Приложение № 26 к ООП СОО Программа по учебному курсу Руссская словесность

Приложение № 26
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»
Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 10-11
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО




























1. Планируемые результаты освоения учебного курса
«Русская словесность»
1. 1. Личностные результаты
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа;
формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему
языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою
причастность к состоянию речевой культуры общества в целом;
сформированность российской гражданской позиции, патриотизма, уважения к
своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к
другим культурам;
сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с
помощью языка, готовность и способность к самостоятельной, творческой
деятельности;
сформированность готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества
со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения
культурно значимых текстов;
сформированность потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, осознание необходимости постоянно совершенствовать свою
речь, свою речевую культуру;
осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к
миру;
понимание этики и эстетики филологии;
сформированность бережного отношения к слову;
сформированность духовно-нравственных ориентиров, привитие традиционных
семейных ценностей;
способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её
ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных
планов.
1. 2. Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности,
корректировать деятельность;
анализировать
свои
образовательные
возможности,
выбирать
способы
корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные
речевые решения;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других
участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с
другими людьми;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
1



































критически оценивать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении коммуникативных и организационных задач;
умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных
ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях
русской культуры;
овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
1. 3. Предметные результаты освоения программы
Обучающийся после завершения курса научится:
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
характеризовать единицы языка того или иного уровня;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка;
анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражениямысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об истории русского языкознания;
характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста;
опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого
стиля речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию прослушанного текста;
проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности;
владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных
текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной
и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского
языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути для совершенствования собственных коммуникативных
способностей и культуры речи.
2. Содержание учебного курса
2

Введение
Слово и словесность.
Слово — не только единица языка, но и сам язык, способность человека выражать
словесно мысли и чувства, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни.
«Слово есть воссоздание внутри себя мира» (К. С. Аксаков).
Словесность — дар слова, способность выражать мысли словами.
Словесность — все, что составлено, создано из слов, все словесные произведения какоголибо народа, словесное творчество, словесное искусство. Словесность народная (устное
народное творчество) и словесность книжная (литература).
Словесность — словесные науки, «все, что относится к изученью здравого сужденья,
правильного и изящного выражения» (В. И. Даль). Словесность и филология. Словесные
науки — основа филологии, изучающей историю и сущность духовной культуры народа
через анализ текстов — произведений словесности.
Материал словесности.
Язык и разновидности его употребления
А. С. Пушкин о славяно-русском языке как материале словесности. Строй и
употребление языка. «Грамматическое» и «стилистическое» изучение языка.
Соотносительность (вариативность) средств и способов языкового выражения.
Стиль. Стиль в общеискусствоведческом плане. Стиль как категория словесности.
Разговорный язык и литературный язык. Их взаимосвязь и различия. Разновидности
разговорного языка: территориальный диалект, социально-профессиональный диалект,
жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности
литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык
художественной литературы («художественный стиль»).
Стилистические возможности языковых средств
Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы.
Архаизмы, историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова.
Диалектные слова. Профессиональные слова. Жаргонные слова. Заимствованные слова.
«Макаронический язык». Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика».
Прямое и переносное значения слов.
Фразеология. Крылатые слова. Их источники: античная мифология, античные
авторы, Ветхий и Новый Завет, произведения русских и зарубежных писателей. Важность
знания источников и подлинного значения крылатых слов для правильного понимания
произведений словесности.
Морфология.
Стилистическое
использование
морфологических
форм
существительных, прилагательных, местоимений. Выразительные возможности глагола.
Виды и времена. «Переносное употребление» времен. Наклонения. Причастия и
деепричастия.
Синтаксис. Типы предложений, их соотносительность. Соотносительность способов
выражения главных и второстепенных членов предложения. Бессоюзная и союзная связь,
сочинение и подчинение предложений. Порядок слов — «главная сокровищница
синтаксической синонимики русского языка» (А. М. Пешковский).
Основные виды словесного выражения
Выражение устное и письменное. Различие понятий устный и разговорный,
письменный и книжный (литературный). Выражение диалогическое и монологическое.
Выражение прозаическое и стихотворное. Различие понятий стихотворный и поэтический.
Повествование, описание и рассуждение как типичные виды словесного выражения.
Особенности их строения. Жанры, в которых выступают повествование, описание и
рассуждение.
Средства художественной изобразительности
Изобразительность слова в его прямом значении (антология) и в переносном
значении (металогия). Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза. Тропы: метафора,
метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора,
3

антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое
обращение, восклицание и вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.
«Звуковой символизм» и звукоподражание как основа специальной звуковой
организации («словесной инструментовки») произведений словесности. Основные формы
«словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. «Поэтическая этимология». Каламбур.
Ритм и интонация в прозе и в стихах.
Начальные сведения о стихосложении
Системы стихосложения. Устный народный стих. Силлабическое, тоническое и
силлабо-тоническое стихосложение. Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха.
Стопа. Двухсложные и трехсложные стопы. Рифма, ее виды. Рифмованные и безрифменные стихи. Свободный стих. Строфа. Главные виды строф.
Качества словесного выражения
Общие требования ко всем видам словесного выражения: правильность, точность,
последовательность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие).
Языковые средства, обеспечивающие или, наоборот, нарушающие эти качества.
Уместность того или иного способа словесного выражения.
Произведение словесности.
Роды и виды. Произведения словесности
Произведения словесности нехудожественные («практические»: официальноделовые, научные, публицистические) и художественные («поэтические»). Отсутствие
резкой границы между ними. Понятие о художественности в словесности. Роль качеств
словесного выражения в формировании понятия художественности литературного
произведения.
Роды и виды (жанры) художественной словесности.
Эпос, его отличительные черты. Народные эпические жанры: сказка, миф, легенда
(сказание), былина, историческая песня, пословица, загадка, духовный стих.
Литературные эпические жанры: роман, повесть, рассказ (новелла), поэма, баллада, басня.
Анекдот. Очерк. Житие и биография.
Лирика, ее отличительные черты. Народная лирика: песня обрядовая и бытовая,
частушка. Лирика литературная: ода, элегия, сатира, эпиграмма, эпитафия.
Драма, ее отличительные черты. Драматические
жанры: трагедия, комедия, драма.
Отсутствие четких границ между родами и видами художественной словесности.
Лиро-эпические ода, поэма, баллада.
Понятие о тексте и его строении
Текст как явление языкового употребления, словесное произведение.
Признаки текста: выраженность, отграниченность, связность, цельность, упорядоченность
(структурность). Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового
содержания и его языкового (словесного) выражения.
Тема и содержание. Тема — предмет повествования, описания, рассуждения.
Содержание — раскрытие темы, материал действительности и соответствующий
словесный материал, отобранные и упорядоченные автором и отражающие его отношение
к теме.
Тема и идея.
Идейно-смысловая и эстетическая стороны содержания. Предметно-логическая и
эмоционально-экспрессивная стороны содержания и их словесное выражение. Различное
соотношение этих сторон в разных видах словесных произведений.
Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте. «Ось
тождества и ось смежности» («парадигматическая и синтагматическая оси»).
Необходимость учета при рассмотрении строения текста таких соотнесенных категорий,
как «тема — материал действительности — языковой материал — композиция» и «идея
— сюжет — словесный ряд — прием».
Возможность различного словесного выражения одной темы
4

