Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Азбука звукорежиссера

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
МО Среднеуральск

624071, Свердловская область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 6 от 27 мая 2025 года

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ – СОШ № 6
с углубленным изучением отдельных
предметов
Приказ от 29.05.2025 года № 01-12-182

«___» ________________ 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Азбука звукорежиссера»

Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 14 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: базовый

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.

Пояснительная записка
Учебный (тематический) план
Содержание учебного (тематического) плана

3
4
6

4.

Организационно-педагогические условия реализации программы

8

5.

Список литературы

8

2

Пояснительная записка
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок
развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Звукорежиссер – одна из наиболее востребованных профессий в
медиаиндустрии и шоу-бизнесе.
Звукорежиссер - одна из сложнейших творческих профессий в современном
мире. Она находится на стыке искусства и электроники, поэтому круг знаний,
необходимых
звукорежиссеру,
необычайно
широк.
Он должен иметь совершенный слух, хорошую музыкальную и техническую
подготовку, прекрасную память, быструю реакцию. Звукорежиссеру приходится
общаться не только с техникой, но и с людьми, и значит, ему нужно быть
компетентным критиком, иметь организаторские способности, знать психологию
зрителей.
В МАОУ – СОШ № 6 создан кружок «Азбука звукорежиссёра», в котором
занимаются учащиеся 8 – 11 классов в возрасте 14 – 17 лет. Новизна программы в
том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами
стремятся научиться навыкам звукорежиссёра.
Цель программы:
Получить первоначальные знания не только в теории, но и практику записи,
обработки и монтажа звука, а также звукоусиление в концертных залах.
Задачи программы

Научить пользоваться звукозаписывающими программами

Обучить записывать, обрабатывать и монтировать звук

Формировать знания о звукоусиливающей аппаратуре

Обучить подключать звукоусиливающую аппаратуру разной сложности.

Формировать фонотеку музыкальных файлов, используемых на концертах

Развивать музыкальный слух

Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления, чувство ритма.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в учебном
году – 153 часа.
Занятия могут проходить по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.

Практические занятия на звукоусиливающей аппаратуре.

Занятия- репетиции на звукоусиливающей аппаратуре во время репетиций
концертных номеров.
Учебно-тематический план
№
Раздел I.
1
Раздел II.
1
2
3
Раздел III

Разделы, название темы.
Введение в специальность.
Общие вопросы звукорежиссуры.
Начальные сведения о звуковом оборудовании
Микрофоны и их применение в звукозаписи и на
концертах
Микшерные пульты.
Слуховой контроль записи на концертах.
Компьютерная запись звука.

Часы
теория практика
2 ч.
4 ч.

12 ч.

4 ч.
3 ч.

12 ч.
12 ч.

3

1
2
3
Раздел IV
1
2
Раздел V
Итого:
Итого:

Цифровой звук. Форматы звуковых файлов.
Запись и обработка звука на компьютере.
Сведение звуковых треков.
Фоновая музыка для использования на
мероприятиях
«Подложки» и фоновая музыка
«Отбивки» и их использование.
«Озвучка» мероприятий: тематически и
календарных

4 ч.
4 ч.
4 ч.

12 ч.
12 ч .
12 ч.

4 ч.
4 ч.

12 ч.
12 ч.
24 ч.

33

120
153 ч.

