Приложение № 32 к ООП СОО Программа по учебному курсу Решение задач по информатике

Приложение № 32
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ»

Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 10-11
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО

1. Планируемые результаты освоения элективного курса
«Решение задач по информатике»
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты,
сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, навыками разрешения проблем;
 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты:
 формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению,
 формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса
оказывает на:
 формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании
КИМов ЕГЭ по информатике;
 формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов;
 применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным
тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём
сообщения;
 осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
 осуществлять
арифметические
действия
в
двоичной,
восьмеричной
и
шестнадцатеричной системах счисления;
 использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
строить и преобразовывать логические выражения;
 строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
 использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
 писать программы.
2.
Содержание учебного курса
Модуль 1. Математические основы информатики
1

Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации.
Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической
информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению
количества информации
Обучающиеся должны знать
 методы измерения количества информации
Обучающиеся должны уметь:
 кодировать и декодировать информацию
 определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и графической
информации
 подсчитывать информационный объём сообщения
Тема 2. Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы
счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных систем
счисления.
Обучающиеся должны знать
 о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления;
 о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями.
Обучающиеся должны уметь:
 записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными
основаниями.
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные
логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция.
Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических
выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии.
Обучающиеся должны знать:
 основные понятия и законы математической логики.
Обучающиеся должны уметь:
 строить и анализировать таблицы истинности;
 преобразовывать логические выражения;
 строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.
Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Обучающиеся должны уметь:
 сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу;
 найти количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям.
Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные
таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек
Обучающиеся должны знать
 способы представления информации в базах данных.
Обучающиеся должны уметь:
 обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
Тема 2. Компьютерные сети
 IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула
включений и исключений.
2

Обучающиеся должны знать:
 базовые принципы сетевой адресации.
Обучающиеся должны уметь:
 осуществлять поиск информации в сети Интернет.
Модуль 3.Алгоритмизация и программирование
Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов,
цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования
(Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование
стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному
критерию, сортировка
Обучающиеся должны знать:
 формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение
создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором
команд;
 основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора
присваивания.
Обучающиеся должны уметь:
 исполнять рекурсивный алгоритм;
 исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
 работать с массивами;
 анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
 анализировать программу, использующую процедуры и функции;
 анализировать результат исполнения алгоритма;
 прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные
ошибки;
 составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке
программирования;
 создавать собственные программы для решения задач средней сложности.

3

3.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы (10 класс)
Тема урока

Модуль 1. Математические основы информатики
1.1 Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование
информации. Правило Фано
Кодирование растровой графической информации
Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению
количества информации
Решение заданий
1.2 Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в
системы счисления с другим основанием и обратно
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления
Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных систем
счисления
Решение заданий
1.3 Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные
логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация,
эквиваленция
Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования
логических выражений
Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии
Решение заданий
Решение заданий
Решение заданий
1.4 Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде
Решение заданий
Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии
2.1 Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля
Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек
Решение заданий
2.2 Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция
Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений
Решение заданий
Модуль 3.Алгоритмизация и программирование
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность
операторов, цикл, ветвление
Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal
Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование
стандартных библиотек
Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию,
сортировка
Решение заданий
Решение заданий
Решение заданий
3.2 Задания по программированию с развернутым ответом
Задания по программированию с развернутым ответом

Количество
часов
16
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6
3
1
1
1
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
3
1
4

№
31.
32.
33.
34.

Тема урока
Задания по программированию с развернутым ответом
Задания по программированию с развернутым ответом
Тренинг по вариантам
Выполнение тренировочного варианта

Количество
часов
1
1
2
1
1

11 класс
№

Тема урока
0.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Модуль 1. Математические основы информатики
Равномерные и неравномерные коды
Префиксные коды. Условие Фано. Алгоритмы декодирования при
использовании префиксных кодов.
Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы
Решение заданий
1.2 Системы счисления
Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак
делимости числа на основание системы счисления.
Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с
заданным основанием.
Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с
заданным основанием и вычисления числа по строке.
Решение заданий
1.3 Основы логики
Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания
Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических
выражений.
Построение логического выражения с данной таблицей истинности
Вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям
элементарных высказываний
Решение заданий
Решение заданий
1.4 Моделирование
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов. Примеры:
построение оптимального пути между вершинами ориентированного
ациклического графа; определение количества
различных путей между вершинами.
Решение заданий
Модуль 2. Информационно-коммуникационные технологии
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах.
Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами.
Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных
Статистическая обработка данных
Создание и использование структуры хранения данных
Средства представления и анализа данных
Решение заданий
Модуль 3.Алгоритмизация и программирование
Изучение алгоритмов исследования элементарных функций
Алгоритмы анализа и преобразования чисел в позиционной системе счисления
Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел

Количество
часов
16
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
5

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Алгоритмы обработки массивов.
Рекурсивные алгоритмы
Алгоритмы анализа символьных строк
Алгоритмы приближенного вычисления длин и площадей
Построение алгоритмов и практические вычисления
Основные конструкции языка программирования.
Система программирования
Тренинг по вариантам

33.

Выполнение тренировочного варианта

1
1
1
1
1
1
1
1
1

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».