ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ, НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МАОУ – СОШ 6 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов ГО Среднеуральск Утверждено и введено в действие приказом № 01-12-121 от «26» мая 2023 г. 1. Общие положения Настоящее Положение о работе со слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися (далее – Положение) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Цели: обеспечение выполнения «Закона об образовании в РФ», Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней школы № 6 с углубленным изучением отдельных предметов (далее – МАОУ – СОШ № 6); повышение уровня и качества обучения отдельных учеников МАОУ – СОШ № 6 и Учреждения в целом. Задачи: формировать ответственное отношении обучающихся к учебному труду; повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации». Основные направления и виды деятельности: выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний обучающихся; принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости обучающихся и качества знаний обучающихся. Основное понятие настоящего Положения – слабоуспевающие обучающиеся, неуспевающие обучающиеся. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований. 2. Организация деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими обучающимся и его родителями 2.1. Учитель должен провести педагогическую диагностику (входной контроль) в начале учебного года с целью выявления уровня обученности обучающегося. 2.2. Учитель должен использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. 1 2.3. Учитель-предметник, работающий в 9 или 11 классе, должен в течение 1-ой четверти выявить обучающихся «группы риска» и поставить в известность классного руководителя и администрацию Учреждения. 2.4. Учитель должен регулярно и систематически опрашивать обучающихся, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5 – 7 обучающихся). 2.5. Учитель должен комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем) в корректной форме. 2.6. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. 2.7. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий, неуспевающий обучающийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию. 2.8. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости обучающегося, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более «2») 2.9. Учитель не должен снижать оценку обучающемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия. 2.10. Учитель-предметник ведет следующую документацию: карта индивидуальной работы со слабоуспевающими, неуспевающими на учебный год (Приложение № 1); задания по ликвидации пробелов в знаниях; индивидуальные тетради для дополнительных занятий; отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися, неуспевающими обучающимися (сдается администрации 1 раз в четверть при сдаче отчёта) по форме: Причины ИспользоваФормы Сроки Информаци Информац Результ Ф.И.О. неуспеваемо ные виды ликвида сдачи я классному ия ат ученика сти (учитель указывает самостоятель но выявленные причины) опроса ции пробело в материало в руководите лю (дата) родителям (дата) работы 3. Организация деятельности классного руководителя 3.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости обучающегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к педагогу - психологу (методы работы: анкетирование обучающихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести: пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине); недостаточная домашняя подготовка; низкие способности; нежелание учиться; недостаточная работа на уроке; необъективность выставления оценки на уроке; большой объем домашнего задания; высокий уровень сложности материала; другие причины. 3.2. В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная). Уважительными причинами считаются: 2 болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней; мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом Учреждения, проводящего данное мероприятие; освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя; по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора Учреждения). Неуважительными причинами считаются: пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося. 3.3. Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через совет по профилактике правонарушений (если прогулы систематические) 3.4. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к педагогу - психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей. 3.5. В случае указания обучающимся или родителями на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем - предметником или обратиться к директору Учреждения, заместителю директора, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам. 3.6. Классный руководитель ведет следующую документацию: Журнал посещения семьи слабоуспевающего, неуспевающего обучающегося по форме: Дата посещения Цель посещения Решение Роспись родителей Журнал регистрации бесед со слабоуспевающим, неуспевающим обучающимся по форме: Дата проведения Цель беседы Решение Роспись учащегося Работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих, неуспевающих обучающихся по форме: Дата Ф.И.О. учителя Проблема Принятые меры 3 Отчет классного руководителя по работе со слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися (сдает ежемесячно администрации школы) по форме: Количество Количест Вид работы Результативобучающихся во слабосо слабоуспевающими ность работы всего в классе успевающ обучающимися их Дата Ф.И. с/у Вид работы обучающ обучающегося ихся Карту контроля классного руководителя за слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися. 3.7. В случае выполнения п. 3.1. – 3.5. и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном обучающемся администрации Учреждения с ходатайством о проведении Совета профилактики, малого педсовета. 4. Организация деятельности ученика 4.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания. 4.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке. 4.3. Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией. 5. Программа деятельности педагога-психолога 5.1. В случае обращения классного руководителя по выявлению причин низкой успеваемости обучающегося педагог-психолог разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика. 5.2. Педагог-психолог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления социальных проблем. 5.3. При необходимости, совместно с классным руководителем посетить ученика на дому, составить акт обследования. 5.4. В случае обращения классного руководителя или родителей (законных представителей) по выявлению причин низкой успеваемости учащегося педагог-психолог разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика. 5.5. Педагог-психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка. 5.6. О результатах диагностик педагог-психолог докладывает классному руководителю и заместителю директора по УВР в виде аналитической справки. 5.7. Педагог-психолог ведет следующую документацию: план работы с неуспевающими учащимися; журнал регистрации бесед с неуспевающими учащимися; индивидуальные занятия; диагностика. 5.8. Отчет о работе с неуспевающими учащимися педагог-психолог предоставляет 1 раз в четверть заместителю директора по УВР. 6. Организация деятельности родителей 6.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя. 6.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение Учреждения. 4 6.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам. 6.4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, педагогупсихологу, администрации ОУ. 6.5. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям. 7. Организация деятельности администрации школы 7.1. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися. 7.2. Администрация школы ведет следующую документацию: общешкольный план работы со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» (Приложение № 3); общий список неуспевающих обучающихся и учащихся «группы риска»; разрабатывает систему мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по предупреждению неуспеваемости обучающихся (Приложение № 2) 7.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися. 7.4. В случае неэффективности принятых мер, администрация школы организует работу малого педсовета, Совета профилактики, на который приглашается обучающийся и его родители для решения дальнейшего вопроса об обучении. 7.5. Решение об оставлении слабоуспевающего, неуспевающего обучающегося на повторный курс обучения принимает педагогический совет. 8. О контроле за соблюдением данного Положения 8.1. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель директора школы по УВР. ПРИНЯТО с учетом мнения коллегиального органа управления: Педагогический совет Протокол № 4 от 25.05.2023 г. 5 Приложение № 1 КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ, НЕУСПЕВАЮЩИМ ОБУЧАЮЩИМСЯ Ф.И.О. обучающегося _______________________________________Класс_______ Ф.И.О. учителя _____________________________ Предмет ____________ Дополнительные занятия № Дата Время Тема занятия Итоги, результативность занятия 1 2 3 4 5 Информирование родителей № Дата Тема Форма информирования Результат 1 2 3 4 6 Приложение № 2 Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по предупреждению неуспеваемости Профилактика неуспеваемости на уроке: 1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшее затруднение. 2. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. 3. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания. 4. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. 5. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. 6. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал 7. Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта, включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. 8. Инструктировать о порядке выполнения работы. 9. Умело оказывать помощь учащимся в работе, развивать их самостоятельность. 10. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль. 11. Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. 12. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. 13. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся. Помощь неуспевающему на уроке: 1. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления. 2. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 3. Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала 4. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов, раздаче наглядного материала и т.д. 5. Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. 6. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 7. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий 7 Приложение № 3 Карта контроля классного руководителя за слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися Ф.И.О. классного руководителя _________________________________________________ Класс № Ф.И. неуспевающего учащегося Проведение профилактических бесед дата подпись уч-ся дата Беседы с учителями-предметниками Информирование родителей предмет дата Ф.И.О. учителя проблема принятые меры Форма информи рования Результат работы Тема, проблема 0 0