Приложение № 34 к основной образовательной программе среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ» Уровень общего образования: среднее общее образование Класс: 11 Уровень изучения предмета: базовый Реализация ФГОС СОО 1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Русское правописание» 1.1. Личностные результаты сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру; осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики. 1.2. Метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии; владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта. 1.3. Предметные результаты освоения программы сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка; освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка. Обучающийся после завершения курса научится: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (сочинения); подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста; 1 определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи; опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка; определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические); определять признаки и структурные элементы текста; опознавать типы текстов. Выпускник получит возможность научиться: анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи; опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм; осуществлять речевой самоконтроль. Содержание учебного курса «Русское правописание» Речевой этикет в письменном общении Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМSсообщения, электронная почта, телефакс и др.) Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Пунктуация Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1. знаки препинания в конце предложения; 2. знаки препинания внутри простого предложения; 3. знаки препинания между частями сложного предложения; 4. знаки препинания при передаче чужой речи; 5. знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в конце предложения Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. Знаки препинания между частями сложного предложения 2. 2 Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой. Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания при передаче чужой речи Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 11 класс (33 часа) № Тема Количество п/п часов Речевой этикет в письменном общении Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке. 2. Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении. Пунктуация Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания 3. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации. 4. Структура предложения и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации. Знаки препинания в конце предложения 5. Предложение и его основные признаки. Границы предложения, Знаки препинания в начале предложения. Знаки препинания внутри простого предложения 6. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. 7. Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами. 8. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. 9. Однородные и неоднородные определения, их различение на основе характеристики предложения. 10. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений. 11. Обособленные определения. Причастный оборот. Отличия причастного и деепричастного оборотов. 12. Обособление приложений. 1. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 13. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. 14. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. 15. Выделение на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения. 16. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом 17. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. 18. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Пунктуационное выделение междометий. Знаки препинания между частями сложного предложения 19. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. 20. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. 21. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. 22. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. 23. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей. 24- Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической 25. конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Знаки препинания при передаче чужой речи 26. Прямая и косвенная речь. 27. Оформление на письме прямой речи и диалога. 28. Разные способы оформления на письме цитат. Знаки препинания в связном тексте 29- Связный текст как совокупность предложений. 30. 31. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. 32. Авторские знаки. 33. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурносмысловое членение текста. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 4