Содержание программы
Раздел I. Введение в специальность.
Тема 1. История звукозаписи.
Первые
звукозаписывающие
аппараты.
Возникновение
фонографа.
Возникновение магнитной записи. Появление многодорожечных аппаратов
магнитной записи. Дальнейшие достижения записи звука. Первые профессиональные
звукорежиссерские кадры.
Тема 2. Общие вопросы звукорежиссуры.
Сходство и отличительные особенности задач звукорежиссера на телевидении,
радио и в кинематографе. Звук на телевидении, его связь с изобразительным
решением телепрограммы.
Профессиональные задачи и роль звукорежиссера на телевидении. Творческий
характер профессии. Универсальность и специализация звукорежиссерской
деятельности. Звукорежиссер - сотворец исполнителя, содирижер и сорежиссер.
Раздел II. Начальные сведения о звуковом оборудовании
Тема 1. Микрофоны.
Типы микрофонов. Предназначение микрофонов. Основные характеристики
микрофонов. Питание конденсаторных микрофонов, его источники. Беспроводные
системы. Радиомикрофоны, их устройство и применение. Приемник и передатчик
радиомикрофона. Частоты радиомикрофонов. Переключения на корпусе микрофона,
их обозначение, примеры использования. Студийные микрофоны. Микрофоны для
вокалистов. Микрофоны для музыкальных инструментов (определенные микрофоны
для определенных инструментов).
Тема 2. Микшерные пульты.
Типы звукорежиссерских пультов в зависимости от назначения и области
применения: пульты для больших студий, выносные малогабаритные пульты, пульты
для озвучивания концертных залов, Общее описание и основные функциональные
характеристики.
Операции, осуществляемые с помощью микшерных пультов. Принципы набора
и коммутации на пульте. Диаграмма уровней микшерного пульта. Наиболее
употребительные английские термины, встречающиеся на пультах звукорежиссера.
Задняя панель пульта.
Тема 3. Слуховой контроль записи.
Акустика аппаратной звукорежиссера, ее нейтральность. Основные технические
характеристики и квалификация контрольных агрегатов. Студийные мониторы, их
размещение. Специальные малые звуковые контрольные агрегаты. Обратный
4

контроль записи. Акустические системы концертных комплексов, мониторные
системы. Правила безопасности при работе со звуком большой мощности.
Раздел III. Компьютерная запись звука
Тема 1. Цифровой звук.
Форматы звуковых файлов. Профессиональные форматы звуковых файлов.
Звуковые карты. Назначение. Типы. Устройство и принцип работы. Аудио драйверы.
Тема 2. Запись и обработка звука на компьютере.
Компьютер. Типы программ. Программно-аппаратные комплексы для записи,
редактирования и обработки звука. Запись и обработка звука на компьютере.
Настройка компьютера для работы со звуком. Основные приёмы работы.
Тема 3. Сведение звуковых треков.
Сведение и мастеринг. Назначение. Основные приёмы работы. Программы
Sound Forge Pro 10, Audasiti, Audichen.
Раздел IV. Фоновая музыка для использования на мероприятиях
Тема 1. «Подложки» и фоновая музыка.
Общие вопросы музыкального оформления. Фонотека. Разделы музыкальной
литературы. Картотека. Понятие «музыкальная подложка». Создание «музыкальных
подложек», группирование по тематикам, на русские и зарубежные.
Тема 2. Понятие «отбивка» их использование и разновидность.
Создание отбивок и группирование их по тематикам, на русские и зарубежные.
Работа с шумами, звучащими вместе с музыкальными фрагментами.
Раздел V. «Озвучка» мероприятий: тематических и календарных.
Формирование фонотеки фоновой музыки и практическое использование её на
тематических мероприятиях. Слуховой контроль записи музыкальных произведений.
Внимательное
прослушивание
музыкальных
произведений.
Поурочное планирование
№
урока
1
2
3
4
5

6
7

8

Содержание урока
Раздел I. Введение в специальность. Общие вопросы
звукорежиссуры.
Раздел II. Начальные сведения о звуковом оборудовании
Теория. Микрофоны и их применение в звукозаписи и на концертах.
Практика. Беспроводные системы. Радиомикрофоны, их устройство
и применение.
Практика. Частоты радиомикрофонов. Переключения на корпусе
микрофона, их обозначение, примеры использования.
Теория. Микшерные пульты.
Типы звукорежиссерских пультов в зависимости от назначения и
области применения: пульты для больших студий, выносные
малогабаритные пульты, пульты для озвучивания концертных залов.
Практика. Операции, осуществляемые с помощью микшерных
пультов. Принципы набора и коммутации на пульте
Практика. Диаграмма уровней микшерного пульта. Наиболее
употребительные английские термины, встречающиеся на пультах
звукорежиссера. Задняя панель пульта.
Теория. Слуховой контроль записи на концертах.
Акустика аппаратной звукорежиссера, ее нейтральность. Основные
технические характеристики и квалификация контрольных

