Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
МО Среднеуральск
624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 1 от 27 августа 2025 года
Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ – СОШ № 6
с углубленным изучением отдельных
предметов
Приказ от 28.08.2025 г. № 01-12-233
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ»
Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 11
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО
1.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русское правописание»
1.1. Личностные результаты
сформированность потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую
культуру;
осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру;
понимание этики и эстетики.
1.2. Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности,
составлять планы, учебные алгоритмы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки
достигнутых результатов;
в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального
эффекта.
1.3. Предметные результаты освоения программы
сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его
развития, функциях языка;
освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи;
литературный язык, нормы литературного языка; устная и письменная форма речи;
синонимика русского языка;
источники расширения словарного состава современного русского языка;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка;
владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах;
практическое овладение основными нормами современного литературного языка.
Обучающийся после завершения курса научится:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать
языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определённых жанров (сочинения);
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и
в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;
определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в
соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;
опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;
определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
определять признаки и структурные элементы текста;
опознавать типы текстов.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого
стиля речи;
опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм; осуществлять речевой
самоконтроль.
Содержание учебного курса «Русское правописание»
Речевой этикет в письменном общении
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление
этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной
речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в
России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы
поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМSсообщения, электронная почта, телефакс и др.)
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях
на тематических чатах Интернета.
Пунктуация
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение
пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы
русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки
препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации:
1.
знаки препинания в конце предложения;
2.
знаки препинания внутри простого предложения;
3.
знаки препинания между частями сложного предложения;
4.
знаки препинания при передаче чужой речи;
5.
знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы
предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом
особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки
препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды
сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные
и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире,
запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
2.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей,
и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные
способы оформления на письме цитат.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы
11 класс (34 часа)
№
Тема
Количество
п/п
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Речевой этикет в письменном общении
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой
этикет в частной и деловой переписке.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном
общении.
Пунктуация
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации.
Структура предложения и пунктуация. Основные функции
пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации.
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки. Границы предложения,
Знаки препинания в начале предложения.
Знаки препинания внутри простого предложения
Знаки препинания между членами предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания между однородными членами предложения.
Грамматические и интонационные особенности предложений с
однородными членами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на
основе характеристики предложения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Интонационные особенности предложений.
Обособленные определения. Причастный оборот. Отличия
причастного и деепричастного оборотов.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с
обособленными дополнениями.
Выделение
на
письме
уточняющих,
поясняющих
и
присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с
членами предложения.
18. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
обращениями. Пунктуационное выделение междометий.
Знаки препинания между частями сложного предложения
19. Грамматические и пунктуационные особенности сложных
предложений. Виды сложных предложений.
20. Знаки
препинания
между
частями
сложносочиненного
предложения.
21. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
22. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака
препинания в бессоюзном сложном предложении.
23. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из
трех и более частей.
24- Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической
25. конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Знаки препинания при передаче чужой речи
26. Прямая и косвенная речь.
27. Оформление на письме прямой речи и диалога.
28. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
29- Связный текст как совокупность предложений.
30.
31. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом
контекста.
32. Авторские знаки.
33- Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно34. смысловое членение текста.
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2