Приложение № 27 к ООП СОО Программа по учебному курсу Тренинг грамотности

Приложение № 27
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТРЕНИНГ ГРАМОТНОСТИ»
Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 10
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО

1. Планируемые результаты освоения учебного
1.1.ЛИЧНОСТНЫЕ результаты
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеств,
его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в РФ.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего
закон
и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав
и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ,
правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ОВЗ и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное
отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние
природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семь на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;


положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
В сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических
отношений:
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
 физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни ОО, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
1.2.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать
возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения
цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с
поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы
решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и
интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках; использовать различные модельносхематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить
критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного
предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и
удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию
как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами),
подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой
работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,


критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто,
логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и
предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
1.3.ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения учебного предмета «Тренинг грамотности» на уровне среднего
общего образования выпускник научится:
 использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
 использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
тестов;
 создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
 создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
 сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
 использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
 анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
 извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в
текстовый формат;
 преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
 выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
 соблюдать культуру публичной речи;
 соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
 оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
 использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;



















комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов (в том
числе художественной литературы).



2. Содержание учебного курса «Русское правописание»
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных
ребятами в 5-9 классах по темам «Орфография. Пунктуация»
А также повторение проводится по основным разделам русского языка:
 лексика;
 фонетика;
 морфемика и словообразование;
 орфография и морфология;
 синтаксис;
 пунктуация;
 языковые нормы.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов
на изучение каждой темы
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Особенности письменного и устного общения

1

2

Орфография как система правописания

2

3

Правописание корней

1

4

Чередующиеся корни

2

5

Чередующиеся корни

1

6

Безударные гласные, проверяемые ударением

1

7

Правописание согласных корня

3

8

Правописание приставок

2

9

Приставки пре и при

2

10

Правописание суффиксов.

2

11

Суффиксы существительных

2

12

Суффиксы прилагательных.

2

13

Суффиксы отглагольных прилагательных.

2

14

Суффиксы страдательных причастий.

1

15

Суффиксы действительных причастий

1

16

Суффиксы глаголов

2

17

Правописание окончаний существительных

2

18

Окончания прилагательных

1

19

Окончания глаголов

2

20

Ь после шипящих в словах разных частей речи

2

21

Правописание О,Е после шипящих в корне, суффиксе

2

22

Ы,И после ц, разделительный Ъ и Ь

2

23

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи

3

24

Различение НЕ и НИ

2

25

Слитное, раздельное, дефисное написание приставок в наречиях

2

26

Правописание союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ

2

27

Написание сложных слов

3

28

Употребление дефиса в словах различных частей речи

2

29

Н и НН в различных частях речи

4

30

Правописание предлогов

3

31

Правописание союзов

2

32

Написание строчных и прописных букв.

1

33- Итоговые уроки
34

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».