции звезды;
 характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звёзд: белых карликов, нейтронных звёзд, чёрных дыр.
Тема 6. Строение и эволюция Вселенной
Обучающийся после завершения курса научится:
 объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв, реликтовое излучение);
 характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура, кинематика);
 определять расстояние до звёздных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;
 распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
 сравнивать выводы А. Эйнштейна и А.А.Фридмана относительно модели вселенной;
 обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
 формулировать закон Хаббла;
3

 определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
 оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
 интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы горячей Вселенной;
 классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала её
расширения – Большого взрыва;
 интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения "тёмной энергии"- вида материи, природа которой
ещё неизвестна.
Тема 7. Жизнь и разум во Вселенной
Обучающийся после завершения курса научится:
 систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы при изучении астрономии возможно при системно – деятельностном подходе. В соответствии с этим подходом именно активность учащихся признаётся основой
достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а
добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в
средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, в которой учитываются следующие особенности:
 деятельность направлена на повышение компетентности учащихся, на развитие способностей, и результатом деятельности должно быть создание продукта, имеющего
значимость для других;
 учебно - исследовательская и проектная деятельность организуется таким образом,
чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками, учителями, разными группами сверстников и взрослых (строя различного рода
отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе);
 организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, приводящее к реализации
личных пристрастий к тому или иному виду деятельности ученика.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающийся получит представление:
 о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
 о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надёжность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
 о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях знаний от исследований в естественных науках;
 об истории науки;
 о новейших разработках в области науки и технологий;
 о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и реализации проектов.
Выпускник получит возможность научиться:
 решать межпредметные задачи;
 создавать и использовать основной алгоритм исследования при решении своих
учебно-познавательных задач;
4

 использовать основные принципы учебно-исследовательской и проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач;
 использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
 использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов
учебно – исследовательской деятельности.
С точки зрения развития УУД в ходе освоения принципов учебно- исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
 формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования;
 определять место своего исследования или проекта в изучаемой теме;
 отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов научной деятельности, учитывать их при постановке собственных целей;
 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые
для достижения цели;
 точно и объективно презентовать свой проект или результаты исследования;
 самостоятельно или в группе разрабатывать систему критериев оценки проекта или
исследования на каждом этапе и по завершении работы;
 оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
2. Содержание учебного предмета «Астрономия»
Тема 1. Введение. Астрономия, её значение и связь с другими науками
Астрономия, её связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов
человека на Вселенную. Особенности методов познания в астрономии. История развития
отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А.
Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Тема 2. Практические основы астрономии
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты Звёзды и
созвездия. Звёздные карты, глобусы и атласы, использование компьютерных приложений
для отображения звездного неба. Видимое движение звёзд на различных географических
широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат
наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Практическое
применение астрономических исследований.
Тема 3. Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звёздный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действия сил
тяготения. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Тема 4. Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна
– двойная планета. Исследование Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полёты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты –
гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Тема 5. Солнце и звёзды
5

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и её влияние на Землю. Звёзды – далёкие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звёзд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звёзд. Диаграмма «спектр -светимость». Массы и размеры звёзд. Модели звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звёзд различной массы.
Тема 6. Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Её размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвёздная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звёздообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой массы». Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о
природе и свойствах небесных тел. Спектральный анализ.
«Красное смещение» (эффект Доплера) и закон Хаббла. Закон смещения Вина. Закон
Стефана – Больцмана. Нестационарная Вселенная А.А.Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Тёмная энергия» и антитяготение.
Тема 7. Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни на Земле. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи другими
цивилизациями. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный
спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Планетные
системы у других звёзд. Человечество заявляет о своём существовании.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов
на изучение каждой темы
№ п/п

Тема урока

1.

Астрономия, её связь с другими науками. Структура и
масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования.
Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Звёзды и созвездия. Звёздные карты, глобусы и атласы.
Практическая работа с картой звёздного неба «Определение
координат звёзд».
Видимое движение звёзд на различных географических
широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика.
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь. Конференция.
Развитие представлений о строении мира.
Конфигурация планет и условия их видимости.
Законы движения планет Солнечной системы.
Практическая работа «Расположение планет на орбитах в
настоящее время»
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Движение небесных тел под действия сил тяготения.
Движение ИСЗ и космических аппаратов к планетам.
Контрольная работа.
Общие характеристики планет. Солнечная система как
комплекс тел, имеющих общее происхождение.

2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Количество
часов
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Практическая работа «Две группы планет Солнечной
ситсемы».
Планета Земля
Земля и Луна – двойная планета. Луна.
Практическая работа «Изучение Луны».
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и
Марса.
Планеты –гиганты, их спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Обобщение материала
Солнце –ближайшая звезда.
Солнечная активность и её влияние на Землю.
Лабораторная работа «Наблюдение Солнца в телескоп».
Звёзды – далёкие солнца. Измерение расстояний до звёзд. Характеристики излучения звёзд.
Массы и размеры звёзд.
Переменные и нестационарные звёзды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звёзд различной массы.
Наша Галактика. Её размеры и структура.
Межзвёздная среда: газ и пыль.
Вращение Галактики. Разнообразие мира галактик.
Основы современной космологии.
Солнце и жизнь на Земле. Жизнь и разум во Вселенной.
Итого часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».