Приложение № 23 к основной образовательной программе среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Уровень общего образования: среднее общее образование Класс: 10-11 Уровень изучения предмета: базовый Реализация ФГОС СОО 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» 1. 1. Личностные результаты Изучение физической культуры в средней школе дает возможность достичь следующих результатов: Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры. Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализация ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно - оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, формирование умения оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности 1 участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социально - экономических процессов на состояние природной и социальной среды, опыта эколого направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Личностные результаты отражаются в готовности и способности учащихся к саморазвитию и личному самоопределению. Они проявляются в способностях ставить цели и строить жизненные планы, осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном социуме. К ним относятся сформированная мотивация к обучению и стремление к познавательной деятельности, система межличностных и социальных отношений, ценностно - смысловые установки, правосознание и экологическая культура. 1. 2. Метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно – познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпритировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Метапредметные результаты включают в себя освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность использования этих действий в познавательной и социальной практике. К метапредметным результатам относятся такие способности и умения, как самостоятельность в планировании и осуществлении учебной, физкультурной и спортивной деятельности, организация сотрудничества со сверстниками и педагогами, способность к построению индивидуальной образовательной программы, владение навыками учебноисследовательской и социальной деятельности. 2 1. 3. Предметные результаты освоения программы умение использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; овладение современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний; овладение способами контроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; овладение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта с помощью их активного применения в игровой и соревновательной деятельности. На основании полученных знаний обучающиеся должны уметь объяснять: роль и значение в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений; роль и значение занятий физической культуры в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни. Характеризовать: индивидуальные особенности физического и психологического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями; особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью; особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально – прикладной и оздоровительно – коррегирующей направленности;особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой; особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности; особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность. Соблюдать правила: личной гигиены и закаливания организма; организация и проведение самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом; культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований; профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах; экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой. Осуществлять: самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой; приемы по страховке и самостраховке во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах; приемы массажа и самомассажа; 3 занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; судейство соревнований по одному из видов спорта. Составлять: индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; планы – конспекты индивидуальных занятий и систем занятий. Определять: уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности; эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. Демонстрировать: Физические способ- Физические упражЮноши Девушки ности нения Скоростные Бег 30м, с 5,0 5,4 Бег 100м, с 14,3 17,5 Силовые Подтягивание из виса 10 на высокой перекладине, кол-во раз 14 Подтягивание в висе лежа на низкой пере215 170 кладине, кол-во раз Прыжок в длину с места, см Выносливость Кроссовый бег на 3 13.50 км, мин/с 10.00 Кроссовый бег на 2 км, мин/с Освоить следующие двигательные умения, навыки и способности: в метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и по форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12-15м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель размером 2,5х2,5 м с 10-12м (девушки) и с 15-25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель размером 1х1м с 10м (девушки) и с 15-20 м (юноши); в гимнастических и акробатических упражнениях: опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-125 см (юноши), комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки);выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки), выполнять комплекс вольных упражнений (девушки); в единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши); в спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико – тактические действия одной из спортивных игр. Физичекая подготовленность должна соответствовать уровню (не ниже среднего) показателей развития физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся. 4 № Физические способности Контрольные упражнения Бег 30м,с Возраст, лет Уровень Низкий 5,2 и ниже 5,1 1 Скоростные 2 Координационные Челночный бег 3х10м,с 16-17 8,2 и ниже 8,1 3 Скоростно силовые Прыжки в длину с места, см 16-17 190 и ниже 180 4 Выносливость 6минутный бег, м 16-17 5 Гибкость 1617 1100 и ниже 1100 5и ниже 5 6 Силовые Наклон вперед из положения стоя, см Подтягивание на высокой перекладине из виса, колво раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) 16-17 16-17 4и ниже 5 Юноши Средний 5,1 4,8 5,0 – 4,7 8,0 – 7,7 7,9 – 7,5 195 – 210 205 – 220 1300 – 1400 1300 – 1400 9 – 12 9 – 12 8–9 9 – 10 Высокий 4,4 и выше 4,3 Девушки Низ- Сред- Низкий ний кий 6,1 и 5,9 – 4,8 и ниже 5,3 выше 6,1 4,8 7,3 и выше 7,2 9,7 и ниже 9,6 230 и выше 240 160 и ниже 160 1500 и выше 1500 900 и ниже 900 15 и выше 15 7и ниже 7 11 и выше 12 6и ниже 6 9,3 – 8,7 9,3 – 8,7 170 – 190 170 190 1050 – 1200 1050 – 1200 12 – 14 12 – 14 8,4 и выше 8,4 13 – 15 13 – 15 18 и выше 18 210 и выше 210 1300 и выше 1300 20 и выше 20 Должны быть освоены: Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществление коррекции недостатков физического развития; проведение самоконтроля и саморегуляции физических и психических состояний. Способы спортивной деятельности: участие в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществление соревновательной деятельности по одному из видов спорта. Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласование своего поведения с интересами коллектива; при выполнении упражнений критическое оценивание собственных достижений, поддержка товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательные тренировки и стремление к лучшему результату. 5 Требования к уровню физической культуры, составляющему вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет сам учитель, согласуя его с советом учителей, дирекцией школы и учащимися конкретного класса. 2. Содержание учебного предмета «Физическая культура» Знание о физической культуре Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни, физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового человека, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение (на примере движения «Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры , спорта, туризма, охраны здоровья. Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования физических нагрузок и контроля за ними во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительнокорригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений по современным системам физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий. Представление о соревновательной и тренировочной деятельности. Понятие об основных видах тренировки: теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовке, их взаимосвязи. Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта. Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила выносливость быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях. Представление о назначении и особенности прикладной физической подготовки в разных видах трудовой деятельности. Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия. Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели, месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья. Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (водные процедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Ос6 новы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни. Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные процедуры. Дозировка указана в программах 1-9 классов. Изменения следует проводить с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги. Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее. Способы двигательной (физкультурно-оздоровительной, спортивнооздоровительной и прикладной) деятельности Физкультурно-оздоровительная деятельность Организация и планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями (самостоятельной оздоровительной тренировки, утренней гимнастики и др.). Закрепление навыков закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные процедуры), приобретенных в начальной и основной школе. Выполнение комплексов, составленных из упражнений оздоровительных систем физического воспитания: атлетической гимнастики (юноши), ритмической гимнастики (девушки), упражнений с использованием роликовых коньков, оздоровительного бега, аэробики, дартса. Контроль за индивидуальным здоровьем на основе методов измерения многофункциональных показателей по определению массы и длины тела, соотношения роста и веса, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое и после физической нагрузки, артериального давления, жизненной емкости легких, частоты дыхания, физической работоспособности; методов оценки физической подготовленности (выносливости, гибкости, силовых, скоростных и координационных способностей). Ведение дневника контроля собственного физического состояния (признаки утомления разной степени при занятиях физическими упражнениями, показатели физического развития, физической подготовленности и работоспособности). Спортивно-оздоровительная деятельность Организация и планирование содержания индивидуальной спортивной подготовки в избранном виде спорта. Способы контроля и регулирования физической нагрузки во время индивидуальных тренировочных занятий. Тестирование физической и технической подготовленности по базовым видам спорта школьной программы. Ведение дневника спортсмена. Прикладная физкультурная деятельность Умение разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки (это связано с будущей трудовой деятельностью и службой в армии юноши)). Владение различными способами прикладных упражнений из базовых видов спорта школьной программы. Спортивные игры: игровые упражнения и эстафеты с набивными мячами с преодолением полос препятствий. Гимнастика (юноши): различные виды ходьбы и приседания с партнером, сидящим на плечах; опорные прыжки через препятствия; передвижения в висах и упорах на руках; длинный кувырок через препятствия. Легкая атлетика (юноши): метание утяжеленных мячей 150 г и гранаты весом до 700 г на расстояние и в цели; кросс по пересеченной местности; бег с препятствиями, эстафеты с метанием, бегом, прыжками, переноской груза или товарища. Лыжная подготовка (юноши): преодоление подъемов и препятствий (заграждений, канав, рвов, стенок, заборов и др.); эстафеты с преодолением полос препятствий. 