Кол-во
часов
2
4
6
6
4

6
6

3

5

9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31-36

агрегатов.
Практика. Студийные мониторы, их размещение. Специальные
малые звуковые контрольные агрегаты. Обратный контроль записи.
Практика. Акустические системы концертных комплексов,
мониторные системы. Правила безопасности при работе со звуком
большой мощности.
Раздел III. Компьютерная запись звука.
Теория. Цифровой звук. Форматы звуковых файлов.
Практика. Профессиональные форматы звуковых файлов. Создание
трека.
Практика. Звуковые карты. Назначение. Типы.
Практика. Устройство и принцип работы. Аудио драйверы.
Теория. Запись и обработка звука на компьютере.
Практика. Настройка компьютера для работы со звуком. Основные
приёмы работы.
Практика. Программно-аппаратные комплексы для записи,
редактирования и обработки звука.
Практика. Запись и обработка звука на компьютере.
Теория. Сведение звуковых треков.
Практика. Сведение и мастеринг. Назначение.
Практика. Основные приёмы работы, последовательность
дейстивий.
Практика. Программы Sound Forge Pro 10, Audasiti, Audichen.
Раздел IV Фоновая музыка для использования на
мероприятиях.
Теория. «Подложки» и фоновая музыка
Практика. Понятие «музыкальная подложка». Создание
«музыкальных подложек».
Практика. Группирование их по тематикам, на русские и
зарубежные.
Практика. Общие вопросы музыкального оформления. Фонотека.
Теория. «Отбивки» и их использование.
Практика. Создание отбивок.
Практика. Группирование их по тематикам, на русские и
зарубежные.
Практика. Работа с шумами, звучащими вместе с музыкальными
фрагментами.
Раздел V. «Озвучка» мероприятий: тематических и
календарных. Практика в течении учебного года.
Всего:

6
6

4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

4
4
4
4
4
4
4
24
153

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам:
знать/понимать:

специфику работы современного звукорежиссера;

выразительные средства звукозаписи, принципы и приемы звукорежиссуры;

основные типы цифровой техники, современное звукотехническое оборудование
студий, принципы акустических процессов в закрытых помещениях;

основные принципы устройства, работы и построения современных
электронных приборов, используемых при записи и воспроизведении звука;
6


различные форматы аудиофайлов, принципы работы аудиоредакторов;

уметь:

подключать и настраивать звукотехническую аппаратуру перед мероприятием;

навыками сведения музыки в многоканальном звуковом формате в контексте
изображения;

пользоваться основными современными аудиоредакторами, конвертировать,
импортировать и экспортировать звуковые файлы различных форматов;

оценить качество звучания фонограммы;

оперативно работать с большим количеством микрофонов;

быстро реагировать на какие-либо изменения происходящие на сцене.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:

использовать свои умения и навыки работы с техникой и проявлять инициативу
в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные
гостиные, концерты, дискотеки и др.);

совершенствовать умения и навыки самообразования при организации
культурного досуга, при составлении домашней фонотеки.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Звукоусиливающая аппаратура
4. Радиомикрофоны
5. Микшерный пульт
6. Микрофонные стойки «Журавль» стандартного размера.
Использованная литература.
Книга "Основы звукорежиссуры" (Дворко Н.И., Динов В.Г., Шугаль С.Г. и др.)
Книга "Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты" (Загуменов

1.
2.
А.П.)
3.
Книги "Искусство сведения" (Д. Гибсон) и "Творческая звукозапись" (Пол
Уайт)
4.
Статьи "10 шагов к звуковому пейзажу" (Говард Магнум) и "20 советов Пола
Уайта".

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».