Объективные и субъективные факторы, от которых зависит различное выражение
одной темы: принадлежность словесного произведения к народной или книжной,
художественной или нехудожественной словесности, к тому или иному роду и виду
(жанру) словесности, принадлежность к той или иной разновидности литературного или
нелитературного языка, виды выражения, принятые в словесном произведении, три
стороны употребления языка (что сообщается — кто сообщает — кому сообщает), среды
и сферы употребления языка; в художественной словесности — творческий метод,
литературное направление и течение, к которому принадлежит автор, творческая
индивидуальность автора.
Классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм в русской литературе.
Классицизм и теория трех стилей. Сентиментализм и «новый слог». Романтизм и
проблема народности русской литературы и русского литературного языка. Языковые
черты романтической поэзии и прозы. Реализм и формирование национального русского
литературного языка. Реализм и народность литературы и ее языка. Реализм как метод
словесно-художественного выражения и изображения «исторической действительности в
соответствии со свойственными ей социальными различиями быта,
культуры и
речевых навыков» (В. В. Виноградов).
Направления и течения в русской литературе XX в. «Языковые программы» и
языковая практика этих направлений и течений.
Композиция словесного произведения
Общее понятие композиции и сюжета в искусстве и особенности этих категорий в
словесном произведении: воплощение сюжета в слове, композиционное построение
«словесных масс».
Композиция и архитектоника. Сюжет и фабула.
Понимание композиции как развертывания сюжета: экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка.
Понимание композиции как мотивированного расположения «отрезков», в которых
сохраняется один способ выражения (повествование, описание и т. п.) или единая «точка
видения» (автора, рассказчика, персонажа).
Учение о композиции как системе динамического развертывания словесных рядов в
сложном словесно-художественном единстве (В. В. Виноградов). Понятие словесного
ряда. Словесный ряд и ряд предметный. Взаимодействие словесных рядов в тексте. Словесный ряд и композиционный «отрезок». Словесный ряд и контекст.
Композиционные функции «деталей» в словесном произведении.
Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении
Композиция словесного произведения и образ автора. Понятие образа автора. Образ
автора как «концентрированное воплощение сути произведения», как выражение
стилистического единства сложного композиционного художественного речевого целого
(В. В. Виноградов). Средства словесного выражения образа автора.
Образ автора и образ лирического героя.
Образ рассказчика (повествователя) в его отношении к образу автора. Образ
рассказчика как «речевое порождение автора», «форма литературного артистизма автора»
(В. В. Виноградов). Средства словесного выражения образа рассказчика. Композиционные
типы словесных произведений в зависимости от соотношения «образ автора — образ
рассказчика». «Рассказ в рассказе». Разная степень близости образа рассказчика к образу
автора и способы изображения речи персонажей.
Формы субъективации авторского повествования
Понятие об авторском повествовании и его субъективации.
Словесные формы субъективации: прямая речь, несобственно-прямая речь,
внутренняя речь.
Композиционные формы субъективации: формы представления, изобразительные
формы, монтажные формы. Прием «остранения» в отношении к композиционным формам
субъективации.
Особые приемы построения словесных художественных произведений.
5

Стилизация. Сказ. Пародия. Ирония и «острые речи» (остроумие) в стилизации,
сказе и пародии. Юмор и сатира (сатирический пафос) в словесных произведениях.
Эстетическая функция языка в произведениях художественной словесности
Вопрос о сущности эстетической функции языка. Язык художественной литературы
как особая разновидность употребления языка. Язык художественной литературы и
разговорный язык. Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы и «поэтический язык».
Образность произведений художественной словесности. Слово и образ. «Образ в
слове и образ посредством слов» (В. В. Виноградов). Понимание образности как
результата применения тропов и фигур. Понимание образности как результата
художественной мотивированности каждого слова (Г. О. Винокур), «неизбежной
образности каждого слова» (А. М. Пешковский). Безобразная образность. «Строение»
словесного художественного образа. Образ-символ.
Некоторые особенности словесной организации драматических и стихотворных
произведений
Виды диалога и полилога в драматургии. Монолог в драматургии. Ремарки, их
характерологическое и композиционное значение. Вопрос об образе автора в драматургии.
Ограничения, накладываемые на выбор слов и синтаксических конструкций
требованиями стихосложения. Преодоление этих ограничений. Путь к стиху от мелодии,
звучания, некоего бессловесного «гула» (В. В. Маяковский) и от слова, живых словосочетаний (А. Т. Твардовский).

№
п/п
1.

2.
3.

4.
5.

6-7.
8.
9.
10.

1112.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов
на изучение каждой темы
10 класс
Тема
Количеств
о часов
Введение (1 час)
Введение. Слово и словесность. Словесность
- дар слова,
способность выражать мысли словами. Словесность - словесные
науки.
Язык и разновидности его употребления (2 часа)
А.С.Пушкин о славяно-русском языке как материале словесности.
Строй и употребление языка.
Стиль. Стиль в общеискусствоведческом
плане. Стиль как
категория словесности.
Стилистические возможности языковых средств (5 часов)
Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы.
Паронимы. Архаизмы, историзмы и неологизмы.
Фразеология. Крылатые слова. Их источники: античная мифология,
античные авторы, Ветхий Завет, произведения русских и
зарубежных писателей.
Морфология. Стилистическое использование морфологических
форм существительных, прилагательных, местоимений.
Синтаксис. Типы предложений, их соотнесенность.
Основные виды словесного выражения (2 часа)
Выражение устное и письменное.
Повествование, описание и рассуждение как типичные виды
словесного выражения.
Средства художественной изобразительности (5 часов)
Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в
переносном значении (металогия).