7 Физическое совершенствование Спортивные игры: совершенствование техники передвижений, владение мячом, техники защитных действий, индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите (баскетбол, гандбол, волейбол, футбол). Гимнастика с элементами акробатики: освоение и совершенствование висов и упоров, опорных прыжков, акробатических упражнений, комбинации из ранее изученных элементов. Легкая атлетика: совершенствование техники спринтерского, эстафетного, длительного бега, прыжка в высоту и длину с разбега, метаний в цель и на дальность. Лыжная подготовка: совершенствование техники переходов с одновременных ходов на попеременные, техники спортивных ходов и тактики прохождения дистанции. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы 10 класс Тема Количество часов Общетеоретические и исторические сведения о физической культуре и спорте (1 час) Правовые основы физической культуры и спорта. 1 Легкая атлетика (14 часов) Беговые упражнения (8 часов) Стартовый разгон 1 Скоростной бег до 70 м 1 Бег на результат 100 м 1 Высокий и низкий старт до 40 м 1 Бег в равномерном темпе: девочки до 15-20 минут, мальчики до 1 20-25 мин Эстафетный бег 1 Бег 3000 м (мальчики), 2000м (девочки) 1 Челночный бег 1 Прыжковые упражнения (3 часа) Прыжок в длину с 11-13 шагов разбега 1 Прыжок с места 1 Прыжок в высоту с 9-11 шагов разбега 1 Метание малого мяча(3 часа) Метание мяча весом 150 г с 4-5 бросковых шагов 1 Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель. 1 Броски набивного мяча (2 кг - девушки и 3 кг юноши) двумя рука1 ми из-за головы с положения сидя на полу, от груди Спортивные игры (11 часов) Волейбол (11 часов) Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, 1 лицом и спиной вперед Ходьба и бег, выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыг1 нуть и др.) Прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через 1 сетку Прием и передача мяча сверху двумя руками 1 Прием мяча отраженного сеткой 1 Отбивание кулаком через сетку 1 Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку 1 8 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 37. 38. 39. 40. 42. 43. 45. 46. 48. 49. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели Нижняя прямая подача в заданную часть площадки, прием подачи Игра по правилам волейбола Общетеоретические и исторические сведения о физической культуре и спорте (2 часа) Понятие о физической культуре личности Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья Гимнастика с основами акробатики (20 часов) Организующие команды и приёмы (2 часа) Построение и перестроение на месте. Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонну по два, по четыре в движении Акробатические упражнения и комбинации (9 часов) Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с чьей либо помощью (мальчики) Сед углом (девочки). Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150-180 см Стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках (девочки). Комбинация из ранее освоенных элементов Ритмическая гимнастика. Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами. Опорные прыжки (3 часа) Мальчики: прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115120см Девочки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота110 см. Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики), упражнения на гимнастическом бревне (девочки) (3 часа) Из виса - подъём переворотом в упор силой - перемах правой - сед верхом - спад завесом - перемах назад - оборот вперед - соскок.(мальчики). Передвижения ходьбой, приставными шагами Повороты на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись) (девочки) Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях (3 часа) Мальчики: Размахивание в упоре на руках - сед ноги врозь - перемах внутрь соскок махом назад. Девочки: Из виса прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю жердь - перемах правой ногой, сед на левом бедре - угол, опираясь левой рукой за верхнюю жердь, опираясь руками о верхнюю жердь - упор на верхней жерди - оборот вперед в вис на верхней жерди соскок. Общетеоретические и исторические сведения о физической культуре и спорте (1 час) Правила поведения, техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях физическими упражнениями 1 1 2 1 1 1 1 2 2 3 2 3 3 3 1 9 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. Лыжная подготовка (лыжные гонки) (12 часов) Попеременный четырехшажный ход 2 Переход с попеременных ходов на одновременные 2 Преодоление контруклонов 2 Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий 2 Передвижение на лыжах до 5 км 4 Спортивные игры (16 часов) Волейбол (9 часов) Прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку Прием и передача мяча сверху двумя руками Прием мяча отраженного сеткой Отбивание кулаком через сетку Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку Передача мяча сверху, стоя спиной к цели Нижняя прямая подача в заданную часть площадки, прием подачи Игра по упрощенным правилам мини-волейбола Баскетбол (7 часов) Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед Остановка двумя шагами и прыжком Повороты без мяча и с мячом Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение) Ведение мяча шагом, бегом, "змейкой", с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости с пассивным сопротивлением защитника. Ведение мяча в низкой, средней, высокой стойке на месте с пассивным сопротивлением защитника. Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. Общетеоретические и исторические сведения о физической культуре и спорте (2 часа) Основные формы и виды физических упражнений Особенности урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями Спортивные игры (9 часов) Баскетбол (9 часов) Передача мяча одной рукой от плеча на месте Передача мяча двумя руками с отскоком от пола Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. То же с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м Штрафной бросок Вырывание и выбивание мяча 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 10 87. 88. Игра по упрощенным правилам 2 Легкая атлетика (17 часов) Беговые упражнения (8 часов) 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 99. 