Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов ГО Среднеуральск 624071, Свердловская область, г. Среднеуральск, ул. Лермонтова, д. 6 Тел. (34368)7-54-17, 7-40-06, 7-46-04 Сайт: 6sdu.uralschool.ru E-mail: ave_sol_6@mail.ru «ПРИНЯТО» Педагогическим советом МАОУ – СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов Протокол № 1 от 31 августа 2023 года УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ – СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов от 31.08.2023 г. № 01-12-167 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ» Уровень общего образования: основное общее образование Класс: 8 Уровень изучения предмета: базовый Реализация ФГОС ООО г. Среднеуральск 2023 Планируемые результаты освоения учебного курса «Решение текстовых задач» ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ 1.1 Личностные результаты: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления; представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы её развития и значимость для развития цивилизации; вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; понимание роли математических действий в жизни человека; интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметноисследовательской деятельности; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; понимание причин успеха в учебе; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей. Обучающийся получит возможность для формирования: интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире; первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности; общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы; понимания чувств одноклассников, учителей; представления о значении математики для познания окружающего мира. 1.2 Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; выполнять действия в устной форме; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир; воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; контролировать свои действия в коллективной работе; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. корректно формулировать свою точку зрения; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; использовать рисуночные и символические варианты математической записи; на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций; строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 15 предложений); проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; проводить аналогию и на ее основе строить выводы; в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения. Обучающийся получит возможность научиться: ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; работать с дополнительными текстами и заданиями; соотносить содержание схематических изображений с математической записью; моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; строить рассуждения о математических явлениях; пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач. 1.3. Предметные результаты освоения программы Обучающийся научится: дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием; использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения; решать уравнения на нахождение неизвестного различными способами; выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое; дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи; выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки; выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач; решать простые и составные задачи; составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению. Обучающийся получит возможность научиться: выбирать наиболее удобные единицы измерения величины для конкретного случая; составлять уравнения по тексту, таблице, закономерности; проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений. находить правильное решение или правильный ответ задачи. 2. Содержание учебного курса «Решение текстовых задач» Текстовые задачи и техника их применение. Понятие текстовой задачи и ее виды. Этапы решения текстовой задачи. Арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи. Оформление решения текстовых задач; рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач. Задачи на движение. Решение задач на движение (движение навстречу друг другу; движение в противоположных направлениях из одной точки; движение в одном направлении; движение по реке (движение по течению и против течения); движение по кольцевым дорогам). Чтение графиков движения. Графический способ решения задач на движение. Задачи на работу. Алгоритм решения задач на работу. Вычисление неизвестного времени работы. Путь, пройденный движущимися телами, рассматриваемый как совместная работа. Задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами. Задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы. Задачи, в которых требуется найти производительность труда. Задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы. Система задач, подводящих к составной задаче. Задачи на проценты. Типы задач на проценты. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции. Основная формула процентов. Простые и сложные проценты. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. Решение задач связанных с банковскими расчётами. Задачи на смеси и сплавы. Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы. Концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Количество вещества. Решение разноуровневых задач на смеси, сплавы, растворы. Задачи с геометрическим содержанием. Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях. Практическая работа на местности. Решение геометрических задач алгебраическим способом. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы № урока 1 2 3 4 5 6-7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18-19 20 21 22 23-24 Тема Текстовые задачи и техника их применения (2 часа) Понятие текстовой задачи и ее виды. Этапы решения текстовой задачи. Арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи. Оформление решения текстовых задач; рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач. Задачи на движение(7 часов) Решение задач на движения навстречу друг другу. Решение задач на движение в противоположных направлениях из одной точки. Решение задач на движение в одном направлении. Решение задач на движение по реке (движение по течению и против течения). Решение задач на движение по кольцевым дорогам. Чтение графиков движения. Графический способ решения задач на движение. Задачи на работу (7 часов) Алгоритм решения задач на работу. Вычисление неизвестного времени работ. Решение задач на путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа. Решение задач на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами. Решение задач, в которых требуется определить объём выполняемой работы. Решение задач, в которых требуется найти производительность труда. Решение задач, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы. Решение систем задач, подводящих к составной задаче. Задачи на проценты (5 часов) Решение типовых задач на проценты. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы). Процентные вычисления в жизненных ситуациях (банковские операции, голосования). Процентные вычисления в жизненных ситуациях (банковский процент, ипотека). Задачи на смеси и сплавы (7 часов ) Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы. Концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Количество вещества. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 25-26 27-28 29-30 31 32-33 34 Решение задач на объёмную концентрацию смеси (сплава). Решение задач на переливание. Задачи с геометрическим содержанием (7 часов) Вычисление элементов, периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях. Практическая работа на местности. Решение геометрических задач алгебраическим способом. Итоговое занятие. Обобщение решения текстовых задач. 2 2 2 1 2 1