Приложение № 35 к основной образовательной программе среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «СОЧИНЕНИЕ: ЗАКОНЫ И СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА» Уровень общего образования: среднее общее образование Класс: 11 Уровень изучения предмета: базовый Реализация ФГОС СОО 1. Планируемые результаты изучения учебного курса «Сочинение: законы и секреты мастерства» 1. 1. Личностные результаты ― эмоциональность; ― умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; ― эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать; ― чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к ― совершенствование собственной речи; ― любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; ― понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; ― интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; ― потребность в чтении; ― наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ― ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; ― этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. 1. 2. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия ― самостоятельно формулировать тему и цели урока; ― составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; ― работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; ― в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные универсальные учебные действия ― вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; ― пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; ― извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); ― перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); ― пользоваться словарями, справочниками; ― осуществлять анализ и синтез; ― устанавливать причинно-следственные связи; ― строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные универсальные учебные действия ― оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 1 ― ― ― ― ― 1. ― ― ― ― 2. ― ― ― 3. ― ― ― 4. ― ― ― адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. 1. 3. Предметные результаты освоения программы в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней. в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы. в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Обучающийся после завершения курса научится: анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению; 2 ― ― ― ― ― ― ― ― ― ― ― определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста; соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого пути писателя; самостоятельное выполнять различные виды творческих устных и письменных работ; написание классных и домашних сочинений по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы; использовать знания зарубежной литературы для сопоставления героев русской и зарубежной литератур; сопоставлять различных интерпретаций произведения в других видах искусств; электронные версии новых книг и литературных журналов. анализировать произведение в связи с основными литературно-критическими работами, рецензировать прочитанные произведения; самостоятельно работать с ресурсами электронных библиотек, умение подписываться на рассылку электронных новостей по литературе. Выпускник получит возможность знать /понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия. 2. Содержание учебного курса «Сочинение: законы и секреты мастерства» Введение Ознакомление обучающихся с критериями оценивания, целями и задачами курса, направлениями итогового сочинения в текущем учебном году. Анализ формулировки темы сочинения. Формулировка темы и ее конкретизаторы, формулировка темы и языковая единица, ее выражающая, тип темы по степени полноты отражения в ней суждения, анализ формулировки темы, определение своей задачи по ее раскрытию; вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи; использование для тренировки вопросительных формулировок тем. Композиция сочинения. Коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел. Сочинение как смысловое и структурное единство. Абзац в сочинении и его значение. Общая схема сочинения: вступление, основная часть, заключение. Соотношение частей сочинения. Объем сочинения. Построение композиции сочинения по принципу доказательства теоремы. Основная мысль (идея) сочинения Осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме. Анализ образцов и написание собственных работ. Тезис Формулировка тезисов сочинения. Авторское «я» в сочинении. Написание тезисов к заданным темам. Аргументы 3 Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал. Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного. Типы вступления Назначение и роль вступления к сочинению. Возможные варианты вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое. Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме. Заключительная часть сочинения Заключительная часть сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки сочинения. Литературный язык, его нормы. Качества хорошей речи. Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок. № п/п 1. 23. 45. 67. 8. 9. 1011. 12. 1314. 15. 1617. 1819. 20. 2122. 23. 2425. 26. 27- 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 11 класс Тема занятия Количество часов Введение. Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических произведений. Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения. Анализ формулировки темы сочинения. 1 2 Композиция сочинения. Основная мысль (идея) сочинения. Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ 1 1 2 Тезис. Практикум. Написание тезисов к заданным темам. 1 2 Аргументы. Практикум. «Мозговой штурм» - учимся подбирать аргументы. 1 2 Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного. Типы вступления. Практикум. Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме. Заключительная часть сочинения. Написание сочинения. Взаимопроверка работ по критериям. 2 Литературный язык – лучшая часть общенародного языка. Нормы литературного языка. 1 2 2 2 1 2 1 2 4 28. 29. 30. 31. 32. 33. Качества хорошей речи: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, чистота, эмоциональность. Виды грамматических ошибок. Стилистические ошибки в сочинениях учащихся. Практикум. Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок. Итоговое занятие. 1 1 1 1 1 5