100 101 102 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Стартовый разгон Бег с ускорением от 70 до 80 м Скоростной бег до 70 м Бег на результат 100 м Бег в равномерном темпе: девочки до 15-20 минут, мальчики до 20-25 мин Эстафетный бег Бег 3000 м (мальчики), 2000м (девочки) Челночный бег Прыжковые упражнения (3 часа) Прыжок в высоту с 7-9 шагов разбега способом "перешагивание" Метание малого мяча (6 часов) Метание теннисного мяча в вертикальную и горизонтальную цель (1х1 м) (девушки с 12-14м, юноши - до 16 м) Метание малого мяча на дальность Броски набивного мяча (2 кг - девушки и 3 кг юноши) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди 11 класс Тема Общетеоретические и исторические сведения о физической культуре и спорте (1 час) Адаптивная физическая культура. Легкая атлетика(14 часов) Беговые упражнения (8 часов) Стартовый разгон Скоростной бег до 70 м Бег на результат 100 м Высокий и низкий старт до 40 м Бег в равномерном темпе: девочки до 15-20 минут, мальчики до 20-25 мин Эстафетный бег Бег 3000 м (мальчики), 2000м (девочки) Челночный бег Прыжковые упражнения (3 часа) Прыжок в длину с 11-13 шагов разбега Прыжок с места Прыжок в высоту с 9-11 шагов разбега Метание малого мяча (3 часа) Метание мяча весом 150 г с 4-5 бросковых шагов Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Броски набивного мяча (2 кг - девушки и 3 кг юноши) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди Спортивные игры (11 часов) Волейбол (11 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 37. 38. 39. 40. 42. 43. 45. 46. Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед Ходьба и бег, выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.) Прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку Прием и передача мяча сверху двумя руками Прием мяча отраженного сеткой Отбивание кулаком через сетку Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку Передача мяча сверху, стоя спиной к цели Нижняя прямая подача в заданную часть площадки, прием подачи Игра по правилам волейбола Общетеоретические и исторические сведения о физической культуре и спорте (2 часа) Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья Гимнастика с основами акробатики (19 часов) Организующие команды и приёмы (2 часа) Построение и перестроение на месте. Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонну по два, по четыре в движении Акробатические упражнения и комбинации (8 часов) Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с чьей либо помощью (мальчики) Сед углом (девочки). Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150-180 см Стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках (девочки). Комбинация из ранее освоенных элементов Ритмическая гимнастика. Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами. Опорные прыжки (3часа) Мальчики: прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 120-125 см. Девочки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики), упражнения на гимнастическом бревне (девочки) (3 часа) Из виса - подъём переворотом в упор силой - перемах правой - сед верхом - спад завесом - перемах назад - оборот вперед – соскок (мальчики). Передвижения ходьбой, приставными шагами Повороты на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись)(девочки) Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях (3 часа) Мальчики: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 3 2 3 3 3 12 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. Размахивание в упоре на руках - сед ноги врозь - перемах внутрь соскок махом назад. Девочки: Из виса прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю жердь - перемах правой ногой, сед на левом бедре - угол, опираясь левой рукой за верхнюю жердь, опираясь руками о верхнюю жердь - упор на верхней жерди - оборот вперед в вис на верхней жерди соскок. Общетеоретические и исторические сведения о физической культуре и спорте (1 час) Формы и средства контроля индивидуальной физкультурной деятельности. Лыжная подготовка (лыжные гонки) (12 часов) Попеременный четырехшажный ход 1 2 Переход с попеременных ходов на одновременные 2 Преодоление контруклонов 2 Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий 2 Передвижение на лыжах до 5 км 4 Спортивные игры (16 часов) Волейбол (9 часов) Прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку Прием и передача мяча сверху двумя руками Прием мяча отраженного сеткой Отбивание кулаком через сетку Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку Передача мяча сверху, стоя спиной к цели Нижняя прямая подача в заданную часть площадки, прием подачи Игра по упрощенным правилам мини-волейбола Баскетбол (7 часов) Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед Остановка двумя шагами и прыжком Повороты без мяча и с мячом Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение) Ведение мяча шагом, бегом, "змейкой", с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости с пассивным сопротивлением защитника. Ведение мяча в низкой, средней, высокой стойке на месте с пассивным сопротивлением защитника. Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. Общетеоретические и исторические сведения о физической культуре и спорте (2 часа) Основы организации двигательного режима 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 13 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. Вредные привычки и их профилактика средствами физической культуры Спортивные игры (9 часов) Баскетбол (9 часов) Передача мяча одной рукой от плеча на месте Передача мяча двумя руками с отскоком от пола Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. То же с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м Штрафной бросок 1 Вырывание и выбивание мяча Игра по упрощенным правилам 1 2 1 1 2 2 Легкая атлетика(14 часов) Беговые упражнения (8 часов) 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. Стартовый разгон Бег с ускорением от 70 до 80 м Скоростной бег до 70 м Бег на результат 100 м Бег в равномерном темпе: девочки до 15-20 минут, мальчики до 20-25 мин Эстафетный бег Бег 3000 м(мальчики), 2000м (девочки) Челночный бег Прыжковые упражнения (3 часа) 1 1 1 1 1 Прыжок в высоту с 7-9 шагов разбега способом "перешагивание" Метание малого мяча (3 часа) Метание теннисного мяча в вертикальную и горизонтальную цель(1х1 м) (девушки с 12-14м, юноши - до 16 м) Метание малого мяча на дальность. Броски набивного мяча (2 кг девушки и 3 кг юноши) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди 1 1 1 1 1 1 14