Приложение № 34 к ООП СОО Программа по учебному курсу Русское правописание

Приложение № 34
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ»
Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 11
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО

1.
























Планируемые результаты освоения учебного курса «Русское правописание»
1.1. Личностные результаты
сформированность потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую
культуру;
осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к
миру;
понимание этики и эстетики.
1.2. Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности,
составлять планы, учебные алгоритмы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки
достигнутых результатов;
в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального
эффекта.
1.3. Предметные результаты освоения программы
сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях
его развития, функциях языка;
освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили
речи; литературный язык, нормы литературного языка; устная и письменная форма
речи; синонимика русского языка;
источники расширения словарного состава современного русского языка;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка;
владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах;
практическое овладение основными нормами современного литературного языка.
Обучающийся после завершения курса научится:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать
языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определённых жанров (сочинения);
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и
в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;

1











определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в
соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля
речи;
опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;
определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
определять признаки и структурные элементы текста;
опознавать типы текстов.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого
стиля речи;
опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм; осуществлять речевой
самоконтроль.

Содержание учебного курса «Русское правописание»
Речевой этикет в письменном общении
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление
этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной
речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в
России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные
формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМSсообщения, электронная почта, телефакс и др.)
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях
на тематических чатах Интернета.
Пунктуация
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение
пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы
русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и
пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки
препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации:
1.
знаки препинания в конце предложения;
2.
знаки препинания внутри простого предложения;
3.
знаки препинания между частями сложного предложения;
4.
знаки препинания при передаче чужой речи;
5.
знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы
предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом
особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки
препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания между частями сложного предложения
2.

2

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды
сложных предложений.
Знаки
препинания
между
частями
сложносочинённого
предложения.
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых
ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого
предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в
бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей,
и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные
способы оформления на письме цитат.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы
11 класс (33 часа)
№
Тема
Количество
п/п
часов
Речевой этикет в письменном общении
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой
этикет в частной и деловой переписке.
2. Особенности речевого этикета при дистанционном письменном
общении.
Пунктуация
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
3. Основное
назначение
пунктуации.
Принципы
русской
пунктуации.
4. Структура предложения и пунктуация. Основные функции
пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации.
Знаки препинания в конце предложения
5. Предложение и его основные признаки. Границы предложения,
Знаки препинания в начале предложения.
Знаки препинания внутри простого предложения
6. Знаки препинания между членами предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым.
7. Знаки препинания между однородными членами предложения.
Грамматические и интонационные особенности предложений с
однородными членами.
8. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
обобщающими словами при однородных членах.
9. Однородные и неоднородные определения, их различение на
основе характеристики предложения.
10. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Интонационные особенности предложений.
11. Обособленные определения. Причастный оборот. Отличия
причастного и деепричастного оборотов.
12. Обособление приложений.
1.

1
1

1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
3

13. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
14. Смысловая и интонационная характеристика предложений с
обособленными дополнениями.
15. Выделение
на
письме
уточняющих,
поясняющих
и
присоединительных членов предложения.
16. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом
17. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с
членами предложения.
18. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
обращениями. Пунктуационное выделение междометий.
Знаки препинания между частями сложного предложения
19. Грамматические и пунктуационные особенности сложных
предложений. Виды сложных предложений.
20. Знаки
препинания
между
частями
сложносочиненного
предложения.
21. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
22. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака
препинания в бессоюзном сложном предложении.
23. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из
трех и более частей.
24- Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической
25. конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Знаки препинания при передаче чужой речи
26. Прямая и косвенная речь.
27. Оформление на письме прямой речи и диалога.
28. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
29- Связный текст как совокупность предложений.
30.
31. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом
контекста.
32. Авторские знаки.
33. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурносмысловое членение текста.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
2

1
1
1
2
1
1
1

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».