1

1
1

1
1

2
1
1
1

2
6

1314.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
3031.
32.
33.
34.
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

«Звуковой символизм» и звукоподражание как основа специальной
звуковой организации («словесной инструментовки») произведений
словесности.
Ритм и интонация в прозе и в стихах.
Начальные сведения о стихосложении (8 часов)
Системы стихосложения.
Устный народный стих.
Силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение.
Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха.
Стопа. Двухсложные и трехсложные стопы.
Рифма, ее виды. Рифмованные и безрифменные стихи.
Свободный стих.
Строфа. Главные виды строф.
Качества словесного выражения (3 часа)
Общие требования ко всем видам словесного выражения.
Языковые средства, обеспечивающие или, наоборот, нарушающие
эти качества.
Уместность того или иного способа словесного выражения.
Роды и виды. Произведение словесности (9 часова)
Произведения словесности нехудожественные.
Роды и виды (жанры) художественной словесности.
Эпос, его отличительные черты.
Народные эпические жанры: сказка, миф, легенда (сказание),
былина, историческая песня, пословица, загадка, духовный стих.
Литературные эпические жанры: роман, повесть, рассказ (новелла),
поэма, баллада, басня.
Анекдот. Очерк. Житие и биография.
Лирика, ее отличительные черты.
11 класс
Тема
Введение (1 час)
Слово и словесность. Словесность - дар слова, способность
выражать
мысли словами. Словесность - словесные науки.
Произведение словесности.
Роды и виды. Произведение словесности (6 часов)
Народная лирика: песня обрядовая и бытовая, частушка.
Лирика литературная: ода, элегия, сатира, эпиграмма, эпитафия.
Драма, ее отличительные черты.
Драматические жанры: трагедия, комедия, драма.
Отсутствие четких границ между родами и видами художественной
словесности.
Лиро-эпические: ода, поэма, баллада.
Понятие о тексте и его строении (5 часов)
Текст как явление языкового употребления, словесное
произведение.
Признаки текста. Тема и содержание. Тема и идея.
Идейно-смысловая и эстетическая сторона содержания.
Предметно-логическая и эмоционально – экспрессивная стороны
содержания и их словесное выражение.
Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в

2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Количеств
о часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

2324.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.

32.
33.

тексте.
Возможность различного словесного выражения одной темы (3 часа)
Объективные и субъективные факторы.
1
Классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм в русской
1
литературе.
Направления и течения в русской литературе XX в.
1
Композиция словесного произведения (3 часа)
Общее понятие композиции и сюжета в искусстве и особенности
1
этих категорий в словесном произведении.
Композиция и архитектоника. Сюжет и фабула.
1
Композиционные функции «деталей» в словесном произведении.
1
Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении (4 часа)
Композиция словесного произведения и образ автора.
1
Образ автора и образ лирического героя.
1
Образ рассказчика (повествователя) в его отношении к образу
1
автора.
Образ рассказчика как «речевое порождение автора», «форма
1
литературного артистизма автора» (В.В.Виноградов).
Формы субъективации авторского повествования (7 часов)
Понятие об авторском повествовании и его субъективация.
2
Словесные формы субъективации: прямая речь, несобственнопрямая речь, внутренняя речь.
Композиционные формы субъективации: формы представления,
1
изобразительные формы, монтажные формы.
Особые
приемы
построения
словесных
художественных
1
произведений.
Стилизация. Сказ. Пародия.
1
Ирония и «острые речи» (остроумие) в стилизации, сказе и
1
пародии.
Юмор и сатира (сатирический пафос) в словесных произведениях.
1
Эстетическая функция языка в произведениях художественной
словесности (2 часа)
Язык художественной литературы как особая разновидность
1
употребления языка.
Язык художественной литературы и «поэтический язык».
1
Некоторые особенности словесной организации драматических и
стихотворных произведений (2 часа)
Виды диалога и полилога в драматургии. Монолог в драматургии.
1
Ремарки, их характерологическое и композиционное значение.
1
Вопрос об образе автора в драматургии.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».