Приложение № 24 к ООП СОО Программа по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности

Приложение № 24
к основной образовательной программе среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 10-11
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классе предусматривает достижение результатов по трем направлениям.
1. 1.
Личностные результаты
–
развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих
качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
–
формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;
–
развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
–
воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;
–
формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа
толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме;
–
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
1. 2.
Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить
перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы в этих видах деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;

умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать
их в соответствии с изменениями обстановки;

умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения,
основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и
чрезвычайных ситуациях;

освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество
и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов;

умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;



формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;

формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
1. 3.
Предметные результаты освоения программы
Предметные результаты предполагают формирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и
тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; о социальнодемографических и экологических процессах на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, включая противодействие
экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите населения и
территорий; в ценностно-ориентационной сфере:

ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения
предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;

осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;

в коммуникативной сфере:

умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья,
адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной
ситуации;

умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;

стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;

в эстетической сфере:

умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;

умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды
обитания (жизнедеятельности);

в бытовой, трудовой и досуговой сфере:

грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;

соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;

соблюдение правил отдыха в загородной зоне;

знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;

умение оказывать первую помощь;

правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере;

в сфере физической культуры и здорового образа

жизни:

накопление опыта физического и психического совершенствования средствами
спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;


выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;




соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать
высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику
утомления и дистресса здоровыми способами физической активности;
умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической
культурой и в экстремальных ситуациях.
2. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

10 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические
основы безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания. Медикобиологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности,
общества, государства
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности
жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз.
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях,
дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения
и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от
военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и
обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый
образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры
профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания
первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок,
вывихах, переломах.
11 класс
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления
безопасностью в системе «человек — среда обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности
Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество
России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека
Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и
безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Вооружённые Силы Российской Федерации на защите государства от
военных угроз
Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и
добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.
Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на
территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы здорового образа жизни
Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура
питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях
Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь
при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических
ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая
помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы
10 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

Количество
часов
1.
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государст5
ва.
Глава 1. Научные основы обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
2
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности
5
личности, общества, государства.
3
Глава 3. Организационные основы защиты населения и террито5
рий России в чрезвычайных ситуациях.
Раздел 2. Военная безопасности государства.
5
4.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность.
5.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите
5
государства от военных угроз.
6
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жиз5
ни.
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и
неинфекционные заболевания
7
Глава 7. Оказание первой медицинской помощи при неотложных
4
состояниях.
Итого:
34

№
п/п
1.
2.
3
4
5
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Наименование раздела и главы программы

10 класс
Тема
Вводный урок «Культура безопасности жизнедеятельности человека в повседневной жизни».
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности.
Экологические основы безопасности жизнедеятельности в среде
обитания.
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
в среде обитания.
Психологические основы безопасности жизнедеятельности в среде обитания.
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Защита национальной безопасности государства от военных угроз.
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера
Противодействие экстремизму.
Противодействие терроризму, наркомании в РФ.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций. Ее структуры и задачи.
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите
населения от чрезвычайных ситуаций.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.

33.
34.

Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах,
транспорте. Страхование.
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия
массового поражения.
Защита населения и территорий от радиационной опасности
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.
Защита населения и территорий от военной опасности от биологической и экологической опасности.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы.
Состав Вооруженные Силы Российской Федерации.
Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих
Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил РФ
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного
здоровья.
Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики.
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры профилактики.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Первая помощь при неотложных состояниях: Закон и порядок
Оказание первой помощи при травмах.
Практическое занятие № 1 по теме: «Оказание первой помощи
при травмах».
Оказание первой помощи при кровотечениях, ранениях.
Практическое занятие № 1 по теме: «Оказание первой помощи
при кровотечениях, ранениях.
Первая помощь: сердечно-легочная реанимация.
Итоговая контрольная работа.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

1
1

11 класс (1 час в неделю, всего 33 часа)
№ п/п

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
Итого:
№
п/п
1.
2.
3

4
5
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Наименование раздела и главы программы
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства.
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности
жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности.
Глава 3.Экстремальные ситуации и безопасность человека. Основы обороны государства и военная безопасность.
Раздел II. Военная безопасность государства.
Глава 4. Вооружѐнные Силы Российской Федерации на защите
государства от военных угроз.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской
армии.
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни.
Глава 6.Основы здорового образа жизни.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях.
11 класс
Тема
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Этические и экологические критерии безопасности современной
науки и технологий.
Общенаучные методологические подходы к изучению глобальных
проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.
Основы управления безопасностью в системе «человек — среда
обитания».
Обеспечение национальной безопасности России.
Обеспечение социальной, экономической и государственной
безопасности.
Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.
Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Экстремальные ситуации криминогенного характер.
Экстремизм, терроризм и безопасность человека.
Наркомания и безопасность человека.
Дорожно-транспортная безопасность.
Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Основные задачи Вооруженных Сил.
Правовые основы воинской обязанности.

Количество
часов
15
5
5
5
10
5
5
8
4
4
33
Количество часов
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.
Итого

Правовые основы военной службы.
Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.
Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.
Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.
Военные операции на территории России: борьба с терроризмом.
Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Боевая слава российских воинов.
Демографическая ситуация в России.
Культура здорового образа жизни. Культура питания.
Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье.
Вредные привычки. Культура движения.
Медико-психологическая помощь.
Первая помощь при ранениях.
Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении.
Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем,
лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».