Рабочая программа по предмету Текст о тексте, 10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
МО Среднеуральск
624071, Свердловская
область,
г. Среднеуральск,
ул. Лермонтова, д. 6

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 6 с углубленным
изучением отдельных предметов
Протокол № 1 от 27 августа 2025 года

Тел. (34368)7-54-17,
7-40-06, 7-46-04
Сайт: 6sdu.uralschool.ru
E-mail: ave_sol_6@mail.ru

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ – СОШ № 6
с углубленным изучением отдельных
предметов
Приказ от 28.08.2025 г. № 01-12-233

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТЕКСТ О ТЕКСТЕ»

Уровень общего образования: среднее общее образование
Класс: 10
Уровень изучения предмета: базовый
Реализация ФГОС СОО

1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Текст о тексте»
Личностные результаты: формирование навыков исследовательской деятельности,
готовности и способности вести диалог; формирование навыков самоанализа и
самоконтроля.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
УД;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
 работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, договариваться друг с другом и т. д.);
 в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
 учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты;
 уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
2. Содержание учебного предмета
10 класс (34 часа)
Введение
Особенности написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. План написания,
композиция сочинения.
Проблема текста
Типы проблем, способы выявления проблемы. Способы формулирования проблемы
исходного текста. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные
ошибки при формулировании проблемы.
Комментарий к проблеме
Типы комментария. Типы информации в тексте. Типовые конструкции для
комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при
комментировании проблемы.

Авторская позиция
Понятие «авторская позиция». Средства выражения позиции автора. Авторская
позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Требования к формулировке
авторской позиции в письменной работе выпускника.
Аргументация собственной позиции
Виды аргументов. Структура аргумента. Источники аргументации. Правила
использования аргументов. Этическая норма.
Речевое оформление сочинения
Типы ошибок. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические и фактические
ошибки. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Экспертная оценка сочинения.
Текст как речевое произведение
Ключевые понятия текста. Признаки текста.
Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и
синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные
связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.
Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
Стили речи. Характеристика функциональных стилей:
 сфера применения;
 основные функции;
 ведущие стилевые черты;
 языковые особенности;
 специфические формы (жанры).
Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики.
Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная
лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и
словообразования. Выразительные средства синтаксиса.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (теория)
Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного
экзамена по русскому языку.
Анализ и информационная переработка исходного текста.
Рецензия и эссе как вид творческой работы.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика)
Композиция (план) сочинения.
Выявление проблемы текста. Типы комментирования проблемы.
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и
текстуальный комментарий.
Аргументация собственной позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы.
Вывод.
Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация.
Анализ образцов рецензий и эссе.
Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

3. Тематическое планирование учебного предмета
10 класс
Тематический блок
Количество часов
Введение.
Проблема текста.
Комментарий к проблеме.
Авторская позиция. Аргументация собственной позиции.
Текст как речевое произведение. Речевое оформление
сочинения.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (теория).
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика).
Итого

2
4
5
5
5
6
7
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».